Коммуникационная деятельность

Всякое не мгновенное, а длительное изменение (движение) есть процесс. Всякая социальная коммуникация но определению представляет собой социально-коммуникационный процесс. Движущими силами, детерминирующими течение процесса и ею конечные результаты, могут быть:

  • стихийные естественные силы, чуждые сознательному целеполаганию;
  • целенаправленно действующий субъект (деятель), стремящийся использовать доступные ему средства для достижения собственных целей.

Коммуникационные средства и методы, созданные искусственно людьми или возникшие естественным путем, будем называть коммуникационными явлениями. Коммуникационные процессы, целенаправленно осуществляемые субъектами коммуникации, назовем коммуникационной деятельностью.

Элементарная схема коммуникации иллюстрирует коммуникационную деятельность, поскольку она акцентирует целесообразность взаимодействия коммуниканта и реципиента. Но было бы неправильно сводить социальную коммуникацию только к коммуникационной деятельности, игнорируя сопровождающие эту деятельность явления. Более того, оказывается, что коммуникационная деятельность зависит от коммуникационных явлений как своих необходимых предпосылок, методов и средств. Достаточно назвать такие коммуникационные явления как речевая способность и естественный язык, без которых немыслима социальная коммуникация. Поэтому в реальную, а не элементарную схему коммуникации должны быть включены коммуникационные явления.

Формы коммуникационной деятельности определяются в зависимости от целевых установок, свойственных партнерам по коммуникации. Возможны три варианта:
1. Участники коммуникационной деятельности относятся друг к другу как к равноправным, самоценным субъектам, не пытаясь управлять (манипулировать) друг другом. Имеет место субъект-субъектное отношение в виде диалога равноценных личностей. Коммуникационная деятельность носит творческий характер в том смысле, что достигается общность партнеров, возникает новое психическое образование, обозначаемое словом "мы". Такая форма коммуникации есть общение.

Обычно диалог представляется как последовательность активных высказываний говорящего (коммуниканта) и соответственно пассивного восприятия слушающего (реципиента). Ложность этой схемы в том, как отмечал М. М. Бахтин, что реципиент всегда занимает но отношению к слышимой речи активную позицию: он соглашается или не соглашается, готовит ответ, дополняет ее, анализирует мотивы и т. д. "Всякое понимание живой речи, живого высказывания носит активно ответный характер..., всякое понимание чревато ответом и в той или иной форме обязательно его порождает: слушающий становится говорящим".

Ответ не обязательно должен последовать немедленно; услышанное и активно понятое сообщение может проявиться в поведении реципиента спустя много времени. Жанры сложного культурного общения — письменная речь, театр, лекция как раз рассчитаны на ответ замедленною действия.

Реальный единицей речевого общения является не слово, не предложение, не абзац, выделенные в соответствии с лингвистическими критериями членения текста, а высказывание. Высказывание   это завершенная единица смысла, дающая возможность ответить на него. Высказывания варьируются от коротких реплик бытового диалога и военных команд до научных докладов и многотомных романов. Границы высказывания определяются сменой говорящих.

Особым случаем специально организованного общения является обслуживание. Реципиент выступает в роли клиента (автора запроса, требования), а коммуникант в роли обслуживающего персонала, пытающегося удовлетворить запросы клиента. Например, общение "библиотекарь - читатель", "продавец - покупатель" и т.п. Коммуни-кационное обслуживание    особый вид обслуживания, имеющий целью удовлетворение коммуникационных но-гребное той людей.

2. Коммуникант рассматривает реципиента как объект коммуникационного воздействия, как средство достижения своих целей. В этом случае возникают субъект-объектные отношения, которые свойственны коммуникационной деятельности в форме управления. Управлять людьми можно путем приказа (коммуникант имеет властные полномочия, признаваемые реципиентом), обучения (педагогические средства и методы, воздействующие на духовное развитие ученика), внушения (суггестия), когда используется принудительная сила слова. Именно на внушении строится практика манипулирования сознанием покупателей, избирателей, массовых аудиторий, которыми пользуются средства массовой коммуникации, политические партии, реклама, пропаганда.

Израильский философ Мартин Бубер (1878 - 1965), распространяя различие между общением (субъект-субъектное отношение) и управлением (субъект-объектное отношение) на жизнедеятельность в целом, постулирует два типа отношения человека к окружающей действительности:

  • отношение "Я -  Ты", предполагающее "перетекание из "Я" в "Ты", подлинное понимание и взаимность общающихся людей;
  • отношение "Я  -  Оно", когда человек, будучи субъектом сознания и действия, воспринимает окружающие его предметы и других людей в качестве безличных объектов или вещей, служащих для утилитарного использования, эксплуатации, манипулирования. Бытие людей делится таким образом на диалогическое существование, когда развертывается диалог между личностью и окружающим миром, между личностью и Богом, и монологическое (эгоцентрическое) существование. Полноценная реализация личности, утверждает М. Бубер и своем учении, именуемом ''диалогическим персонализмом, возможна лишь в первом случае . Таким образом, формы коммуникационной деятельности приобретают мировоззренческое  звучание

3. Рецепиент целенаправленно выбирает коммуниканта и использует его в качестве образца для подражания. Коммуникант при этом зачастую не осознает своего участия в коммуникационном акте. Образуется обьект-субъектное отношение, где активным субъектом становится реципиент, а пассивным объектом, как ни парадоксально, коммуникант. Коммуникационную деятельность в такой форме назовем подражание (греч. мимесис).

