Использование ролевых игр в работе с несовершеннолетними

Классический анализ психологии игры традиционно имеет своим объектом игровую деятельность ребенка в соответствующем периоде. Сам термин «игра» на различных языках соответствует понятиям о шутке, и смехе, легкости и удовольствии и указывает на связь этого процесса с положительными эмоциями. Вершиной эволюции игровой деятельности в онтогенезе является сюжетная или ролевая игра, по терминологии Л.С. Выготского, «мнимая ситуация».

Несовпадение содержания игрового действия и составляющих его операций приводит к тому, что ребенок играет в воображаемой ситуации, порождая и стимулируя тем самым процесс воображения. Работа с образами, пронизывающая всю игровую деятельность, стимулирует процессы мышления, в том числе творческую интуицию.

Слово «роль» этимологически восходит к корню «rool», обозначавшему в Средние века свиток пергамента, на котором записывались актерские реплики. Распространение данного понятия на повседневное поведение людей связано с потребностью «суммировать или сжато выражать в реальной жизни то, что может быть комплексным восприятием деталей, составляющих внешность или поведение другого человека».

Ролевые игры - ситуация, когда кого-либо просят взять нехарактерную для него либо характерную для него, но проигрываемую в совершенно неожиданной обстановке. Ролевые игры - это попытка получить опыт другого человека.

Процесс ролевой игры побуждает к ориентировке в общем смысле человеческой деятельности, в том, что любое предметное действие включено в человеческие отношения, так или иначе направлено на других людей и оценивается ими как значимое или незначимое. Ребенок обнаруживает при этом, что сами эти отношения имеют иерархическую систему соподчинения, управления и исполнения.

Прежде чем дети начинают играть друг с другом, они предпочитают параллельную игру без взаимного зрительного контакта. Установив зрительный контакт, дети начинают простые социальные игры, вступают в речевое общение, предлагают друг другу предметы и обмениваются ими. За этим следует комплементарная и взаимная игра, в ходе которой участники выполняют взаимозависимые ролевые действия (прятки и поиски, убегание и преследование). Кооперативная воображаемая игра предполагает выполнение фиктивных ролей (например, роль матери при игре с куклой: «мама кормит ребенка»). Комплексная социальная ролевая игра отличается реализацией взаимодействия на метакоммуникативном уровне, когда перед игрой заключаются договоренности об условиях и правилах игры.

В рамках ролевой игры дети примерно с третьего года жизни начинают использовать диалогическую речь и в игровой форме выражать свой собственный опыт, беря на себя ту или иную роль. Ролевое поведение складывается в комбинацию различных отдельных форм поведения, с помощью которых ребенок взаимодействует с социальным окружением, формируя у себя, таким образом, понимание норм социально-коммуникативного поведения. При этом осваиваются все новые схемы действования.

Эти схемы в значительной степени детерминированы культурой и представляют собой обычные повседневные действия. Важными видами деятельности для детей являются, к примеру, кормление, укладывание в постель, посещение врача. По мере взросления детей эти действия становятся все более сложными. Если в раннем детском возрасте формы взаимодействия сводятся к обмену предметами (игра «спасибо - пожалуйста»), то схема ролевой игры в раннем школьном возрасте содержит уже значительно более дифференцированный поведенческий репертуар, в котором гораздо большее место занимает речевое общение. Например, детская ролевая игра «визит к врачу» включает в себя такие компоненты, как приветствие, выслушивание жалоб пациента, обследование диагноза, выписывание рецепта и прощание.

В ходе социальных ролевых игр формируется, кроме того, способность вчувствования (социальная эмпатия). Практическое опробование различных социальных ролей (вхождение в роль), естественно, приводит к конфликтам. Это связано с тем, что социальные роли варьируются в специфических социальных контекстах («хороший ученик», с точки зрения учителя, послушен и мотивирован к достижению успехов в учебе, но с точки зрения одноклассников он социально активен и мотивирован к совместной игре). Отсюда частые конфликты адаптации при выполнении различных ролевых ожиданий.

Такое положение вещей имеет значение и для развития ребенка, поскольку таким путем формируется толерантность к фрустрации и вырабатываются элементарные стратегии решения проблем. Таким образом, опробование социального поведения в рамках сложных ролевых игр можно представить в виде структурированной последовательности заученных действий в социальном взаимодействии с другими людьми, которое удается тем лучше, чем легче субъект может войти в положение другого, а так-же чем успешнее он справляется с различными социальными требованиями. Для формирования этих социальных навыков ролевая игра как поведенческий терапевтический метод наиболее эффективна.

