Интернет как ресурс политических партий

Сегодня вряд ли найдется политическая партия, которая не присутствовала бы во Всемирной сети. По-разному используя ее возможности, политические партии все же ощутили влияние новых информационных коммуникационных технологий (ИКТ). Политические партии начали осваивать сетевое пространство с середины 1990-х годов. В Нидерландах в январе 1994 г. поместила свой сайт левая Партия зеленых, в ноябре того же года — Лейбористская. В 1998 г. все парламентские партии этой страны (за исключением ортодоксально-протестантской партии — Политическая реформированная партия) имели свои сайты. В Великобритании первой партией, отметившей свое присутствие в Интернете, была Лейбористская. В октябре 1994 г. она поместила онлайн-конференцию своей партии во Всемирную паутину наряду с некоторыми другими данными о партии (рис. 12.1). С тех пор партии и их представители в Палате общин стали использовать сети для своей деятельности. В 2000 г. 16% депутатов Палаты общин имели свои веб-сайты, в 2004 г. их доля увеличилась до 63%, в 2007 г. — до 73%. В Рунете пионером в создании сайта стала в марте 1996 г. российская политическая партия «Яблоко».

Первые попытки использования онлайн-пространства были связаны с чисто информационным присутствием, затем появились каналы обратной связи, а потом партии стали осваивать технологии свободного создания контента и присутствия в социальных сетях. Особенно интенсивно процесс освоения партиями и политиками онлайн-пространства начинается с 2004 г., когда произошел переход от технологии Web 1.0 к Web 2.0, что позволило осуществлять интерактивное взаимодействие и наполнять контент веб-сайтов на основе визуализации, персонификации и коммуникационного стимулирования. Первым использованием новых ИКТ по модели Web 2.0 была президентская кампания демократа Говарда Дина в 2004 г., в которой использовались блоги и новые каналы коммуникации (например, сервер meet. com). Хотя для данного претендента кампания была неудачной, но уже в 2007—2008 гг. Барак Обама выиграл президентские выборы благодаря не в последнюю очередь активному использованию новых возможностей Интернета.


Так как любая партия состоит из своего организационного ядра, активистов и сторонников, то присутствие партий в сетях позволило организовать их взаимодействие более эффективно и быстро. Интернет стал ресурсом мобилизации политических действий партий и их представителей в парламентах. Партии стали активно использовать социальные сети для своего представительства там и для позиционирования партий и их активистов. Пиппа Норис, описывая основные задачи, которые позволяют решать веб-сайты политических партий, подчеркивает два момента: во-первых, они функционируют в качестве плюралистических форумов, которые дают возможность высказываться оппозиционным политикам и увеличивают объем информации, касающейся партийной политики и их намерений; во-вторых, они функционируют как каналы для политического участия, облегчая установление взаимных связей между гражданами и партиями.

Имеются три основных подхода к описанию роли представительства партий в Интернете. Согласно первому подходу выход партий во Всемирную сеть не изменяет сути политики и деятельности партий. И в условиях современного информационного общества политика существует «как обычная политика»2. Добавляются лишь новые инструменты и появляются дополнительные возможности, но сути это не меняет, так как обычные средства информации и традиционные структуры организации партий являются все же преобладающими в современном мире. При этом рост затрат на представительство во Всемирной паутине способствует большой дифференциации среди политических акторов. Обладающие значительными ресурсами могут позволить себе более развернутое представительство в сети, но и это не заменяет традиционной активности. Обоснование, сделанное на основе опыта 1990-х, находит тем не менее и сегодня своих сторонников.

Второй подход является более оптимистичным. В нем основным аргументом выступает демократическая природа Всемирной сети, позволяющая усилить равенство представительства и информационных возможностей политических акторов в политических процессах. Особенно это значимо для небольших политических групп, которые не могут себе позволить на равных конкурировать, используя обычные ресурсы и информационные каналы влияния. Вот почему ряд небольших и радикальных партий показывают часто электоральные результаты, которые в отсутствие Интернета им вряд ли удалось получить. Последнее обстоятельство, конечно, не является основным в обосновании электоральных успехов таких партий, но равные возможности, предоставляемые Всемирной паутиной, помогают услышать и сравнить голос всех политических сил.