Не следует думать, что подражание не соответствует элементарной схеме коммуникации, ибо не обнаруживается явного сообщения, адресованного реципиенту. На самом деле такое сообщение, обладающее привлекательностью для реципиента, всегда есть. Это те образцы поведения, внешнего облика, творческой деятельности, образа жизни, которые реципиент выбирает для усвоения. Подражание  -  древнейший вид коммуникационной деятельности, свойственный высшим животным. Особенно велика роль подражания (имитации) в процессе социализации, овладения умениями, мастерством и т.п.; достаточно вспомнить, что овладение родным или иностранным языком происходит через подражание.

Велика роль подражания (мимесиса) в социальной жизни. Традиции, обычаи, стереотипы поведения передаются oт поколения к поколению благодаря подражанию. Недаром в "Поучении Мерикара", памятнике египетской письменности XXII—XXIII ив. до п. э., говорится:

"Подражай отцам своим и предкам своим".

Можно сказать, что подражание — способ существования живой социальной памяти.

 Следует отметить, что эти формы перетекают друг в друга в зависимости от изменения коммуникационных ролей партнеров. Так, управление может принимать форму общения, а обслуживание ставить задачи управления (воспитание, идеологическая обработка и т. д.). Подражание есть фактически самоуправление.
Типичным способом реализации коммуникационного общения является диалог двух собеседников; для управления и подражания типичен монолог в устном, письменном или пантомимическом (поведенческом) виде. Диалог близок к поведению по схеме "стимул-реакция", он не требует такого уровня программирования и организации, как монологическое выступление. Поэтому именно диалог считается первоначальной формой речи, свойственной первобытным народам, а монологическая речь — более поздним коммуникационным образованием, требующим более высокой культуры речи и некоторых ораторских навыков.

Для диалога не характерна письменная форма реализации (понятно, есть исключения). Монолог же может быть предъявлен как в устной, так и в письменной форме. Письменный монолог еще более "запрограммирован", чем устный, поскольку заведомо предполагается отсутствие обратной связи от реципиента, тем более — массовой ауди-тории. Кроме того, в письменной речи отсутствуют мимика, интонация и другие невербальные средства, облегчающие правильное понимание устной речи. Ю. Н. Тынянов отмечал, что "слова могут быть вышибленными из их значения той или иной интонацией" . Следует обратить внимание на то, что в письменной речи обычно "участвует" внутренняя речь, на которой "проговаривается" то, что предполагается записать и отбираются нужные фразы. Например, Ф. И. Тютчев отрабатывал свой стихи "в уме", отсеивая без записи ненужные варианты; А. С. Пушкин, как свидетельствуют черновики его произведений, предпочитал записывать варианты на бумаге.

Обратим внимание на расхождения в употреблении терминов "коммуникация" и "общение" в русской научной терминологии. Часто, но не всегда они используются как синонимы. Иногда в качестве общения рассматриваются любые виды взаимодействия людей в рамках социальной общности, к которой они принадлежат. Сюда относятся антропологическое общение, связанное с продолжением рода, совместная производственная и досуговая деятельность, военные столкновения и конфликты и т. д. Ясно, что в данном случае понятие "общение" поглощает понятие "социальная коммуникация".

В отечественной психологии общение считается базовой категорией, имеющей три взаимосвязанные стороны: коммуникативную (обмен знания-ми, идеями), интерактивную (обмен не только словами, но и действиями), перцептивную (восприятие друг друга партнерами но общению и установление на этой основе взаимопонимания) . Получается, что коммуникация - разновидность общения или часть его.

Отсутствие четкого разделения между категориями "деятельность" и "общение" приводит к путанице. есть три точки зрения:

  1. общение есть вид деятельности, причем имеется в виду речевая деятельность (А. А. Леонтьев);
  2. общение это часть (элемент, аспект) всякой деятельности, оно включено в любую деятельность, в то время как сама деятельность выступает как условие общения (А. Н. Леонтьев);                              
  3. деятельность и общение - две разные и самостоятельные стороны социального бытия человека, его образа жизни (Б. Ф. Ломов).                     

Наша позиция, как следует из содержания данного раздела, состоит в том, что общение   это форма коммуникационной деятельности, а коммуникационная деятельность есть разновидность человеческой деятельности, которая имеет типовую структуру (объект, субъект, цель, методы, средства, операции) и может служить областью приложения деятельностного подхода.

Ключевые слова: Коммуникация, Деятельность
Источник: Соколов А.В., Введение и теорию социальной коммуникации
Материалы по теме
Коммуникативная функция в управлении
Федосеев В.Н., Управление персоналом организации
Влияние стрессов на деятельность
Психология: учебное пособие: в 2 т. Т. 2 / автор-составитель А. Р. Трощий. - Ульяновск :...
Темперамент и деятельность
Рогов Е.И., Общая психология. Курс лекций
Системы невербальной коммуникации
Психология коммуникации. О.А. Гулевич — М.: Московский психолого-социальный институт, 2007...
Деятельность и активность
Петровский В.А., Психология неадаптивной активности
Функционирование коммуникаций в организациях
Фролов С.С., Социология организаций
Деятельность и общение
Брушлинский А.В., Мышление и общение
Социологические модели коммуникации
Социология: теория, история, методология: учебник / под ред. Д. В. Иванова. — СПб.: Изд-во С...
Оставить комментарий