Исследование удовлетворенности межличностными отношениями в группе

Межличностные отношения - это совокупность связей, складывающихся между людьми в форме эмоций, суждений и обращений друг к другу. Межличностные отношения включают в себя следующее:

  1. восприятие и понимание людьми друг друга;
  2. межличностную привлекательность (притяжение и симпатия);
  3. взаимодействие и поведение (ролевое и статусное поведение).

Необходимо сказать, что удовлетворенность межличностными

отношениями положительно сказывается не только на результатах деятельности группы, но и на психическом здоровье ее членов. Человек, удовлетворенный межличностными отношениями, находит в группе больше приятного, чем неприятного и, соответственно, активнее взаимодействует с членами группы.

Удовлетворенность межличностными отношениями влияет на результаты деятельности человека в группе: он активен, полон инициативы, самостоятелен, уверен в себе, а также уверен, что его поддерживает группа. Наоборот, следствием неудовлетворенности межличностными отношениями является уход человека из группы. Возможен также психологический уход человека из группы. Это когда человек пренебрегает служебными обязанностями, прогуливает, опаздывает, постоянно пользуется больничными.

С другой стороны, человек, удовлетворенный межличностными отношениями, демонстрирует противоположное поведение, проявляющееся в активности, инициативности и самостоятельности, способствующих в конечном итоге продуктивному участию в деятельности группы.

Исследователи феномена «удовлетворенность» не имеют однозначного мнения о данном феномене. Однако большинство считают ее категорией эмоциональной, представляющей собой разновидность счастья. Вместе с тем достаточно часто под удовлетворенностью понимается отсутствие депрессии, тревоги и других отрицательных эмоций. Поэтому удовлетворенность не просто переживание эмоций, связанных с жизнью, а переживание положительных эмоций - радости, умиления, блаженства. Субъективно удовлетворенность проявляется в переживании приятного от взаимоотношений с членами группы, а неудовлетворенность - в переживании неприятного. Объективно удовлетворенность проявляется в поведении, приводящем к повышению эффективности индивидуальной деятельности внутри группы.

Обобщенно концепция удовлетворенности выглядит следующим образом: люди, испытывающие удовлетворенность от межличностных отношений, дольше остаются в группе, реже проявляют лень и чаще выступают инициаторами интересных дел.

Наряду с тем, что удовлетворенность влияет на взаимоотношения в группе, данный индикатор является не совсем надежным.

Являясь категорией эмоциональной, удовлетворенность очень динамичный и вследствие этого непостоянный показатель сплоченности. Этот аспект подтверждается многими исследованиями. Показатель удовлетворенности меняется не только по дням, но и по часам, что отражается на взаимоотношениях людей в группе. С другой стороны, удовлетворенность сама является зависимой переменной от большого количества факторов...

Методика исследования удовлетворенности межличностными отношениями в группе достаточно проста. В частности, испытуемым предлагается выбрать один ответ из нескольких, характеризующих особенности взаимоотношений в группе.

Как Вы оцениваете взаимоотношения в группе ...?

  1. Весьма неудовлетворительные.
  2. Несколько неудовлетворительные.
  3. Нейтральные отношения.
  4. Несколько удовлетворительные.
  5. Весьма удовлетворительные.

Порядковый номер удовлетворенности указывает на ее характер. Числовое значение полученного показателя также можно использовать в статистических расчетах.

Характер расчетов по методике выглядит следующим образом при n = 10. Например, вариант оценок испытуемых: 3, 4, 3, 4, 2, 5, 3, 2, 4, 1 = 31 / 10 = 3,1 (коэффициент удовлетворенности межличностными отношениями в группе равен - 3,1). Показатели удовлетворенности по методике: 0-1,6 (уровень удовлетворенности низкий); 1,73,3 (средний); 3,4-5,0 (высокий). В приведенном примере коэффициент (3,1) - средний.

Необходимо помнить, что получить достоверные данные по удовлетворенности очень трудно, особенно когда вопросы касаются удовлетворенности руководством группы, характером взаимоотношений с руководством, а также с коллегами. Такие вопросы считаются высоко сенситивными (чувствительными). Чтобы этого избежать, необходимы меры, снижающие ошибки исследования, они следующие:

  • использование вопросников с установленной надежностью (данный вопросник отвечает этому требованию);
  • предварительная проверка инструкций на ясность;
  • гарантирование анонимности числовых данных испытуемых
Ключевые слова: Взаимоотношения, Группа
Источник: Пырьев, Е. А., Психология малых групп : учебное пособие / Е. А. Пырьев. - Москва; Берлин : Директ-Медиа, 2019.
Материалы по теме
Социометрия как наука и метод исследования межличностных отношений в группе
Пырьев, Е. А., Психология малых групп : учебное пособие / Е. А. Пырьев. - Москва; Берлин :...
Перцептивный уровень взаимодействия в малой группе
Пырьев, Е. А., Психология малых групп : учебное пособие / Е. А. Пырьев. - Москва; Берлин :...
Понятие малой социальной группы, социометрическая структура группы
И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В....
Социально-психологические феномены в малых группах
Жуйкова И.В., Социальная психология
Групповая психокоррекция
Осипова А.А., Общая психокоррекция
Виды власти в группе
Социальная психология [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Л.В. Лебедева. — М. : ФЛИНТА,...
Эффективность групповой деятельности
Челдышова Н.Б., Шпаргалка по социальной психологии
Численность малой группы
Пырьев, Е. А., Психология малых групп : учебное пособие / Е. А. Пырьев. - Москва; Берлин :...
Оставить комментарий