Проигрывание роли позволяет лучше справляться с требованиями взаимодействия или поведения в конфликтных ситуациях, т.к. одновременно выявляется нормоориентированная функция форм поведения и становится более понятной проблематика конфликтов, связанная с вхождением в роль и проигрыванием роли. Ролевая игра позволяет реально опробовать новые формы поведения, а также (шаг за шагом) осваивать их. То есть, она является средством социального научения при моделировании ситуаций, реальных обстоятельств, протекая, тем не менее, в условиях терапевтической «защищенности».

В рамках поведенческой терапии ролевая игра представляет собой универсальный терапевтический метод, реализуемый посредством разнообразных терапевтических техник, основными из которых являются:

  • Оперантное и социальное подкрепление - для формирования социально адекватного поведения;
  • Научение реакции различения - для оптимизации различения раздражителей и реакций в смысле более дифференцированного восприятия (обращение внимания) важных или типичных признаков социальных ситуаций или действующих лиц и соответствующих ситуативнообусловленных форм реагирования;
  • Имитационное научение - для подражания/ролевого проигрывания социально-адекватного поведения с помощью реальных и медийных образцов.

Ролевая игра не сводится к разыгрыванию дословно описанных действий персонажа, как при игре пьесы. Задается только социальная роль, конкретные же действия, подразумеваемые ею, участники определяют сами.

В большинстве случаев в игре участвует одновременно несколько человек, каждый из которых выступает в своей роли. Как правило, участника просят взять на себя роль, не характерную для исполнителя либо характерную для него, но в абсолютно другой обстановке, что позволяет получить новый опыт поведения. Обстановка же создается таким образом, чтобы оптимизировать возможности для обучения новым поведенческим моделям. Как и групповая дискуссия, ролевая игра может выступать в качестве «сквозного» тренингового метода, включенного в самые разнообразные упражнения, а также как самостоятельная техника.

Применение ролевой игры в тренинге позволяет решать следующие задачи:

  • Сформировать у участников новые модели поведения в ситуациях межличностного взаимодействия.
  • Расширить гибкость поведения благодаря возможности принимать роли разных участников общения.
  • Обучить моделям эффективного поведения в конкретных ситуациях общения (знакомство, конфликт, устный экзамен и т.д.).
  • Продемонстрировать условность предписываемых ролями поведенческих моделей, их зависимость от контекста общения.
  • Создать условия для осознания и коррекции собственных неадекватных поведенческих моделей.
  • Снизить остроту проблемных переживаний, связанных с проигрываемыми ситуациями (эффект катарсиса). Этот же эффект лежит в основе психотерапевтического воздействия многих техник психодрамы и игровой психотерапии.

Выделяют различные типы ролевых игр. С одной стороны, они могут классифицироваться по функциям - иллюстрация определенного процесса или ситуации, демонстрация эффективной модели поведения, тренировка навыков, предоставление обратной связи и т.д. С другой стороны, можно классифицировать игры по тому, кто выступает главными действующими лицами (участники, ведущий) и чьи роли они исполняют (самих себя, других участников, посторонних людей). Иногда наряду с ролевыми играми выделяют так называемые «операциональные игры». Отличие операциональной игры в том, что она воспроизводит реально существующие элементы социальной действительности (как, например, в деловых играх). Ролевая же игра включает элементы имитации действительности и драматизации. Рядом авторов, данная классификация считается очень продуктивной, так как ключевым моментом этого метода является факт принятия ролей, а не степень реальности сюжетов или драматизации. Логичнее выделить в качестве дополнительного тренингового метода сенсомоторную игру, основной целью которой является получение нового сенсорного опыта.

Ролевая игра применяется в том случае, если речь идет о разучивании социально-адекватных (ролевых) форм поведения (от сдержанности до самоутверждения - вхождение в роль) и/или если необходимо сформировать понимание (ролевого) поведения других людей (способность к эмпатии, кооперативное поведение или готовность оказать помощь - проигрывание роли).

Основу формирования подобных форм поведения образуют, как правило, тренинг социальной компетентности и коммуникативный тренинг. И тот и другой тренинг показаны в контексте самых разных нарушений, в частности при нарушениях социального поведения, при диагностировании социальной неуверенности, социальной тревожности, умственной отсталости, депрессии и шизофрении.

