История понятия "перенос" в психологии

Фрейд впервые использовал термин «перенос» в 1895 г., сообщая о некоторых трудностях, возникавших у пациентов при попытках вербальных ассоциаций. Основная цель психоанализа в тот период состояла в том, чтобы с помощью свободных ассоциаций помочь пациенту раскрыть связь между его актуальными симптомами и ощущениями на момент терапии, с одной стороны, и переживаниями из предшествовавшей жизни — с другой. В работе «О психотерапии истерии» Фрейд, в частности, отметил, что в процессе терапии в отношении пациента к врачу происходит некое специфическое изменение, нередко сопровождающееся сильной эмоциональной реакцией, которая мешает процессу свободного выговаривания и этим создает препятствия для достижения терапевтического успеха. Фрейд также описал чувство страха, возникающее у пациентов и связанное с тем, что они проецируют на терапевта некоторые мысли, вызывающие у них беспокойство, и заметил, что это наблюдается достаточно часто и регулярно у многих пациентов. Подобные реакции Фрейд назвал переносом, т.е. особым отношением, возникающим вследствие формирования «ложной связи» между каким-то другим важным для пациента лицом (например, объектом ранее переживавшихся сексуальных желаний) и психотерапевтом. Чувства, связанные с вытесненными из сознания запретными желаниями, как бы всплывают вновь на поверхность и переживаются в настоящем, но теперь направляются на терапевта. Именно таким образом Фрейд объяснял тенденцию некоторых пациентов испытывать особое чувство привязанности к своему лечащему врачу.

Позднее Фрейд определил перенос как переиздание или «факсимиле» импульсов и фантазий, вызываемых у пациента процессом анализа. Особенность этого «переиздания» состоит в том, что знакомое когда-то пациенту (и чаще высокозначимое для него) лицо замещается личностью аналитика. Одновременно оживает целая серия переживаний прошлого, которые пациентом воспринимаются как актуальные переживания, связанные с личностью аналитика. Некоторые из подобных переносов несут в себе содержание, ничем не отличающееся от их исходной модели, за исключением того, что они являются на самом деле лишь заменой или воспроизводством реальных переживаний из прошлого. Пациент, таким образом, не приобретает в процессе работы с аналитиком нового отношения, а лишь восстанавливает старые впечатления и переживания, что, как считал вначале Фрейд, препятствует эффективности терапии.

Изменение взглядов Фрейда на перенос произошло в начале XX в. Суть этого изменения состояла в том, что перенос перестал рассматриваться как препятствие для психоаналитической работы. Более того, Фрейд пришел к выводу, что во многих случаях именно перенос играет решающую роль в том, чтобы вера в успех терапии сохранялась — и не только у пациента, но и у аналитика. Таким образом, перенос стал рассматриваться не только как источник сопротивления, но и как особый терапевтический фактор. В ряде последующих работ Фрейд обосновывает различие между анализом переноса как одного из факторов, определяющих терапевтическую тактику, и так называемым «переносом-лечением», при котором пациент соглашается расстаться с болезненным симптомом из любви к терапевту или в связи с чувством зависимости от него. В этот же период им выделяются понятия позитивного и негативного переноса, причем позитивные переносы были подразделены на те, что способствуют успеху аналитической терапии, и те, что ей препятствуют. В то же время, негативный перенос рассматривался Фрейдом как перенаправление на терапевта враждебных чувств (крайней формой проявления которых считалась паранойя), ранее испытывавшихся пациентом по отношению к другому объекту. Кроме того, клинические наблюдения показали, что в некоторых случаях обе формы переноса проявляются синхронно. Этот феномен получил дополнительную интерпретацию: одновременное наличие двух вариантов переноса противоположного знака позволяет пациенту использовать один из них для защиты от другого, вызывающего беспокойство. Например, он может использовать направляемую на аналитика враждебность, чтобы защититься от эротических чувств к нему.

В 1912 г. Фрейд выдвинул предположение, согласно которому особенности переноса каждого пациента отражают специфику переживаемого им невроза. Мысль об индивидуальном характере переноса получила дальнейшее развитие с введением понятия «невроз переноса» или «трансферный невроз». Данным термином Фрейд подчеркивал, что переживания, способствовавшие возникновению невроза, оказывают решающее влияние на формирование отношения пациента к терапевту. Понятие это было расширено Фрейдом в работе «По ту сторону принципа удовольствия», где отмечалось, что в процессе терапии пациент закономерно повторяет негативные переживания прошлого как нечто происходящее с ним в данный момент, а не как нечто происходившее когда-то. Это воспроизведение прошлого опыта практически всегда имеет в своей основе пережитые в детстве психические или сексуальные травмы, которые неизбежно воспроизводятся (проигрываются или отыгрываются) в отношении пациента к терапевту. Когда в терапии проявляется такая ситуация, это означает, что старый невроз подвергся замене новым — «трансферным неврозом». Повторение прошлого в настоящем, имеющее место в подобных случаях (и не только в терапии), Фрейд рассматривал как следствие «навязчивого повторения». В соответствии с новыми представлениями в качестве одной из целей терапевтического процесса им ставится формирование у пациента невроза переноса и его последующее разрешение с помощью интерпретаций.

