Сеть Интернет как среда проведения исследований стала осваиваться психологами недавно. Проводимые сейчас разработки в сети Интернет относятся к достаточно широкому кругу предметных областей, однако большинство касаются преимущественно познавательных процессов. Список предметных областей исследований включает в себя: познание, мышление, психолингвистику, восприятие и ощущение, память, принятие решений, внимание, личность, социальные группы, социальное познание, социальные установки.
Как пространство научных исследований Интернет привлекателен для психологов, т. к. имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционными способами проведения исследований, а именно:
- Экономия времени, средств, человеческих и других ресурсов. Фактор экономии ресурсов обычно является ключевым при принятии решения о проведении научно го исследования в сети Интернет.
- Возможность набрать большее число испытуемых, что обеспечивает и большую точность статистических выводов.
- Расширение выборки по сравнению с традиционными формами, что позволяет снизить влияние культурно-специфичных факторов и дает возможность с большей уверенностью обобщать результаты исследования. Иногда проведение исследования в Сети — единственный способ набрать необходимое количество испытуемых из целевой совокупности. Здесь проще найти специфическую группу испытуемых, труднодоступную в обычных условиях, в частности, исследовать маргинальные социальные группы.
- Легкость изменения методического инструментария на этапе его разработки и апробации.
- Приближенность экспериментальной ситуации к условиям, в которых находится испытуемый, что обеспечивает большую экологическую валидность.
- Снижение влияния экспериментатора.
- Возможность предоставления индивидуальной обратной связи непосредственно после прохождения тестирования, что служит дополнительным фактором привлечения респондентов.
- Респонденты, отвечающие на те или иные психологические методики в режиме онлайн, более откровенны, что снижает искажения данных под воздействием фактора социальной желательности. Например, при опросах с использованием электронной почты выявлена меньшая потребность в одобрении, чем в традиционных исследованиях. При ответах на открытые вопросы по электронной почте испытуемые дают более подробную и развернутую информацию.
- Появление дополнительных возможностей программного контроля за выполнением заданий. Это позволяет решить проблему неполных ответов, их формата и последовательности выполнения заданий.
Вместе с тем у психологических исследований, проводимых в сети Интернет, есть и очевидные ограничения. Они связаны, прежде всего, с такой особенностью Интернета, как анонимность пользователя, что может привести к снижению контроля за поведением испытуемого. В связи с этим возникают две плохо контролируемые со стороны исследователя методические проблемы:
- респондент может давать случайные ответы на вопросы;
- есть вероятность искажения информации о себе, особенно социально-демографической.
Эти факторы создают условия для искажения всех результатов исследования. Для преодоления этого рекомендуется использовать следующие процедуры:
- Одновременное проведение исследований традиционными способами и в сети Интернет с последующим сравнением их результатов.
- Сравнение результатов, полученных в Интернете, с теоретическими представлениями и данными других исследований. Однако, как отмечает, например, А. Е. Жичкина, как правило, валидность Интернет-исследований оказывается высокой — большинство результатов совпадают с результатами аналогичных работ, проведенных традиционным способом. Исключение могут составить случаи исследования особенностей восприятия, когда размещение стимульного материала в Интернете сказывается на его видимых размерах. Иногда отмечается, что при проведении опроса в сети Интернет регистрируется большее количество крайних и нелогичных суждений (что, однако, не нарушает сходства результатов сетевого и традиционного тестирования). В остальных случаях результаты исследований в Интернете почти или полностью совпадают с данными, полученными традиционными способами. Иными словами, вероятность фальсификации ответов некоторыми респондентами недостаточно высока для того, чтобы значимо исказить результаты работы в целом.
- Неоднократное участие некоторых респондентов в одном исследовании.
Это возможно в тех случаях, если за участие в нем полагается материальное вознаграждение или если по его данным непосредственно после выполнения заданий испытуемому предлагается дополнительная индивидуальная интерпретация результатов. Первое мотивирует человека принять повторное участие в опросе, чтобы повысить вероятность выигрыша; второе позволяет улучшить результаты тестирования, приведя их в соответствие с представлением о себе.
