Характеристика и перспективы развития среднего профессионального образования

В 2000 г. средняя профессиональная школа России отметила свое 300-летие. Многовековая история развития среднего профессионального образования в России продолжается. В настоящее время это стабильно развивающийся, широко востребованный уровень образования.

В XXI в. перед средней профессиональной школой открываются широкие горизонты, связанные с внедрением информационных технологий, с новыми типами технических услуг, с созданием новых специальностей на основе научно-промышленных достижений в различных отраслях экономики и социальной сферы. Роль среднего профессионального образования увеличивается в условиях расслоения общества, снижения территориальной мобильности населения.

Развитие наукоемких и высокотехнологичных производств требует обеспечения кадрами практико-ориентированных специалистов, обладающих профессиональной квалификацией, многофункциональными умениями. В этих условиях именно среднее профессиональное образование является образовательным уровнем, способным обеспечить подъем национальной экономики России.

Происходит значительное расширение таких функций специалиста среднего звена, как обеспечение административно-технической поддержки процессов управления, непосредственного управления сложными техническими, технологическими и информационными системами, контроля качества, потребительских и экологических характеристик продукции, ее безопасности.

В последнее время возрастает занятость специалистов со средним профессиональным образованием в рыночной инфраструктуре (маркетинговое, финансовое, правовое обеспечение), в налогово-бюджетной сфере, в управлении персоналом. Развитие малого предпринимательства не только расширяет сферу использования кадров со средним профессиональным образованием, но и предоставляет специалистам среднего звена принципиально новые возможности для самостоятельного создания новых рабочих мест.

Рост востребованности среднего профессионального образования является общемировой тенденцией. В докладе Европейского фонда образования и Совета Европы, посвященном высшему и послесреднему профессиональному образованию в Центральной и Восточной Европе, отмечалось, что на современном этапе падает спрос на неквалифицированную и полуквалифицированную рабочую силу, растут требования к квалифицированным рабочим и служащим, а также специалистам среднего уровня, таким, как технические работники, офисные служащие и работники сферы услуг.

Высоко оценивают перспективы образования данного уровня американские специалисты: «В следующем десятилетии от 50 до 60 процентов всех рабочих мест будут требовать такого образования, которое обычно дается в колледжах».

В США и Японии в 1970 – 1990-х гг. масштабы реализации программ доуниверситетского высшего образования (уровень колледжа) росли опережающими темпами по сравнению с университетским образованием: в США численность студентов доуниверситетского уровня увеличилась в 2,1 раза, университетского уровня – в 1,3 раза, а в Японии соответственно – в 1,6 и 1,4 раза.

Значительное повышение требований к среднему профессиональному образованию определило необходимость согласованного взаимодействия всех субъектов образовательного пространства России. Основой такого взаимодействия стала комплексная программа развития среднего профессионального образования, направленная на формирование стратегии его качественного обновления.

Проект программы развития среднего профессионального образования России на 2000 – 2005 гг. был одобрен на заседании коллегии Минобразования РФ 18 января 2000 г., а сама программа утверждена приказом этого же министерства от 1 февраля 2000 г. № 305.

Программа развития среднего профессионального образования России на 2000 – 2005 гг., являясь основным концептуальным документом в области среднего профессионального образования, представляет собой конкретизацию и расширение Федеральной программы развития образования в части среднего профессионального образования.

В последние годы среднее профессиональное образование занимает все более значительное место в удовлетворении образовательных потребностей личности, общества и государства: его имеют 22% населения России, что в 1,5 раза больше, чем доля населения, имеющего высшее профессиональное образование. Динамика изменения образовательного уровня населения характеризуется увеличением доли граждан страны, имеющих среднее профессиональное образование (на 14 % по сравнению с уровнем 1989 г.). Наиболее велика доля лиц, имеющих среднее профессиональное образование, среди населения в возрасте 25 – 29 лет (31 %), 30 – 34 года (30%), 35-44 года (29%), 20-24 и 45-49 лет (28%). Охват средним профессиональным образованием населения трудоспособного возраста составляет 26 % (для сравнения: охват высшим профессиональным образованием – 17 %).

По данным статистики, в 2002 г. в производстве и социальной сфере Российской Федерации работали 18,5 млн специалистов со средним профессиональным образованием, что составляло 29 % от общей численности занятых. Их подготовку по 289 специальностям осуществляли 2760 средних специальных учебных заведений, в которых обучалось около 2,5 млн человек. Динамика этой подготовки в течение нескольких лет характеризуется ростом численности студентов и выпуска молодых специалистов. В настоящее время отмечается устойчивый конкурс в средние специальные учебные заведения.

