Понять идею освобождения как цель существования человека можно на основе представлений о мироздании и месте человека в нем.
Первопричиной мира, согласно индийской философии, является Пуруша и Пракрити.
Пуруша тождественна Атману и Брахману. Это высшее духовное начало, высшая душа, песчинкой или частью которой является душа индивида. Это - духовный принцип,
противопоставляемый Пракрити. Это духовное начало способно порождать формы (от атомов до человека) из неоформленной материальной субстанции, представляющей собой Пракрити.
Пракрити противоположна по отношению к Пуруше. Это -первичный материальный субстрат, материя и энергия. Это - вечное неоформленное (т.е. не имеющее формы) начало, которое образует в процессе своей эволюции при взаимодействии с Пурушей мир неодушевленных предметов и живых существ, имеющих психические способности.
Пуруша состоит из мириадов духовных атомов-монад индивидуальных душ, она - сознательное начало. Пракрити - неисчерпаемая творческая энергия, но лишенная сознания. Воздействие Пу-руши на Пракрити можно уподобить воздействию магнита на металл: духовное начало как бы намагничивает лишенную сознания материю, придает ей форму и духовную субстанцию. Это взаимодействие Пуруши и Пракрити, согласно системе санкхья, и является первопричиной возникновения и существования всего феноменального мира. Оно приводит к возникновению 25 элементов, сущностей, или таттв - элементов материи, включающих в себя физические, физиологические и психологические начала, такие, как пять чувств, разум, физические элементы и т.п. (Л.С. Васильев, с. 189-190).
Важными элементами мира, порожденного при взаимодействии Пуруши и Пракрити, являются три гунны - саттва, раджас и тамас.
При порождении мироздания из состояния растворенности, если в праматери преобладает саттва, то образуется живое, психическое и духовное. Если перевешивает тамас, то порождается мертвое, неорганическое. Доминирование раджаса приводит к формированию активного, возбуждающего, толкающего к действию.
Эти три гунны стали основанием для психологической типологии людей. С саттвой связано знание, ясность, удовольствие; с раджасом - страстность, активность, страдание; с тамасом - незнание, пассивность, отсутствие реакций.
В индийской философии положительно оценивается всякое возрастание саттвы. Избавление ума от тамаса, а затем и от раджаса -это важные этапы освобождения (мокши), за которым следует ра-стождествление души с гуннами и всем природным как таковым.
Цель человека, согласно философии санкхья, сводится к тому, чтобы помочь Пуруше освободиться из плена материи (Пракрити), избавиться от постоянных перерождений в земной жизни (сан-сары) и кармы, покинуть тела, в которых она заключена, и обрести состояние блаженства и освобождения (мокша). Отделенная от таттв и гун душа человека сливается с уже освободившимися монадами Пуруши-Брахмана (Пуруши-Атмана) и, таким образом, достигается цель.
Однако сделать это нелегко. Для этого необходимо применить специальные техники.
------------------------
Литература
Васильев, Л.С. История религий Востока (религиозно-культурные традиции и общество) / Л.С. Васильев. - М.: Высшая школа, 1983.-368 с.
Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: словарь / под ред. М.Ф. Альбедиль и A.M. Дубянского. -М.: Республика, 1996. - 576 с.
Гусева, Н.Р. Индуизм: История формирования. Культовая практика / Н.Р. Гусева. - М.: Наука, 1977.
Иванова, Л.В. Индуизм / Л.В. Иванова. - М., 2003.