Чтобы избежать повторных прохождений тестирования одними и теми же испытуемыми, применяется идентификация IP-адреса компьютера, на котором работает пользователь. Однако при неадекватном применении этой идентификации в исследовании не смогут принять участие другие пользователи того же самого компьютера. Поэтому в дополнение к идентификации IP-адреса часто организуется вход в тестирующую систему по паролям. И хотя ничто не ограничивает испытуемого пройти повторную регистрацию под другим именем с использованием другого пароля, эти меры существенно снижают вероятность повторных прохождений тестирования.
Другим способом снижения вероятности повторного прохождения тестирования одним испытуемым является правильное составление инструкций. Просьбы не участвовать в исследовании больше одного раза и пожелания отнестись к исследованию серьезно существенно снижают вероятность злоупотреблений.
Недостатком проведения исследований через Интернет является также влияние особенностей пользовательской аппаратно-программной базы (монитор, браузер) на восприятие стимульного материала. Учитывать это особенно необходимо в тех случаях, когда сама форма предъявления материала (цвет, яркость, конфигурация, время) играет важную роль при проведении исследования.
Еще один минус исследований, которые проводятся через Интернет, — это отсутствие возможности у испытуемого при проведении исследования в Интернете задать экспериментатору вопрос о выполнении задания. Это может приводить к неверному пониманию заданий и, следовательно, искажению результатов. Поэтому инструкции должны быть наиболее полными и ясными; необходимо заранее информировать испытуемого о том, сколько времени займет у него участие в исследовании.
На результаты исследований в сети Интернет могут влиять и характеристики выборки:
- выборка пользователей Интернета на данный момент четко определена, что несколько ограничивает возможности генерализации результатов исследования. Пользователи российского Интернета (по данным опроса, проведенного в марте 1999 г. Gallup Media) преимущественно люди в возрасте от 16 до 34 лет, в основном мужчины, с высшим и незаконченным высшим образованием, со средним или выше среднего уровнем дохода, жители больших городов. В выборке практически не представлены рабочие, безработные и пенсионеры;
- в идеальном случае размещения опроса на различных по своей аудитории сайтах в Интернете появляется возможность получения разнородной и тем самым максимально репрезентивной выборки. В случае же проведения опроса только на одном сайте без анонсирования его в других службах сети Интернет существует опасность смещения выборки, т. е. сужения ее до аудитории одного сайта. В качестве примера можно привести результаты исследования уверенности в себе, проведенного на сайте В. Ромека «Психология уверенности в себе»: средние значения по всем трем шкалам методики были значимо ниже аналогичных значений при традиционном тестировании. Это позволило предположить, что посетители данного сайта испытывают некоторые затруднения, связанные с чувством уверенности в себе. В качестве способов контроля за подобными смещениями выборки можно предложить: проведение исследования на сайте с достаточно широкой аудиторией; помещение опросника на разные сайты с разными аудиториями; баннерную рекламу (а также анонсирование исследования в других средах) проводящегося опроса, которая позволяет привлечь к участию в исследовании более широкий контингент испытуемых;
- недостатком выборки исследования в сети Интернет является и то, что в нем участвуют добровольцы, и, следовательно, она может быть нерепрезентативна по отношению к генеральной совокупности, поскольку из выборки выпадают не захотевшие безвозмездно принять участие в исследовании. Привлечение других испытуемых возможно при обещании дополнительной обратной связи (непосредственно после прохождения тестирования или через некоторое время) или материального вознаграждения (оно может выдаваться всем принявшим участие в исследовании или разыгрываться среди участников в лотерею).
Итак, характер набора испытуемых для исследования может порождать те или иные смещения выборки. Где и как лучше формировать выборку испытуемых?
К эффективным способам формирования выборки можно отнести:
- помещение опросника на одном из популярных сайтов с достаточно разнородной аудиторией;
- регистрацию исследования в поисковых машинах;
- анонсирование исследования в телеконференциях. Оно должно быть непременно персонализованным, и если исследование проводится организацией, то от ее имени желательно выступить представителю, которому могут быть адресованы вопросы по ходу исследования;
- анонсирование исследования через списки рассылки соответствующей тематики;
- рассылка приглашений на участке в психологическом исследовании по электронной почте. Однако отклик на такие предложения может быть низким, поскольку в последнее время участилось количество присылаемых по электронной почте бесполезных рекламных сообщений (так называемого спама), и приглашение принять участие в исследовании может быть проигнорировано, если будет расценено как коммерческое предложение.
