Коммуникативная парадигма в современной философии

Идея «коммуникации», т.е. взаимодействия людей как основы общественной реальности и соответственно исходной предпосылки философии и ее отдельных разделов, является основной для многих мыслителей. Но особенно популярной тема коммуникации стала в философских учениях последних десятилетий XX в., из которых на первое место по уровню теоретической разработанности и глубине влияния следует поставить концепции К.-О. Апе-ля, Ю. Хабермаса, а также ряда их учеников и последователей (В. Кульманн, А. Хоннет и др.).

Общим для мыслителей полем исследований и споров оказалась сфера практического разума, превосходящая теоретическую. Философия, по мнению Апеля, должна стать трансцендентальной прагматикой. Апель выдвигает на первый план аспекты коммуникативности, т.е. собственно, коммуникативного сообщества и дискурса. Здесь его устремления во многом совпали с усилиями Хабермаса, который в 80-90-х годах также много занимался коммуникативной теорией действия и этикой дискурса.

Для ответа на вопрос о том, что означает этика дискурса, Хабермас предлагает сначала задуматься над тем, в чем состояли особенности этики Канта. Ибо вся современная этика есть отчасти следование Канту, а в еще большей степени конструктивный диалог с ним. Согласно Хабермасу, этика Канта носит деонтологический, и универсалистский характер. Будучи деонтологической, этика Канта выдвигает на первый план принцип должного, а этические нормы интерпретируются у Канта как чистые и всеобщезначимые формы. «В этике дискурса место категорического императива занимает опыт моральной аргументации». Это значит, что на общую значимость могут претендовать лишь те нормы, которые способны были бы найти поддержку всех, кого они касаются, - если бы они могли стать участниками практического дискурса. До уровня универсального основополагающего принципа могут дорасти только такие нормы, которые играют в дискурсе роль правила аргументации.

Основная задача и реальной жизни, и социальной философии вкупе с этикой:

  • необходимость «отстоять значимость неприкосновенности индивида, требуя равного уважения к достоинству любого человека;
  • но в равной мере они должны обосновывать интерсубъективные отношения взаимного признания, благодаря которым индивиды сохраняются как члены сообщества.

Оба взаимосвязанных аспекта соответствуют принципам справедливости и солидарности».

В конструктивной полемике с другими этическими концепциями и этиками современности (кроме названных - это Ч. Тейлор, Э. Тугендхат, К. Гюнтер, Ст. Люкес, У. Фрид, Г. Патциг) Ха-бермас глубоко, интересно, по-новому разбирает многие важнейшие проблемы социальной философии и этики. Это, в частности, такие темы как значимость моральных суждений; процедуры и процессы признания моральных, правовых норм на уровне реальной практики и теории; моральные заповеди, запреты, рекомендации и процессы, процедуры их принятия, одобрения или отклонения и многие другие.

Хабермас, выступавший против традиционной «философии сознания», оспаривает и ее обновленный трансценденталистский вариант, предложенный Апелсм. Так спор об этике дискурса перерастает в захватившую многих философов Запада полемику о возможности или невозможности «последнего обоснования» (науки, знания вообще, этики, в частности), о характере и роли современной философии.

Так же в последние годы одной из центральных проблем для гуманитарных наук стала проблема существования человека в «пространстве: тотальной коммуникации», в том числе и виртуальной. Именно развитие новейших коммуникационных технологий позволяет говорить о становлении предсказанного Д. Бел-лом, А. Туреном, Э. Тоффлером, Т. Стоуньером, Дж. Мартином, Й. Масудой и другими авторами постиндустриального (или информационного) общества, фундаментальным признаком которого, по мнению этих авторов, является то, что на передний план в нем выходит не материальное производство, а порождение, распространение и потребление информации. Вместе с тем, действительность постиндустриального общества существенно отличается от обрисованной теоретиками картины. Согласно целому ряду современных работ по социальной философии и социологии, смыслообразующим элементом информационного общества в его нынешнем варианте следует считать уже не информацию как таковую, а коммуникацию - то есть трансляцию этой информации. Сегодня создается ничуть не больше интеллектуальной продукции или знания, чем в Античности или Средневековье. Принципиальная разница заключается в том, что сейчас неизмеримо больше коммуникаций. Поэтому неудивительно, что Интернет, многократно увеличивающий возможности осуществления коммуникаций и предоставляющий пользователям право активно участвовать в них, становится для многих исследователей центральным феноменом нашей эпохи, ее своеобразным символом. При этом Интернет не только качественно изменяет социальные, политические и экономические структуры, но и трансформирует сами коммуникационные процессы — виртуализируя их. Под коммуникацией следует понимать социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного и массового общения по разным каналам при помощи различных коммуникативных средств (вербальных, невербальных и других).

