Концепция вытеснения травматических переживаний

Обратимся к достаточно сложному феномену психологической защиты, получившему наименование «вытеснение». Когда личность получает мощную психическую травму и оказывается не в состоянии перенести эти трагические, ужасные, непонятные, неизвестные и в ряде случаев даже чуждые ей переживания, они как бы вытесняются из памяти и сознания. Чаще всего вытеснению подвергаются именно чувства, являющиеся для конкретной личности настолько мучительными, что о них просто нельзя постоянно помнить, но и забыть невозможно. Поэтому повторим еще раз, с помощью защитных механизмов они вытесняются из актуальной памяти и сознания, но остаются присутствующими в психике. Здесь мы имеем некий вариант переноса выдающегося открытия в области физики в психологию, в частности закона сохранения энергии, которая никогда никуда не исчезает, а только преобразуется из одних форм существования в другие (электрической в тепловую и наоборот и т. д.). По аналогии с этим З. Фрейд вводит понятие «сохранения психических содержаний», которые также никуда не исчезают, а лишь преобразуются в другие формы. В результате подобных преобразований тех или иных переживаний (о которых и помнить нельзя, и забыть невозможно) возникают те или иные психические или даже психосоматические симптомы. Например, уже упомянутые выше тики, заикание, нарушения сна, депрессии и т. п., которые, казалось бы, никак не обнаруживают содержание явившихся их причиной травматических переживаний. В этом состоит главное отличие понятия симптома в медицине и в психологии. Симптом просто говорит о каком-то душевном неблагополучии, но, в отличие от соматической медицины (например, боли в печени или в сердце), никак не указывает на его причину и локализацию в психике.

В принципе любое непереносимое аффективное переживание может трансформироваться в симптом, как психопатологический, так и связанный с тем или иным органом. Данный психологический феномен получил название «соматизация» и/или «конверсия». Позднее эти представления были существенно расширены, и в настоящее время общепризнано, что если культура или социум запрещают людям предъявлять их психические страдания, они начинают замещаться соматическими симптомами со стороны различных внутренних органов, так как любое страдание вызывает потребность предъявления своих жалоб кому-то другому. Этот психологический феномен известен как потребность в отторжении мучительных воспоминаний или переживаний. Считается, что наиболее часто этот вариант конверсии встречается в тоталитарных сообществах, но в целом, по данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), до 40 % пациентов, обращающихся за помощью к врачам общей практики с жалобами на здоровье, не нуждаются ни в какой помощи, кроме психологической. Экстренная психологическая помощь во многом базируется на идее о необходимости предоставления пострадавшим максимальной возможности для отторжения воспоминаний и выплескивания аффекта.

«Навязчивое возвращение» не следует путать с «навязчивым повторением», когда субъект проявляет бессознательную склонность следовать одним и тем же стратегиям поведения, выборам аналогичных сексуальных или семейных партнеров несмотря на то, что у него уже имеется негативный или даже травматический опыт, связанный с такими действиями и ситуациями.

Эти идеи получают дальнейшее развитие в работе Фрейда 1920 г. «По ту сторону принципа наслаждения». В частности, сравнивая травматические неврозы мирного и военного времени, З. Фрейд констатирует, что в случае, когда психическая травма сочетается с физической (например, ранением), вероятность появления невротической реакции оказывается гораздо меньше. Достаточно важными представляются также идеи о «навязчивом возвращении» к психотравмирующей ситуации и фиксации на травме, что проявляется в постоянных воспоминаниях и сновидениях, связанных с психической травмой. Такой феномен объясняется тем, что после пассивной роли, в которой человеку пришлось что-то пережить, в своих воспоминаниях он «ставит себя в активное положение», делается как бы властелином ситуации, предотвращает или преодолевает ее или даже удовлетворяет чувство мести за пережитое страдание. Этот тезис следует дополнить мощным регрессом к магическому типу мышления, яркость которого широко варьирует. Но одним из наиболее демонстративных примеров является получившая трагическую известность искренняя вера некоторых матерей Беслана в возможность воскрешения их детей.

Ключевые слова: Психотравма, Вытеснение
Источник: Психология кризисных и экстремальных ситуаций: учебник / под ред. Н. С. Хрусталёвой. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2018. — 748 с.
Материалы по теме
Психическая травма и психическое развитие в детском возрасте
Психология кризисных и экстремальных ситуаций: учебник / под ред. Н. С. Хрусталёвой. — СПб...
Вытеснение, символизация и творчество
Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 2. Защитные механизмы, самосознание...
Утрата как травма
Психология кризисных и экстремальных ситуаций: учебник / под ред. Н. С. Хрусталёвой. — СПб...
Вытеснение, замещающие образования и симптомообразование
Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 2. Защитные механизмы, самосознание...
Психические травмы мигрантов
Психология кризисных и экстремальных ситуаций: учебник / под ред. Н. С. Хрусталёвой. — СПб...
Регрессия и вытеснение, рационализация
Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 2. Защитные механизмы, самосознание...
Психоаналитическое понимание вытеснения
Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 2. Защитные механизмы, самосознание...
Связь обратной реакции с другими защитными механизмами
Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 2. Защитные механизмы, самосознание...
Оставить комментарий