Ошибки, допускаемые при формировании выборки и способствующие ее низкой эффективности:
- анонсирование в каналах, т. к. от пользователя требуются действия по копированию ссылки, запуску браузера, вызову web-страницы исследования. Для совершения этих действий у испытуемого должна быть достаточно высокая мотивация;
- прямая рассылка приглашений принять участие в исследовании по электронной почте, которая может быть расценена как спам;
- анонс в телеконференциях, тематика которых не соответствует теме опроса. Прежде чем посылать анонс об исследовании, необходимо оценить то, как он будет воспринят пользователями конкретной телеконференции;
- анонс исследования в радиопередаче или телевизионной программе (с упоминанием сайта, на котором проводится исследование).
Учет вышеназванных условий позволяет представить, какой должна быть сетевая коммуникационная среда для наиболее эффективного анонсирования опроса. Средство и форму нужно выбирать такими, чтобы для испытуемого было естественным увидеть ссылку на информацию, на которую у него не было запроса, и активизировать ее.
Вопреки всем упомянутым выше ограничениям, психологические исследования в сети Интернет привлекают и будут привлекать исследователей своим удобством. В настоящее время число таких исследований невелико, однако оно очень быстро растет. Увеличение числа психологических лабораторий в Сети позволяет надеяться, что проведение психологических исследований в сети Интернет в будущем станет широко распространенным явлением.
Отдельной проблемой является оказание психологических услуг (консультирование, психотерапия) посредством Интернет-коммуникации. Хотя этот вопрос в максимальной степени является дискуссионным (прежде всего потому, что проведение заочных и анонимных психологических воздействий нарушает основные принципы построения психотерапевтических отношений в системе «психолог — клиент»), на сегодняшний день оказание подобного рода услуг через Интернет становится все более и более популярным. Свидетельством не только возрастающей популярности, но и реальной эффективности подобного рода психологической помощи является создание большой сетевой комьюнити психологов-консультантов и психотерапевтов — Международного общества психологического здоровья, чей основной программный документ приводится в прил. 5.
Образование международного общества психологического здоровья онлайн (International Society for Mental Health Online, ISMHO)1 было одним из этапов развития «е-терапии». ISMHO — некоммерческое общество, созданное в 1997 г., чтобы осуществлять пропаганду использования и развития онлайн-связи, информационную поддержку для участников Международного общества психологического (психического) здоровья. Оно стало неофициальной профессиональной организацией для е-терапевтов, которая служит для обеспечения и организации дискуссий, где профессиональные психологи пытаются найти пути использования Интернета, чтобы организовать профессиональную психологическую помощь. ISMHO администрирует общественный форум (доступный на web-сайте) и, что наиболее важно, субсидирует группу анализа клинических случаев, которая обеспечивает новый взгляд на клинические вопросы и формы вмешательства, работающие в Интернете. ISMHO не является рекомендующей (официальной) организацией, однако выпустила «Принципы организации психотерапии онлайн», чтобы помочь в работе и стать гидом и для клиентов, и для психотерапевтов в этой новой сфере услуг. ISMHO имеет более чем 200 активных участников во многих странах мира. Члены организации — это главным образом профессионалы, вовлеченные в психотерапевтический процесс. Но в рядах организации также присутствуют исследователи, студенты и обычные люди, которые заинтересовались психотерапией.
По материалам ISMHO отмечается, что возможно существование разных вариантов психотерапии в Интернете.
Это может быть онлайн-терапия, когда это общение в реальном времени. В этом случае сеанс сохраняется в привычном смысле — сеанс связи. В то же время это консультации по электронной почте, наиболее удобный на сегодняшний день способ общения. Он позволяет использовать модель коротких терапий, когда решение, как правило, достигается достаточно быстро.
Все профессиональные психотерапевты отмечают в сетевом общении редукцию невербального компонента, без которого терапевт ограничен как в диагностике состояния пациента, так и в оказании на него влияния. Второе, может, даже существеннее — голос терапевта, его интонации, его реакции на те или иные действия клиента. Отмечается также, что консультирование, проводимое в Сети, должно быть скорее кратким, чем длительным.