Вот лишь некоторые данные статистики на 2002 г.

Доля специалистов среднего звена от общей численности работающих по отраслям экономики и социальной сферы составляла в здравоохранении, физической культуре и социальном обеспечении 47 %, в области кредитования, финансов и страхования – 39 %, в оптовой и розничной торговле и общественном питании – 37 %, на транспорте и в связи – 36 %, в аппарате органов управления – 35 %, в области жилищно-коммунального хозяйства и непроизводственных видов бытового обслуживания населения, в промышленности и строительстве – 32 %, в образовании, культуре и искусстве – 31 %.

Среднее профессиональное образование складывалось в Российской Федерации как централизованная система, ориентированная прежде всего на удовлетворение кадровых запросов министерств и ведомств. В 1990-е гг. произошла значительная демократизация и децентрализация управления сферой среднего профессионального образования, решение ряда вопросов было передано с федерального уровня на региональный, существенное развитие получила автономность средних специальных учебных заведений по многим направлениям их деятельности, в том числе связанным с определением содержания и форм организации образовательного процесса.

Увеличилось разнообразие организационно-правовых форм средних специальных учебных заведений. Сеть образовательных учреждений среднего профессионального образования включаетгосударственные (федерального подчинения и подчинения субъектов Российской Федерации), муниципальные и негосударственные учебные заведения. В настоящее время государственные учебные заведения федерального подчинения составляют 61 % от общего количества государственных и муниципальных учебных заведений, государственные учебные заведения подчинения субъектов Российской Федерации – 38%, муниципальные учебные заведения – 1 %. Активно развивается негосударственный сектор системы среднего профессионального образования, включающий в себя более 130 образовательных учреждений, в которых обучается более 20 тыс. студентов.

Структура сети средних специальных учебных заведений по ведомственной принадлежности включает в себя 33 министерства и ведомства, наиболее крупными из которых по количеству учебных заведений являются следующие федеральные министерства: образования – 676 подведомственных учебных заведений и 340 педагогических учебных заведений (38,1 % от общего числа государственных и муниципальных учебных заведений); здравоохранения – соответственно 391 (14,6 %); сельского хозяйства – 290 (10,9 %); культуры – 261 (9,8 %).

Анализ территориальной структуры сети государственных и муниципальных средних специальных учебных заведений показывает достаточную оптимальность их размещения. Подготовка специалистов осуществляется не только в региональных центрах, но и в небольших городах и поселках. 45 % общего приема студентов в образовательные учреждения среднего профессионального образования осуществляется в городах, не являющихся административными центрами субъектов РФ, и в других населенных пунктах, не имеющих статуса города, где возможность получения высшего профессионального образования ограничена (для сравнения: прием студентов в вузы в таких населенных пунктах составляет 23 % от общего приема в вузы).

В положении об образовательном учреждении среднего профессионального образования, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2001 г. №160, п. 8, выделяются два вида средних специальных учебных заведений: техникум (училище) и колледж. Колледж – это самостоятельное образовательное учреждение повышенного типа (или структурное подразделение университета, академии, института), в котором реализуются углубленные программы среднего профессионального образования по индивидуальным учебным планам и которое обеспечивает будущим специалистам повышенный уровень квалификации.

К 2000 г. в системе среднего профессионального образования функционировало более 960 колледжей (37 % от общего числа учебных заведений). Колледжи осуществляют многоуровневую подготовку специалистов со средним профессиональным образованием, являются, как правило, многофункциональными и многопрофильными образовательными учреждениями. Прием в колледжи составляет более 45 % от общего приема в средние специальные учебные заведения.

Многофункциональность колледжей характеризуется более широким спектром их деятельности по сравнению с техникумами как по реализации образовательных программ, так и по выполнению других функций. Колледжи реализуют программы не только среднего профессионального образования, но и начального, а также дополнительного профессионального образования (повышение квалификации, профессиональная переподготовка кадров, оказание содействия местным органам службы занятости и трудоустройства населения в виде организации курсов, семинаров, индивидуальной подготовки и др.); проводят профориентационную работу среди школьников, осуществляют методическую, научно-методическую, научно-исследовательскую и опытно-конструкторскую деятельность, а также производственную деятельность по профилям подготовки специалистов (базовые школы и дошкольные учреждения при педагогических колледжах, детские музыкальные школы и художественные студии при колледжах культуры и искусства, учебные предприятия при технических колледжах). Растет престижность колледжей среди населения, особенно в малых городах, где колледж нередко является культурно-методическим центром и объединяет вокруг себя другие учебные заведения.