Ролевую игру не стоит использовать при бессвязности мышления, тяжелых нарушениях мышления и восприятия или бредовых представлениях, которые могут проявляться при остро-психической симптоматике.

Ролевая игра в групповой работе позволяет воссоздать обстановку, приближенную к реальности. Применение ролевой игры в индивидуальной работе оправдано при наличии сильной умственной отсталости и в случае недостаточной для групповой работы коммуникабельности клиента ввиду сильно выраженной интровертированной или экстравертированной симптоматики.

Кроме того, ролевые игры эффективны в качестве диагностического средства, особенно в связи с выявлением отклонений от социально компетентного поведения.

Подготовка и проведение ролевой игры включает несколько этапов.

1.    Выбор или выведение тематики ролевой игры.
Тематика ролевой игры выводится из содержания актуальной проблематики клиентов, рассказывающих о своих трудностях во время групповой работы, или устанавливается заранее, в том числе по договоренности членов группы. Содержание ролевых игр варьируется естественным образом в зависимости от характера нарушений у клиентов и их возраста, хотя в большинстве случаев выбираемые темы не отличаются узковозрастной спецификой (например, «Поведение в ситуациях отвержения и неудачи», «Распознание чувств других людей и отношение к ним» или «Как утвердить себя?»).

2.    Разработка сценария ролевой игры
Разработка сценария ролевой игры производится с учетом решаемых задач, контингента занимающихся, места игры в общей структуре тренинга. Как правило, данный этап выполняется ведущим на стадии подготовки к тренингу, но при определенном опыте сценарий можно создать и непосредственно по ходу занятия, с учетом контекста тренинговой ситуации. Некоторые ведущие, особенно имеющие подготовку в области психодрамы, способны воспроизвести в ролевой игре практически любую рассказанную участниками проблемную ситуацию межличностного взаимодействия.

3.    Описание ролей, задействованных в игре
Короткие, простые роли могут задаваться устно, в случае сложных описаний целесообразно подготовить для игроков инструктивные карточки. Последние могут содержать указание на то, кто такой персонаж, характеризовать его с позиции знаний, навыков, мотивов и убеждений, имеющихся ограничений и др., а также описывать предполагаемые действия персонажа. Однако дословно действия и высказывания игроков не описываются, инструкция содержит лишь общую схему действия. Не рекомендуется также описывать взгляды игрока или его чувства - это не «вводные» данные игры, а то, что должно получиться «на выходе».

4.    Предварительные упражнения
В процессе предварительных упражнений при необходимости проигрываются отдельные фрагменты из запланированной ролевой игры. Это может быть пантомима: «Если ты в следующей сцене должен войти в комнату в состоянии возбуждения, то давай попробуем изобразить, как выглядит в таком состоянии человек». При необходимости сам ведущий может продемонстрировать некоторые варианты ожидаемого поведения, не стремясь к законченности и излишней детализации, т.к. иначе детям остается лишь копировать его поведение. Однако ведущий всегда должен быть готов дать детям образец для имитации.

5.    Ввод в ситуацию ролевой игры
Прямой ввод в ситуацию, когда участники получают инструкцию и сразу же переходят к осуществлению игры, оправдан отнюдь не всегда, поскольку может вызвать у подростков сопротивление. Зачастую целесообразен постепенный ввод в ситуацию игры через групповую дискуссию (сначала идет обсуждение ситуации, а потом предлагается представить и показать ее) или через разминочные упражнения.

6.    Выбор участников, распределение ролей
Роли могут распределяться добровольно или участники предыдущего упражнения выбирают участников следующего или же роли распределяются ведущим. Поскольку прямое назначение на роль может вызвать протест, ведущие тогда идут на небольшие хитрости, чтобы оформить свой выбор как волю случая, например, кто-нибудь из подростков называет любое не очень большое число (как правило, в пределах 20-30), ведущий отсчитывает это число от любого «случайного» участника и указывает на очередного «добровольца». Понятно, что при определенной сноровке ведущему несложно вычислить, с кого и в каком направлении надо начать счет, чтобы оказался выбран тот или иной участник.

7.    Инструктирование
Инструкции ведущего о том, как именно осуществлять игру, должны быть четкими, наглядными и лаконичными.