При третьем подходе обращается внимание на то, что, переходя в онлайн-пространство, партии начинают трансформироваться организационно и проводить свою политику, учитывая особенности информационной сети. Они фактически превращаются в новые сетевые партии. Интернет в этом случае становится пусковым механизмом трансформации традиционных структур и форм деятельности — так, что природа партий начинает меняться. Правда, это только тенденция, а не свершившийся факт. Появляются собственно интернетовские партии, о деятельности которых будет рассказано в соответствующей части главы.

В целом современные партии становятся профессионализированными медиакоммуникационными партиями, обладающими следующими основными признаками:

  • профессиональный коммуникационный менеджмент;
  • постановка проблем, основанных на критериях медиалогики (Twitter);
  •  ориентация скорее на отдельные вопросы, чем на согласованные программы;
  • осознанные способности, отфильтрованные стратегическим центром власти;
  • незначимость ресурса активного членства (волонтеры в кампаниях).

Политические партии стали размещать свои материалы в сети Интернет в виде веб-сайтов.

Веб-сайт — это совокупность определенным образом структурированных и систематизированных материалов (информации, интерактивных средств, поисковых систем, библиотек и др.), оформленных для размещения в Интернете организацией или частным лицом для свободного, авторизуемого или ограниченного доступа пользователей сети.

Размещение на сайтах партий видов информации и опций со временем менялось в зависимости от функциональной направленности сайтов и возможностей, которые предоставляли развивающиеся ИКТ.

Как видно на одном из первых партийных сайтов Великобритании (см. рис. 12.1), сайт выполнял три основные функции: информационную, мобилизационную, функцию участия. Отсюда следующие опции, которые предлагал сайт: участие в виртуальной конференции партии; информация о партийном манифесте, партийных деятелях, текущих событиях; знакомство с особенностями политики партии; участие женщин в партийной деятельности; магазин партийной символики и литературы. Дизайн первых сайтов был упрощенным, но и здесь уже присутствовали такие необходимые элементы, как партийный слоган («Новые Лейбористы — новая жизнь для Британии»), партийная символика (красная роза), портрет лидера (говорящий Тони Блэр). В настоящее время функции веб-сайтов значительно расширены и детализированы, хотя остается определенная ориентация сайтов на выполнение трех основных названных функций. Например, лейбористы отмечают, что в ходе избирательной кампании 2010 г. количество еженедельных контактов в сети выросло до 450 тыс. по сравнению со 150 тыс. в 2005 г.

Выделяются следующие функции партийных веб-сайтов: функция укрепления бренда партии, функция партстроительства, функция распространения информации и убеждения, функция артикуляции и объединения интересов, функция социализации и мобилизации, функция сбора партийных финансов, коммуникативная функция и создание партийных сообществ, функция связи с социальными сетями и другими сотрудничающими с партиями организациями в сети4. Наполняя эти функции содержанием, партии двигались от пассивных форм взаимодействия с гражданами к активным. Общая тенденция здесь может быть выражена динамикой различных форм активности партий в сети: информационные веб-сайты партий — персональные веб-сайты — рассылка новостей через электронную почту — сетевая организация политических кампаний — сетевые дискуссионные форумы — электронная переписка — использование мобильной связи — блоги — участие в социальных сетях — чаты.

Посещение сайта гражданами является главным показателем значимости партии, ее активности и привлекательности. Ясно, что этот показатель значительно возрастает во время избирательных кампаний или обсуждения сложных событий, происходящих в стране. Общее сравнение посещаемости сайтов партий можно сделать на основании данных специализированной информационной компании «Alexa» (The Web Information Company «Alexa»; веб-сайт компании — www.alexa.com), использующей специальную метрику для анализа посещаемости сайтов в глобальной информационной сети. Табл. 12.1 дает общее сравнение активности использования сайтов политических партий в сети в зарубежных странах.