Классическое понимание переноса формировалось в тот период, когда многие феномены психической деятельности связывались с проявлениями активности инстинктов и влечений. В рамках этих представлений перенос рассматривался как перенаправление энергии либидо из памяти о первоначальном объекте на личность аналитика как нового объекта желаний и влечений. Однако впоследствии внимание, уделявшееся анализу переноса, стало причиной того, что многие исследователи стали расширять и дополнять понимание данного феномена. В частности, Анна Фрейд предложила дифференцировать переносные реакции и ввела понятие «перенос защиты». В эту категорию включались паттерны поведения (в том числе проявляющиеся в терапии), с помощью которых пациент стремился в ранний период развития защитить себя от болезненных последствий собственных агрессивных или сексуальных побуждений. Данная формулировка расширяла классическое определение, в частности, враждебность пациента к терапевту рассматривалась не только как повторение определенного опыта, но как использование ненависти против неприемлемых позитивных (например, эротических) чувств. В дальнейшем была выделена такая особая форма активности, как «отреагирование в переносе», когда перенос, который формировался и усиливался в терапии, получает разрядку в повседневной жизни пациента. Чувства и побуждения, адресованные поначалу терапевту, при этом направляются на лиц, входящих в ближайшее окружение пациента. Еще одна форма переноса, описанная Анной Фрейд, получила наименование «экстернализация» — проекция психических инстанций в рамках структурной модели психики (например, проекция на терапевта некоторых импульсов собственного Ид может создавать у пациента ощущение, что аналитик пытается его соблазнить).

В середине XX столетия в психоанализе наметилась тенденция к значительному расширению понятия переноса. Ряд исследователей обосновывал тезис, согласно которому все поведение человека в значительной степени является повторением опыта первых лет жизни; многие возвращались к ранней позиции Фрейда, утверждая, что интерпретации переноса являются единственно эффективным средством в аналитической терапии. Соединение этих двух точек зрения привело к тому, что некоторые аналитики стали рассматривать буквально все данные, получаемые в работе с пациентом, как перенос пережитого в раннем детстве и воздерживаться от любых комментариев, не связанных с проявлениями переноса. Вероятно, ни один другой феномен психоанализа не вызывал столько дискуссий, частично воспроизводивших или модифицировавших старые гипотезы или предлагавших новые. Некоторые авторы делали выводы о том, что пациенты перемещают на аналитика не только чувства и мысли, но и все, что они когда-либо знали или забыли в ходе развития. Тем не менее большинство психоаналитиков придерживается взгляда на перенос как на общепсихологическое явление и описывает его как переживание в настоящее время по отношению к новому лицу чувств, влечений, фантазий, а также стремлений к защите, сформированных в свое время по отношению к значимым фигурам из прошлого. При этом подчеркивается, что для того чтобы реакция могла считаться переносной, она должна быть повторением прошлого и не иметь отношения к настоящему.

Ключевые слова: Перенос, Психоанализ
Источник: Психоанализ: учебник для бакалавриата и магистратуры / М. М. Решетников, П86 С. В. Авакумов, Ю. А. Баранов [и др.]: под ред. М. М. Решетникова. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 317 с. — Серия : Бакалавр и магистр. Академический курс.
Материалы по теме
Перенос в психоанализе
Соловьева С.Л., Психотерапия
Перенос и контрперенос
Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Психоанализ и психиатрия: Монография. - Новосибирск: Изд....
Психоанализ пограничного личностного расстройства
Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Психоанализ и психиатрия: Монография. - Новосибирск: Изд....
Патологический нарциссизм в современном психоанализе
Психоанализ: учебник для бакалавриата и магистратуры / М. М. Решетников, П86 С. В. Авакумов...
Психоанализ художественного творчества
Психоанализ: учебник для бакалавриата и магистратуры / М. М. Решетников, П86 С. В. Авакумов...
Перенос любви и ее усиление
Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 2. Защитные механизмы, самосознание...
Психоанализ в России
Б. Карвасарский, Психотерапевтическая энциклопедия
Психоанализ и шизофрения
Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Психоанализ и психиатрия: Монография. - Новосибирск: Изд....
Оставить комментарий