Следует избегать ситуаций, когда инструктаж продолжается дольше, чем сама игра. На данной стадии обсуждать с участниками предполагаемый смысл игры преждевременно - более целесообразно сделать это при подведении итогов.

8.    Непосредственное осуществление ролевой игры
Если ролей меньше, чем участников, то игра может быть организована «аквариумом» (несколько подростков разыгрывают сюжет, остальные находятся вокруг или же разыгрывается параллельно - сразу в нескольких микрогруппах). Ведущий по ходу игры выполняет одну или несколько из следующих функций:

  • контроль за соблюдением правил и временных рамок игры;
  • разъяснение неправильно понятых указаний;
  • наблюдение за действиями участников с целью обеспечения обратной связи по окончании игры;
  • при необходимости - дальнейший инструктаж;
  • участие (возможность такового) ведущего в игре с целью демонстрации желательных моделей поведения (следует использовать с осторожностью, так как это может привести к снижению активности участников и невозможности для ведущего эффективно выполнять другие функции).

9.    Обсуждение игры (иногда этот этап называется «дебрифинг» или «рефлексия»)

На данной стадии участникам следует, выйдя из игровых ролей, подробно обсудить и проанализировать, что происходило в игре, и сделать выводы.

Это очень важная стадия, зачастую целесообразно отвести на нее в два-три раза больше времени, чем на саму игру. Ход обсуждения обычно включает следующие фазы:

  1. Установление фактов (констатацию тех поведенческих проявлений, которые имели место в игре).
  2. Анализ причин поведения.
  3. Планирование действий (выяснение того, как полученный в игре опыт может быть воплощен в жизнь).

Как правило, для подростков наиболее интересны и актуальны ролевые игры, сюжет которых связан с взаимоотношениями со сверстниками. Например, в тренингах с подростками такие сюжеты:

«У дверей девушки»: девушка осталась дома без родителей, к ней решил зайти в гости парень, которому она нравится. Она же еще не решила, нужен ли он ей.

«Треугольник»: парень в общественном месте встречает «свою» девушку с другим или, наоборот, она его - с другой. Как поведут себя действующие лица?

В принципе, в основу ролевой игры может быть положена почти любая ситуация межличностного взаимодействия, которая актуальна для подростков и принципиально воспроизводима с учетом пространственновременных ограничений тренингового занятия. Если в ролевой игре воспроизводятся эмоционально значимые проблемные ситуации, заявленные самими участниками, подобная работа приближается к психодраме и обладает значительным психотерапевтическим эффектом. Однако для ее успешного проведения часто требуются специальные навыки, выходящие за рамки владения техниками социально-психологического тренинга.

10.    Оптимизация поведения в ролевой игре
На основе полученного опыта проигрываются в разной последовательности варианты эпизодов со сменой ролей (дети по очереди играют то одну, то другую роль). Затем снова проводятся анализ и оценка игры, пока не будет достигнуто «правильное» комбинирование отдельных форм поведения и реагирования.

Во многих случаях ценность ролевых игр заключена в их содержании -«проигрывается» конкретный материал, содержание которого важно для подростков. Однако довольно часто содержательная сторона ролевой игры сама по себе ценности не представляет. В подобных случаях, ценность игры в том, что она позволяет интенсифицировать межличностное взаимодействие, эффективно продемонстрировать или выработать какие-либо поведенческие модели. Интерес смещается к взаимоотношениям, возникающим в ходе игры, ситуации же подбираются таким образом, чтобы максимально четко и динамично продемонстрировать рассматриваемые явления.

Ролевые игры очень широко используются в тренингах профориентационной направленности. Ведь для совершения сознательного выбора профессии очень важно «изнутри» заглянуть в содержание работы, побывать в соответствующей социальной роли. В ряде случаев подростки могут сделать это только в ролевой игре, в условиях психологического тренинга. Игра «в профессионала», осуществляемая с опорой на достоверные знания о специфике соответствующей деятельности, помогает адекватно взглянуть на внутреннюю, содержательную, а не внешнюю сторону труда. Кроме того, ролевая игра позволяет эффектно продемонстрировать неадекватные стереотипы, существующие в сознании подростков применительно ко многим профессиям, помочь отделить профессиональные роли от личности человека.

