Классификация видов и типов заданий самостоятельной работы студентов

Необходимое условие реализации образовательных программ третьего поколения — значительное увеличение времени, отводимого в вузах на организацию самостоятельной работы студентов, которая наряду с аудиторной представляет одну из форм учебного процесса и является его существенной частью.

Содержание самостоятельной работы студентов носит двусторонний характер:

  • с одной стороны, это способ деятельности студентов во всех организационных формах учебных занятий и во внеаудиторное время, когда они самостоятельно изучают материал, определенный содержанием учебной программы;
  • с другой стороны, это вся совокупность учебных заданий, которые должен выполнить студент во время обучения в вузе: перевести, например, определенное количество страниц иностранного текста, подготовить творческое сообщение по какой-либо проблеме, написать реферат, контрольную или курсовую работу и т.п.

В образовательном процессе высшего профессионального образовательного учреждения самостоятельная работа представляет единство трех взаимосвязанных форм:

  1. внеаудиторная самостоятельная работа;
  2. аудиторная самостоятельная работа, которая осуществляется под непосредственным руководством преподавателя;
  3. творческая, в том числе научно-исследовательская работа.

Основными видами самостоятельной работы студентов являются:

  • предварительная подготовка к занятиям, в том числе к тем, на которых будет изучаться новый учебный материал. Такая подготовка предполагает изучение учебной программы, установление связи с ранее полученными знаниями, выделение наиболее значимых и актуальных проблем, на изучение которых следует обратить особое внимание, и др.;
  • прослушивание лекций, осмысление учебной информации, сообщаемой преподавателем, ее обобщение и краткая запись. Своевременная доработка конспектов лекций;
  • подбор и изучение рекомендованной литературы по учебным дисциплинам;
  • выяснение наиболее сложных, непонятных вопросов и их уточнение во время консультаций;
  • подготовка к семинарским, практическим занятиям, экзаменам и зачетам;
  • выполнение научной работы, участие в исследованиях, проводимых в масштабе вуза (учебной программой обучения в вузах предусмотрено, что студенты могут участвовать в разнообразных видах научно-исследовательской работы, начиная с первого курса) [105, с. 6];
  • прохождение практики по приобретаемой специальности;
  • общественная работа в вузе, на факультетах в качестве старост, членов студенческих советов;
  • изучение и систематизация официальных государственных документов: законов, постановлений, указов, нормативно-инструкционных и справочных материалов с использованием информационно-поисковых систем «КонсультантПлюс», «Гарант», глобальной сети Интернет;
  • участие в работе студенческих научных конференций.

По своему характеру все многообразие самостоятельной работы студентов можно условно объединить в три группы, которые представлены в табл. 4.1.
 


Различие самостоятельной работы по характеру познавательной деятельности не означает преимущество одной группы над другой. В подготовке студентов к будущей профессиональной деятельности одинаковое значение имеют все из них. Так, репродуктивная самостоятельная работа способствует увеличению багажа профессиональных знаний, навыков и умений, расширяет эрудицию. Познавательно-поисковая и творческая самостоятельная работа развивает интеллектуальные, профессиональные, творческие способности.

Специфика обучения в высшем учебном заведении обусловливает и некоторые особенности самостоятельной работы студентов. Они проявляются в следующем:

  1. в большом объеме и интенсивности самостоятельной познавательной деятельности. Практически 2/3 всего учебного времени приходится на самостоятельную работу, поэтому значительная часть учебного материала осваивается студентами самостоятельно;
  2. отсутствии постоянного управляющего воздействия на самостоятельную работу студентов со стороны преподавателей в те дни, когда нет аудиторных занятий;
  3. сочетании различных по характеру видов самостоятельной работы — от репродуктивной до творческой;
  4. необходимости одновременного выполнения самостоятельной работы по различным, зачастую разноплановым учебным предметам.

Реализация ФГОС ВПО третьего поколения вносит свою специфику в формы самостоятельной работы студентов. При определении формы организации самостоятельной работы по конкретным дисциплинам необходимо учитывать перечень компетенций, которые должны сформироваться в результате освоения образовательной программы.

Ключевые слова: Обучение
Источник: Менеджмент. Введение в профессию : учебное пособие / В.В. Бондаренко, В.А. Юдина. — М. : КНОРУС, 2015. — 284 с. — (Бакалавриат).
Материалы по теме
Закономерности обучения
Сластенин В.А. — «Педагогика»
Формы организации обучения
Григорович Л.А., Педагогика и психология
Обучение риторике в Древней Руси
Риторика. Вводный курс : [электронный ресурс] учеб. пособие / В.И. Аннушкин. - 5-е издание,...
Репетитор по высшей математике. Как выбрать
...
Проблемное обучение
Столяренко Л.Д., Основы психологии
Игра, учение, труд, общение как основные виды жизнедеятельности человека
И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В....
Условия эффективного педагогического общения
Фоминова А.Н., Педагогическая психология
Готовность к обучению в школе
Палагина Н.Н., Психология развития и возрастная психология
Оставить комментарий