Индивидуальные особенности представлений

Индивидуальные особенности представлений проявляются в преобладании какого-либо вида представления, которым люди обычно пользуются при воспроизведении образов объектов. Как правило, человек не задумывается над тем, какой вид представлений является у него ведущим. Между тем информированность об этом может оказать существенную помощь в овладении какими-то знаниями, в успешном исполнении профессиональной деятельности, для взаимопонимания делового партнера и др. Так, если ведущим видом представлений у индивида являются:

  • слуховые, то воспроизводимый образ объекта всплывает в его сознании преимущественно в виде звучания слов (при подготовке к экзамену по общей психологии «студенту-аудиалисту» существенную помощь окажут возникающие звуковые образы представлений, фрагментов лекций, воспроизводимых на основе голоса лектора);
  • зрительные, то при воспроизведении образа объекта к нему на помощь приходят наглядные картины (готовясь к ответу на зачете, студент представляет себе целые фрагменты страниц своего конспекта или учебника с текстом прочитанного ранее материала);
  • двигательные, то, стараясь запомнить или воспроизвести объект, индивид подключает какие-либо двигательные акты: мысленное проговаривание, кинестетические действия и др.

У человека может быть и несколько ведущих видов представлений.

Динамика представлений в онтогенезе человека еще не изучена в достаточной степени, но к настоящему времени, накоплен достаточно большой объем экспериментальных данных. Вот некоторые из них:

  • в полтора года появляются первые представления (именно этот возраст зафиксирован при поиске ответа на вопрос, к какому возрасту относятся первые воспоминания из жизни);
  • к двум годам быстро развиваются слухо-двигательные и речевые представления, обеспечивающие быстрое освоение речи;
  • к 5-6 годам развитие получает свойство наглядности представлений (ребенок познает мир больше через наглядные образы).

Представления можно развивать. Однако в этом процессе приоритет не должен отдаваться «силовым» приемам, связанным исключительно с волевыми усилиями. Развитию представлений в какой-либо области должно предшествовать кропотливое накопление соответствующей перцептивной информации. Нельзя, например, вызвать представление о возможной причине неисправности мотора автомашины, если человек никогда не изучал устройство и принцип действия двигателя.

Ключевые слова: Представление
Источник: Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы. Мн., 2008.
Материалы по теме
Воображение как процесс преобразования представлений
Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы. Мн., 2008.
Индивидуальные особенности представления и его развития
Общая психология: учебник / Л А. Вайнштейн, В А. Поликарпов, И.А. Фурманов. — Минск: Соврем...
Соотношение представлений, первичных образов памяти и персеверирующих образов
Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы. Мн., 2008.
Сущность представлений
Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы. Мн., 2008.
Виды представлений и их характеристика
Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы. Мн., 2008.
Метамодель
Б. Карвасарский, Психотерапевтическая энциклопедия
Память и представление
Мясищев В.Н., Основы общей и медицинской психологии
Определение представления и его основные характеристики
Маклаков А. Г. - Общая психология
Оставить комментарий