Иногда в тренингах используются модификации ролевой игры, в которых участники разыгрывают сцены не сами, а используют для этого мягкие игрушки, куклы (в том числе самостоятельно изготовленные бумажные куколки) и т.п. В остальном же схема проведения игры остается прежней. Это оправданно, когда характеристики роли очень сильно отличаются от исполнителей (например, подросток играет новорожденного) или же когда прямое проигрывание может оказаться болезненным для участников.

Необходимо отметить некоторые типичные ошибки при использовании игровых методов в психологических тренингах:

  • Недостаточная связь полученного в играх опыта с повседневной реальностью, превращение игрового действия в самоцель,
  • Слабое осмысление полученного в ходе игры опыта, отсутствие когнитивной составляющей, недостаточное время для обсуждения;
  • избыточно частое применение игр развлекательного плана при недооценке других методов, что ведет к превращению ведущего в массовика-затейника;
  • Игнорирование эмоционального состояния участников (как равнодушие, так и чрезмерно сильные эмоции являются помехой в работе);
  • Потеря чувства такта, превращение тренингового занятия в душевный «стриптиз» или психотерапевтическую сессию.

Эмпирически очень трудно определить эффективность ролевых игр, т.к. эта поведенческая терапевтическая техника не является самостоятельным методом. Она применяется в комбинации с другими техниками в отношении весьма широкого спектра проблем. Тем не менее, можно проследить особую эффективность ролевых игр в контексте ряда существенных обусловливающих моментов индивидуальной и групповой работы:

  • В ролевых играх используется естественная потребность детей в игре, определяющая высокую мотивированность клиента. Дети не только любят ролевые игры, значительно больше предпочитая их вербальным формам индивидуальной и групповой работы;
  • В ролевых играх используются как вербальные, так и невербальные способы взаимодействия. Поэтому они очень полезны для дошкольников и детей с отставанием в речевом и умственном развитии. Более того, имеются свидетельства, что умственно отсталые дети именно благодаря ролевым играм приобретают языковые навыки (например, умение задавать вопросы, выражать требования), порой улучшается их когнитивная организация и регуляция поведения;
  • Ситуация ролевой игры является имитацией реальной действительности, что существенно облегчает решение задачи контрпереноса результатов работы специалиста в реальную жизнь.

Ролевые игры весьма эффективны в работе специалиста с подростками.

Во время ролевых игр можно:

  • повысить самооценку и уверенность в себе;
  • решить проблемы общения со сверстниками;
  • научиться бесконфликтному продуктивному общению;
  • решить проблемы агрессии очень актуальные в подростковом возрасте;
  • научиться успешно вести переговоры;
  • повысить лидерские качества;
  • развить самосознание и понимание себя и своих проблем;
  • решить проблемы общения с родителями и другими старшими;
  • выстроить продуктивную адаптивную личность, способную достигать своей цели;
  • улучшить процессы планирования и ранжирования дальних и ближних целей и их адекватность.
Ключевые слова: Подростки, Терапия, Игра
Источник: Психолого-педагогические технологии работы с детьми и семьями «группы риска» : учебно-методическое пособие. / Под общ. ред. О.М. Илгамовой [и др.]. - Ставрополь : ГБУСО «Психологический Центр», 2017 г. - 268 с.
Материалы по теме
Игротерапия: общая характеристика метода
Осипова А.А., Общая психокоррекция
Принципы психофармакотерапии в детской и подростковой психиатрии
Исаев Д. Н., Психиатрия детского возраста: психопатология развития: учебник для вузов. — СПб...
Психосоциальная терапия и реабилитация больных шизофренией
Психиатрия. Национальное руководство. 2-е издание. Автор: Александровский Ю.А., Незнанов Н.Г...
Профилактика, диагностика и коррекция отклоняющегося поведения подростков: психолого-педагогический подход
Визель Т.Г., Девиантное поведение подростков. Теории и эксперименты
Поведенческие и аффективные расстройства в детском и подростковом возрасте
Детская клиническая психология: учебное пособие / Р.Р. Попова. - Казань: Изд-во Казан. ун-та...
Направления профилактики преступлений несовершеннолетних
Старков О. В., Криминология: Общая, Особенная и Специальная части: Учебник.— СПб.:...
Особенности роста и развития детей и подростков
М. Н. Мисюк, В. В. Максименко. Основы медицинских знаний: Учебно-методический комплекс для...
Развитие игровой деятельности
Раншбург Йене, Поппер Петер - Секреты личности
Оставить комментарий