К достоинствам сети Интернет как средства осуществления консультирования или психотерапии часто относят то, что общение изначально проходит в письменной форме, и уже одно это ставит клиента перед необходимостью вербализовать свою проблему. Однако очевидно, что запрос клиента, как правило, прямо не соотнесен с его проблемой. В итоге консультант или психотерапевт, лишенный возможности оценить невербальные компоненты предъявления проблемы клиентом, служащие своеобразным ее «индикатором», оказывается в неблагоприятной ситуации и может начать реагировать неэффективно. К тому же в случае возникновения негативных реакций клиента их трудно скорректировать в Интернет-коммуникации, и клиент может просто отказаться от дальнейшего взаимодействия. Возможно, в силу чисто технологических особенностей сетевого взаимодействия большинство консультантов и психотерапевтов, работающих в Интернете, придерживаются когнитивно-поведенческого варианта работы, который предполагает активную позицию терапевта в смысле ведения клиента к решаемой задаче.
К тем возможностям, которые дает Интернет для психотерапии, люди относят и групповое общение, например форум. В Сети запускаются групповые психотерапевтические процессы, чтобы группа как-то поддержала человека с запросом. Это модель групп самопомощи, когда в основном идет информационная и эмоциональная поддержка. Этот метод терапевтичен, т. к. собираются разнообразные мнения, из которых человек может что-то выбрать. И другие эффекты, реализуемые в групповом консультировании, имеют место в сетевом групповом общении: инсталляция надежды, развенчание собственной уникальности и т. д. Другое дело, что эта модель все равно будет работать не в психотерапевтическом смысле, а в рамках самоподдержки. Определенную эффективность добавит присутствие ведущего, который будет управлять общением. К значимости Интернет-терапии, Интернет-консультирования относят также факт наличия в России низкой культуры психотерапевтической помощи, имея в виду отношение населения к подобным услугам и просто малое количество психологических центров, особенно в регионах. Возможность обратиться к удаленному специалисту позволяет преодолеть это.
Отдельным видом психологической работы в Сети является проведение онлайновых опросов. Укажем три важнейших тематических направления, охватываемых онлайновыми опросами.
Первое — это изучение сетевого поведения и отношения пользователей Интернета к технологическим и социокультурным аспектам развития Электронной паутины, например: оценка дизайна сайтов и качества провайдерских услуг, предпочтение сайтов, время, затрачиваемое на их просмотр, регулярность и продолжительность выходов в Сеть и т. д.
Второе направление включает в себя исследование потребительских установок и поведения на различных рынках товаров и услуг. Пожалуй, опросы этой тематической ориентации образуют основной массив онлайновых опросов. Главным образом можно говорить о выявлении потребительских установок общего вида: отношения к различным видам обслуживания, представления о том, что в товарах прежде всего привлекает потенциальных потребителей, восприятия рекламы, предпочтительности брендов и т. д. Еще большее количество опросов этого тематического направления ориентировано на измерение отношения к новым видам товаров и услуг массового потребления, которые в ближайшее время будут предложены рынку или только что появились на нем. Это может быть новая форма страхования или новая марка стирального порошка, оборудование для стрижки травы и новая телефонная справочная линия, средство по уходу за кожей и новые принтеры. На голосование ставится все: внешний вид изделия, его упаковка и цена, качество обслуживания (время ожидания, вежливость клерков или продавцов, возможность получения необходимой информации, загрузка паркинга) в той или иной системе магазинов или банков. Особо следует сказать об изучении потребительских интересов специальных групп. Это могут быть территориальные, демографические и социокультурные группы, например молодые женщины, подростки, пенсионеры — любители путешествий, коллекционеры географических атласов, ценители курительных трубок, поклонники определенного музыкального направления, выпускники тех или иных учебных заведений и т. д. Интернет настолько мощно вошел в жизнь населения и настолько серьезно трансформировал все составляющие процесса изучения рынка и продвижения новых товаров, что специалисты уже задаются вопросом: «Не умер ли тот маркетинг, который мы знаем?»
И третье направление — изучение социальных и политических установок, в том числе электоральных предпочтений, отношения к региональным проблемам, международной политике и пр.