Колледж – это инновационное учебное заведение, обеспечивающее соответствующий современным требованиям уровень подготовки кадров, обладающее широкими возможностями становления непрерывного образования, создающее необходимые условия для применения передовых педагогических технологий и решения проблемы гуманизации и гуманитаризации образования. В нашей стране колледж в системе подготовки кадров стал внедряться в начале 1990-х гг., в период активного поиска новых форм оперативного удовлетворения потребностей личности в образовательных услугах и общества – в специалистах среднего звена новых качественных параметров.

Сегодня этот тип среднего профессионального образовательного учреждения повышенного уровня подготовки специалистов по праву можно назвать ведущим системообразующим типом учебного заведения всего среднего профессионального образования современной России.

Особенностью профессиональной подготовки в российском колледже выступает его инновационный характер, позволяющий педагогам гармонично сочетать учебно-воспитательную работу с научно-исследовательской; давать более высокое, чем другие специальные средние учебные заведения, образование; по структуре учебного процесса, формам и методам преподавания колледж приближается к вузу; в нем выше, чем в других ссузах, степень гуманизации и гуманитаризации учебно-воспитательного процесса, что позволяет создавать научные комплексы «колледж – вуз», а студентам – после обучения в колледже поступать на второй или третий курс вуза.

Именно в колледже, принципиально новом типе учебного заведения в России, создаются необходимые условия и предпосылки для реализации и самореализации личности студента и преподавателя, их духовного роста, совершенствования профессионального и педагогического мастерства.

Организация и проведение прикладных научных исследований и опытно-экспериментальной работы, наличие соответствующего научно-методического обеспечения, переподготовка и повышение квалификации преподавателей и специалистов соответствующих профилей подготовки становятся обязательными направлениями деятельности колледжа.

В организации образовательного процесса колледж решает главную задачу – удовлетворение потребностей личности в получении широкой культурологической и качественной профессиональной подготовки. Это учебное заведение обеспечивает качественно новый, соответствующий современным требованиям уровень подготовки специалистов среднего звена практически всех отраслей народного хозяйства.

Выпускники колледжа могут, повторим, поступать на второй или третий курс вуза благодаря интегрированное™ программ преподавания в колледже и в вузе в течение этого времени. С учетом кадровых потребностей региона колледжи имеют возможность оперативно менять специализацию, номенклатуру специальностей. Параллельно с изменением содержания профессиональной подготовки студентов корректируется технология учебно-воспитательного процесса: отрабатывается система лекционно-семинарских занятий, увеличивается доля самостоятельной познавательной деятельности студентов, во внеаудиторной работе особое внимание уделяется конкурсным формам работы, клубам по интересам и др., что положительно влияет на профессионально-личностное развитие будущих специалистов.

Одним из направлений развития системы профессионального образования России можно назвать расширяющееся взаимодействие между учебными заведениями различных профилей и типов в рамках регионов. Среднее профессиональное образование участвует в интеграционных процессах между учебными заведениями как внутри уровня («горизонтальная» интеграция средних специальных учебных заведений), так и между уровнями («вертикальная» интеграция средних специальных учебных заведений с высшими учебными заведениями и учреждениями начального профессионального образования).

В настоящее время функционирует более 160 подразделений высших учебных заведений, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования. Такие подразделения сформированы как путем интеграции самостоятельных средних специальных учебных заведений в структуру вузов, так и в результате начала подготовки специалистов среднего звена в вузах. В 1994 – 1999 гг. в структуру вузов включено более ста средних специальных учебных заведений.

Примерами крупных многоуровневых образовательных комплексов являются новгородский многоуровневый комплекс (созданный на базе Новгородского государственного университета), который включает колледжи: многопрофильный, гуманитарно-педагогический, медицинский, технико-экономический и Старорусский политехнический; оренбургский комплекс (на базе Оренбургского государственного университета) включает колледжи: электроники и бизнеса, индустриально-педагогический; комплекс Хакасского государственного университета объединяет колледжи: медицинский, музыкальный, педагогический и сельскохозяйственный; региональный округ при Мордовском государственном университете, объединяющий 90 образовательных учреждений различных типов, в том числе четыре вуза, 13 средних специальных учебных заведений и ПТУ.