Классическая концептуальная модель коммуникативного акта, до сих пор в том или ином виде используемая всеми исследователями этого явления, разработана Г. Лассуэлом. Согласно этой модели, коммуникация может быть описана при помощи пяти элементов: КТО сообщает - ЧТО - по какому КАНАЛУ - КОМУ - с каким ЭФФЕКТОМ. Исходя из этой модели, виртуальную коммуникацию можно определить как некую особую форму коммуникации по признаку канала приема и передачи информации. Соответственно, основной ее отличительной характеристикой является опосредованностъ: виртуальная коммуникация осуществляется при помощи технического устройства (главным образом, компьютера) и во многом зависит от его функциональных возможностей, которые и определяют ее качественное своеобразие.

В отличие от большинства традиционных форм коммуникации, виртуальная коммуникация характеризуется дистантностью и высокой степенью проницаемости: ее участником может оказаться человек, находящийся в любой из частей света. Таким образом, виртуальная коммуникация носит глобальный межкулътур-ный характер, что приводит к столкновению в процессе коммуникации ценностно-нормативных ориентиров различных культур.

Феминизм к настоящему времени сформировался как альтернативная философская концепция культурного развития. В течение очень долгого времени он существовал как идеология равноправия женщин и как социально-политическое движение. Феминизм - это социально-политическая, культурологическая теория, в кот орой анализируется угнетение женщин и превосходство мужчин в историческом прошлом и настоящем, а также осмысляются пути преодоления мужского превосходства над женщинами. Эти аспекты очень важны для феминизма: именно в поисках ответов на реальные вопросы, касающиеся статуса женщин в обществе, теоретики феминизма стали формулировать новые подходы к анализу культуры.

В развитии феминистской теории, можно выделить следующие этапы:

  • Женские исследования (возникают в конце 1960-х гг. в США). Связь с женским феминистским движением.
  • Гендерные исследования (конец 80-х, 90-е гг.). Изменение проблематики: переход от анализа патриархата и специфического женского опыта к анализу гендерной системы.
  • Постгендерные исследования: призыв не к равенству, но подчеркивание процессов половой дифференциации и нетождественности женской чувствительности.

Выделяются следующие течения феминизма:

  • радикальный феминизм, выступает за критический пересмотр существующего и создание нового общественного порядка. Сторонники выступают за пересмотр всей системы социальных отношений, вызывая острую реакцию протеста по отношению к феминизму в целом со стороны значительной части общества;
  • либеральный феминизм стоит на позиции «различных, но равных». Его разновидностью является наука, направленная на восстановление женских имен в истории, литературе, искусстве, что влечет за собой изменение всего культурного канона;
  • интеллектуальный феминизм наиболее перспективен как новая социально-философская теория и широкая гуманистическая практика, выходящая в сферы творчества и политики.

Ныне феминизм как теоретическое направление получил оформление в виде междисциплинарных программ женских исследований (Women Studies), а также гендерных исследований (Feminists Studies).

Гендер — совокупность представлений о поведенческих особенностях мужчины и женщины. Эти особенности определяют женственность (феминность) и мужественность (маскулинность); акцентируют внимание на социальных различиях между полами. Это сложный социальный конструкт: различия в ролях, поведении, ментальных и эмоциональных характеристиках между мужским и женским началом, конструируемые обществом. Маскулинность, феминность - нормативные представления, о том, какими должны быть мужчины и женщины. Традиционные стереотипы маскулинности и феминности выражают, прежде всего, мужскую точку зрения. Мужское начало характеризуют следующие черты: рациональность, духовность, обожествленноегь, культурность. Женское начало описывается как: чувственное, телесное, природное, греховное.

Ключевые слова: Гендер
Источник: Н.В. Рябоконь. Философия УМК - Минск.: Изд-во МИУ, 2009
Материалы по теме
Что такое маскулинность и фемининность
Ильин Е. П. Пол и гендер. — СПб.: Питер, 2010. — 688 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии...
Теория андрогинности
Ильин Е. П. Пол и гендер. — СПб.: Питер, 2010. — 688 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии...
Маскулинность — фемининность и выбор вида профессиональной деятельности
Ильин Е. П. Пол и гендер. — СПб.: Питер, 2010. — 688 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии...
Гендерная идентификация, социализация и половая самоидентификация
Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 2. Защитные механизмы, самосознание...
Понятия — пол, гендер
Кондрашихина О.А., Дифференциальная психология
Гендерные различия в лидерском поведении
Пырьев, Е. А., Психология малых групп : учебное пособие / Е. А. Пырьев. - Москва; Берлин :...
Гендерные различия при социализации
Берри Джон В., Пуртинга Айп X., Сигалл Маршалл X., Кросс-культурная психология
Одаренность и гендер
Ридецкая О.Г., Психология одаренности
Оставить комментарий