Организаторы опросов не только предупреждают потенциальных респондентов о конфиденциальности получаемой информации, но и стремятся выбором тем web-опросов и формулировками вопросов не порождать возникновение подобных подозрений.
Создание панелей. В общем случае web-опрос базируется на двухступенчатой выборке: сначала комплектуется респондентская панель, а затем из нее случайным образом извлекается квотная выборка, репрезентирующая генеральную совокупность по контролируемым исследователями параметрам. Эта технология, естественно, не распространяется на изучение специальных групп: скажем, людей, принимающих определенное лекарство, или членов различных ассоциаций и клубов. Здесь используется одноступенчатая выборка из списков членов соответствующих структур или узкоспециализированной панели, например экспертной панели.
Относительно небольшие и маломощные исследовательские структуры используют пассивные приемы построения Сети. Они просят зарегистрироваться для участия в опросах случайных посетителей сайтов этих исследовательских компаний и сайтов их клиентов. Они также обращаются к этим волонтерам с просьбой порекомендовать (за символическую плату) своим знакомым тоже поучаствовать в опросах. Используются и другие недорогие приемы рекрутирования панели.
Более богатые и известные фирмы рекрутируют участников панели в процессе проведения личных, почтовых и телефонных интервью, а также звонят потенциальным участникам панели, используя случайные выборки телефонов. Помимо панелей общего типа, включающих в себя представителей всех групп населения, скажем, старше 16 или 18 лет, имеющих доступ к Интернету, есть панели специализированные. Респондентская панель Music Research ориентируется на любителей музыки, компания Greenfield Online, помимо 500 000-ной панели общего типа и наличия еженедельного сетевого «омнибуса» (1 000 пользователей), поддерживает панель «Мамы и дети» для изучения потребительских интересов и поведения беременных женщин и матерей маленьких детей. Исследовательская фирма GolfTesting.com изучает мнения о качестве оборудования для игры в гольф; их панель — это любители данного вида спорта. Международная сеть волонтеров (IntelliQuest Technology Panel) включает специалистов в области компьютеров и сопутствующих приборов.
Обычно перед регистрацией человеку рекомендуют ознакомиться с деятельностью исследовательской структуры и ее политикой в отношении членов панели, а затем ему предлагается «представить» себя: пол, возраст, место жительства, электронный адрес. Зарегистрировавшемуся человеку, как правило, высылается сразу или через какое-то время подтверждение, благодарность и его идентификационный код, который надо будет указывать при опросе. Обычно код не надо запоминать, он указывается в электронном сообщении о каждом новом опросе.
Множество факторов определяют текущую численность или объем панели, а потому это величина переменная. Одни покидают панель, другие в нее входят. Численность небольших панелей, в частности специализированных или ориентирующихся прежде всего на проведение онлайновых фокус-групп, — это тысячи участников. Но есть десятки и сотни тысяч человек.
Опросные документы включают в себя самые разные типы вопросов и разные типы шкал. Активность участия членов панели в каждом конкретном опросе зависит от фирмы, темы и времени проведения опроса.
Приемы повышения активности участия панелистов в опросах. Во-первых, все фирмы объясняют, что только через участие в опросе мнение человека будет услышано и учтено соответствующими институциями. Во-вторых, используются различные формы материального, в том числе денежного, стимулирования респондентов. Наиболее общим приемом является занесение имени респондента в число участников регулярных лотерей, проводимых организаторами панели. Это также могут быть сертификаты на путешествие, компьютеры и другие дорогостоящие вещи.
Не все опросы оплачиваются, но обычно онлайн-респондент знает, будет ли его участие вознаграждено и в каком размере. Чаще всего выплата денег производится через две-три недели после заполнения анкеты. Используются и другие формы материального вознаграждения: купоны, дающие скидку при приобретении товаров, фирменные майки, канцелярские принадлежности, конфеты, детские игрушки, брелоки и др.
Становление дистанционных форм психологической работы в Интернете находится в самом начале. Первые полученные результаты позволяют сделать оптимистические прогнозы по развитию различных видов психологической работы в сетевой коммуникации. Однако в связи с этим перед психологами возникает проблема теоретического осмысления и интеграции различных направлений психологии и новых технических решений для развития дистанционных форм психологической помощи.