В феврале 2014 г. наиболее посещаемыми были партийные сайты Лейбористской партии в Великобритании, Социал-демократической партии в Германии, Демократической партии в США, Национального фронта во Франции. Сравнение показывает, что популярность партии в стране соотносима с высокими показателями глобальной коммуникации партий. Интересно, что ряд партийных сайтов активно посещается зарубежными пользователями сети. Так, сайт Либертарианской партии в США посещается жителями США — 78,2%, Китая — 4,5%, Румынии — 3,3%. Сайт Национального фронта (Франция) посещается жителями Франции — 72,3%, США — 9,8%, Германии — 5,0%, Таиланда — 2,8%, Великобритании — 2,5%.



Неравномерно представлены связи партийных сайтов с другими сайтами в сети. По показателю количества ссылок на партийный сайт на других доменах лидируют Консервативная партия Великобритании (2556 доменов), Социал-демократическая партия Германии (4334 домена), Либертарианская партия в США (4048 доменов), Социалистическая партия во Франции (2333 домена). Количество связанных с сайтами доменов свидетельствует о сетевой активности партийных сайтов и уровне интереса к ним. В определенной мере это показатель сетеви-зации (networking) сайтов политических партий. Данные о количестве просматриваемых страниц на одно посещение сайта могут свидетельствовать об информационной насыщенности и разнообразии информации, представленной на партийных сайтах. Здесь лидируют Либеральная демократическая партия Великобритании, объединенные Левые в Германии, Либертарианская партия в США и Национальный фронт во Франции.

Анализ российских партий представлен в табл. 12.2. Как видно из этих данных, показатели российских партий соотносимы с показателями зарубежных партий, что свидетельствует о высоком уровне представительства российских партий в сети. Наибольшей популярностью

в России пользуются веб-сайты КПРФ и «Единой России». У КПРФ показатели глобального и национального трафика даже выше, чем у «Единой России». Заметно представлены эти партии и на других доменах, что свидетельствует о высоком уровне связи сайтов с другими сайтами. Наиболее читаемыми являются сайты политических партий КПРФ (2,90), «Единой России» (2,50) и ЛДПР (2,30). По странам посещаемость сайта КПРФ дифференцируется следующим образом: 78,3% — жители России, 7,3% — Украины.


Сайты политических партий анализируются довольно часто. В общем, такие показатели, как информационное обеспечение, увеличение ресурсной базы (членство, финансирование, партийная торговля), участие (почта, обратная связь, голосование, чаты, дебаты), сетевизация (число связей сайта и посещение сайтов), организация кампаний и др., служат базой для оценки эффективности партийного киберпространства. При этом отмечается, что партийные сайты создают новое пространство возможностей для участия граждан в деятельности партий посредством открытости, обратной связи и дебатов. Особое внимание в настоящее время уделяется представительству партий в социальных сетях. Здесь важную роль начинают играть блоги и представительство партий в социальных сетях: «ВКонтакте», Facebook, Twitter, YouTube и др. Это мощный канал организации поддержки и мобилизации. Многие исследователи подчеркивают, что для современных партий членство не является особо важным. Важно присутствие партий и их лидеров в социальных сетях. Не все российские партии пока имеют там свое представительство (табл. 12.3). Первую позицию занимает партия «Единая Россия», на страницу которой «ВКонтакте» подписано 16 330 читателей, а в Twitter — 44,4 тыс. читателей (рис. 12.2). У нее же и лидирующие позиции занимает лидер партии — Д. А. Медведев с 2 млн 220 тыс. подписчиков. Меньше всего представлена «Справедливая Россия». Как партия она слабо представлена «ВКонтакте», нет ее в Twitter (есть некоторые региональные отделения), хотя руководители и лидеры партий имеют там свое представительство. В Twitter у лидера «Справедливой России» С. М. Миронова насчитывалось 128 тыс. читателей.


