Идеи и философия Г. Лессинга и И. Гердера

Г. Э. Лессинг (1729—1781 гг.) родился в семье пастора. Образование получил в Лейпцигском и Виттенбергском университетах. Отказался от духовной или университетской карьеры и вел вначале полуголодное существование свободного художника-литератора. Отверг предложения знатных покровителей о помощи, чтобы сохранить свою независимость. В течение примерно пяти лет работал секретарем силезского губернатора. Пытался, однако неудачно, открыть театр. Завершил свой жизненный путь в качестве библиотекаря брауншвейгского герцога.

Немецкий философ, писатель, литературный критик, Лессинг оказал заметное влияние на формирование эстетики. Он сформулировал принципы реалистичности художественного образа, а в произведении «Лаокоон» расуждал о границах живописи и поэзии, глубоко анализировал сущность и выразительные средства изобразительного и словесного искусств, исследовал природу искусства.

В философии Г. Э. Лессинг считается основоположником материализма в Германии. Основные философские взгляды изложил в одном из последних произведений — «Воспитание человеческого рода», в котором попытался обосновать идею органического единства и развития человечества к совершенству. Высказал некоторые идеи о сущности человека и его отношении к миру. Рассматривал человека как существо, которое сформировалось в ходе природных процессов, совершенствующих его качества начиная от его животного состояния. Утверждал право человека на радости жизни, высмеивал остро нравы высших слоев немецкого общества, боролся с мещанскими и религиозными предрассудками, критиковал абсолютизм, обосновывал идею демократической, национальной культуры. Одно из его произведений — «Натан Мудрый» — направлено против церковной реакции, религиозной нетерпимости в защиту гуманизма и идеи равенства людей.

Иоганн Готфрид Гердер  

Иоганн Готфрид Гердер (1744—1803 гг.) — немецкий философ, писатель эпохи Просвещения. Образование получил на теологическом факультете Кенигсбергского университета. После его окончания стал пастором, эти функции исполнял в Риге в течение примерно пяти лет. Поддерживал дружеские отношения с И. В. Гете. Был придворным проповедником.

Одно из его основных философских произведений — «Идеи к философии истории человечества» — посвящено анализу своеобразия различных эпох человеческой истории. Историю И. Гердер понимал как процесс, как то, что органически вырастает на национальной почве, как результат единства природных и культурных условий и традиций. Высшим принципом развития человечества, согласно И. Гер деру, является гуманизм, под которым он понимал торжество разума и справедливости. Именно гуманизм является сущностью человека, который изначально присущ ему и который отличает его от всех других природных существ. Человек — это вольноотпущенник природы. Сущность человека двойственна: он и часть природы, и результат духовного развития. Гердер, опираясь на этот тезис, описывает историю развития человека и человечества, начиная от древних Китая и Индии, стран Ближнего Востока.

Много внимания И. Гердер уделяет вопросам развития искусства, в том числе литературы, проблемам эстетики, исследует особенности немецкого характера, исследует народное искусство, фольклор. По существу, И. Гердер признается отцом романтизма в искусстве, а этот романтизм проник и в немецкую классическую философию, сказался также на развитии философии истории.

В философской антропологии и теории познания придерживался идей сенсуализма и эмпиризма. Гердер обосновывал идею, что природные предпосылки человека, заложенные в органическом строении человека, развиваются в обществе и вырабатываются искусственно, даже, например, прямохождение. Основным средством включения человека в культуру является речь, благодаря ей мозг, органы чувств, руки, человек в целом включается в творчество. Язык — это продукт культуры, но и сам воздействует на культуру. Он не смог прийти к пониманию единства природной и духовной составляющих человека, остался на позиции их двойственности.

Историческое развитие имеет восходящий характер, однако это не прямолинейный процесс. История движется к максимуму опосредованно через эпохи. В отдельные эпохи достигается максимум, который может быть обусловлен географическими условиями, степенью зрелости человечества. Гердер считал, что исторический прогресс человечества — это составная часть исторического прогресса всей Солнечной системы, а также связан со всем предшествующим космическим развитием.

В понимании природы И. Гердер придерживался пантеистических взглядов. Он натуралист, но не материалист. Природный процесс часто трактует теологически с позиций провиденциализма.

Развитие природы и человечества нельзя наблюдать непосредственно, этот процесс растянут во времени, его можно только реконструировать, используя научные методы. И. Гердер обосновывал идею единства растительного и животного миров, и в качестве аргумента называл процесс питания. Низшие животные полностью подчинены инстинктам. Животные — это младшие братья человека. Преимущества человека перед животными Гердер объяснял прямохождением. В результате этого у человека преимущественное развитие получает глаз, освобождаются руки, и он становится способным к деятельности, искусству. Тем самым руки становятся условием творчества не только новых вещей, но и идей.

Следующее преимущество прямохождения — язык, средство общения, семя разума и источник идей, которые, в свою очередь, являются источником всех искусств.

По существу, Гердер приходит здесь к пониманию человека как существа, способного создавать артефакты. Человек — результат развития, эволюции. Он еще и существо гуманное, способное сострадать, в этом, по мнению И. Гердера, заключается «богоподобность» человека. Человек, будучи самым совершенным существом, есть выражение силы всех сил — Бога.

Много внимания И. Гердер уделял анализу мифологии как способа взгляда раннего человека на природу. Размышлял о языке, о праве, о моральных нормах, рассуждал детерминистически о влиянии географической среды на развитие общества. Круг его интересов и анализа исключительно широк.

Очень глубоки его рассуждения о движущих силах развития обществ: движущей силой развития общества являются не выдающиеся личности, а знания, изобретения, открытия.

Гердер говорит о необходимости преемственности в развитии, о знании традиций, т. е. о необходимости сохранена прежних достижений и их активного развития. Он утверждал, что индивидуальные действия людей подчинены общим историческим закономерностям. И. Гердер характеризует специфические особенности развития отдельных народов и обществ — китайского, греческого, при этом указывая, что их специфические особенности были обусловлены деспотической властью у первых и демократией у других.

Он выступал против захватнических войн между народами и государствами. Ни один народ не может и не должен быть порабощен другим. История разрушает такие неестественные конгломераты, как, например, империю Александра Великого или монгольских завоевателей.

Учение И. Г. Гердера поражает многосторонностью, глубиной анализа, высокой вероятностью истинности сформулированных им гипотез об особенностях развития человечества, общества, государства. Удивляет, что учение этого исключительно интересного и глубокого мыслителя ранее практически не изучалось студентами вузов и лишь сравнительно недавно было внесено в программы.

Ключевые слова: Просвещение, Философия
Источник: Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 1: Исторические типы классической философии. — М.: Прометей, 2018. — 457 с.
Материалы по теме
Философия Фридриха Шеллинга
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 1: Исторические типы...
Основные идеи и система философии Г. Гегеля
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 1: Исторические типы...
Философия Людвига Фейербаха
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 1: Исторические типы...
Философия в период от эпохи Возрождения к эпохе Просвещения
Философия для «чайников». Учебник для академического бакалавриата: А. Д. Попова, 2018
Философия Жан-Жака Руссо
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 1: Исторические типы...
Французский материализм XVIII века
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 1: Исторические типы...
Идеи философии Иммануила Канта
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 1: Исторические типы...
Этика философии Иммануила Канта
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 1: Исторические типы...
Оставить комментарий