Присутствие партий в Интернете свидетельствует о значимости данного информационного ресурса. Однако упование только на него не является эффективным для политической деятельности. Трюгве Олсон и Терри Нельсон подчеркивают, что у Интернета нет никакого магического влияния на победу партии в выборах. Они предлагают десять советов для стратегии использования веб-пространства в политической деятельности5:

  • Интернет является многоуровневым политическим ресурсом — он позволяет использовать эти ресурсы в зависимости от их качеств более эффективно, с большей скоростью, для большей аудитории и с низкими затратами.
  • Интернет является постоянно развивающейся платформой, на основе которой могут создаваться и использоваться новые инструменты для достижения стратегических политических целей. Успешное использование Интернета в политике связано не только с инструментами, которые были выработаны ранее, но и с определением новых инструментов и даже их созданием для решения стратегических задач.
  • Для того чтобы сделать базовые инструменты Интернета эффективными, нужно соединить их со стратегическими целями и развить в таком направлении, чтобы они стали полезными для индивидов, борющихся за стратегические цели.
  • Так как Интернет стал политическим инструментом, который развивался в направлении перехода от средства коммуникации к становлению в качестве необходимой части любого структурного компонента политической партии и кампании, то он является не дополнением к партии и ее кампании, а инструментом для связи и для использования всеми формами партийной деятельности.
  • Наиболее важные перемены, которые принес Интернет, связаны не с его внешним влиянием на организацию политических кампаний и взаимодействие с избирателями, а на внутреннюю работу партий. Извлечение выгоды из власти Интернета требует каждый раз продумывания многообразных путей, как можно увеличить эту власть для улучшения деятельности партий по достижению внешних целей.
  • Глобальный доступ и скорость движения информации через Интернет требуют, чтобы политические партии и кампании всегда находились в динамике.
  • Способность Интернета объединять индивидов для политических действий означает, что политики должны постоянно помнить об управлении политическими кампаниями не только сверху вниз, но и учитывать их движение снизу вверх. В то же самое время они должны знать, что если сами не заполнят ценностное пространство, то Интернет позволит другим индивидам, группам и политическим партиям быстро заполнить этот вакуум.
  • Использование новых веб-технологий является решающим для перевода интернет-активности в политическую поддержку. Однако важно помнить, что не кандидат или партия с большим количеством друзей в Facebook или с огромным количеством твиттов выигрывает выборы; выигрывает тот, кто получает большинство голосов в день выборов.
  • Интернет стал постоянным хранилищем для оппозиционных исследований всего, что делают и говорят партии и их кандидаты, и эта информация доступна их оппонентам в любой момент. Наличие политического успеха в век Интернета требует от политиков признания того, что их слова и дела находятся потенциально в публичном пространстве и могут быть использованы за или против них в любое время.
  • Только лишь потому, что другая партия или кандидат используют основные средства Интернета или тактику как часть их усилий, не означает, что это является частью и вашей побеждающей стратегии. В то время как часто стараются делать все то, что делают через Интернет оппоненты, значимая онлайн-деятельность должна предприниматься только для достижения особых политических целей, а не просто для активности.
Ключевые слова: Политические сети, Партия
Источник: Политические сети: Теория и методы анализа: Учебник для студентов вузов / Л. В. Сморгунов, А. С. Шерстобитов. — М.: Издательство «Аспект Пресс», 2014
Материалы по теме
Политические партии и группы интересов
Политические сети: Теория и методы анализа: Учебник для студентов вузов / Л. В. Сморгунов, А...
Виртуальные (кибер) политические партии
Политические сети: Теория и методы анализа: Учебник для студентов вузов / Л. В. Сморгунов, А...
Причины многочисленности партий во Франции
Теория партий и партийных систем: Хрестоматия / Сост. Б. А. Исаев. — М.: Аспект Пресс, 2008...
Виды «политических сетей»
Государственная политика и управление. Учебник. В 2 ч. Часть I. Концепции и проблемы...
Сетевое обучение
Политические сети: Теория и методы анализа: Учебник для студентов вузов / Л. В. Сморгунов, А...
Сущность и разновидности партийных систем
Соловьев А.И., Политология: Политическая теория, политические технологии:. Учебник для...
Состояние теорий партий. К. Джанда
Теория партий и партийных систем: Хрестоматия / Сост. Б. А. Исаев. — М.: Аспект Пресс, 2008...
Понятие «руководство» в концепции «политических сетей»
Государственная политика и управление. Учебник. В 2 ч. Часть I. Концепции и проблемы...
Оставить комментарий