В 1997 – 1999 гг. в Курганской, Липецкой, Самарской, Тюменской областях осуществлена интеграция средних специальных учебных заведений и учреждений начального профессионального образования. В ряде регионов профессиональные лицеи преобразованы в средние специальные учебные заведения (Республика Адыгея, Республика Калмыкия, Краснодарский и Красноярский края, Иркутская, Курганская, Липецкая, Нижегородская, Омская, Самарская, Сахалинская области). Например, в Нижегородской области в 1999 г. 11 профессиональных лицеев были реорганизованы в средние специальные учебные заведения.

Осуществляется интеграция средних специальных учебных заведений различных профилей друг с другом, педагогических учебных заведений, образовательных учреждений культуры и искусства.

Значительным развитием характеризуется процесс создания многоуровневых учебно-педагогических комплексов на базе средних (или высших и средних) педагогических учебных заведений с включением учреждений общего образования (школы, детские сады). В последние годы получила развитие система непрерывного педагогического образования, связанная с созданием и деятельностью учебно-научно-педагогических комплексов (УНПК) «педагогический вуз – педагогическое училище», «педагогический вуз-педагогический колледж». УНПК, действующий, например, на базе Волгоградского государственного педагогического университета, включает около 20 педагогических классов, лицей, гимназию, три колледжа и Институт повышения квалификации и переподготовки. Четыре педагогических училища Ярославской области, начав в 1989 г. активное сотрудничество с педагогическим вузом, в течение 1992 – 1994 гг. полностью перешли на повышенный уровень подготовки педагогов и получили статус педагогических колледжей. УНПК, действующий на базе Тульского государственного педагогического университета, объединяет сеть педагогических классов и три педагогических колледжа Тульской области.

Одним из направлений развития сети средних специальных учебных заведений является создание региональных учебных комплексов несколькими учредителями (как правило, федеральными министерствами (ведомствами) и органами управления образованием субъектов Российской Федерации). Имеется первый опыт соучредительства средних специальных учебных заведений федеральным министерством образования и органами исполнительной власти субъектов РФ (Иркутская, Самарская, Сахалинская области).

Значительное место в системе среднего профессионального образования занимает среднее педагогическое образование. Сеть педагогических колледжей (училищ) равномерно распределена по территории 86 субъектов РФ и обеспечивает образовательные потребности личности и кадровые потребности учреждений дошкольного, начального общего, основного общего, дополнительного и специального образования по 21 специальности группы 0300 «Образование».

Согласно данным Госкомстата России, за последние три года занятость лиц со средним педагогическим образованием имеет стабильные показатели. Педагогические колледжи и училища обеспечивают кадрами дошкольные учреждения на 61 % (сельскую местность – на 69 %), а начальную школу – на 44 %. Среди учителей музыки, изобразительного искусства, физической культуры и труда доля лиц со средним педагогическим образованием составляет около 39 %. Такая стабильность в востребованности выпускников педагогических колледжей и училищ есть один из ответов на вопрос о необходимости среднего педагогического образования и его роли в кадровом обеспечении системы образования.

В настоящее время в Российской Федерации функционирует 340 педагогических учебных заведений, из них 65 % – колледжи. В них обучается 204 тыс. студентов, из них 83 % – студенты дневных отделений.

Динамика приема имеет нестабильный характер: если в 1999 и 2000 гг. и происходило увеличение приема (за два года на 900 человек), то в 2001 г. произошло уменьшение приема на 4,6 тыс. человек, и прием сейчас составляет 63,3 тыс. человек. Это обусловлено объективными причинами: снижением рождаемости, сокращением сети дошкольных образовательных учреждений и вакансий как для воспитателей, так и для учителей.

Сокращение приема студентов произошло в основном по двум специальностям: «Дошкольное образование» и «Преподавание в начальных классах». Однако эти специальности остаются наиболее распространенными, их доля в общем объеме приема составляет соответственно 17 и 26 %.

Вместе с тем отмечен рост приема по новым специальностям, введенным в классификатор в 1998 – 1999 г.: «Иностранный язык», «Специальное дошкольное образование», «Коррекционная педагогика в начальном образовании», «Педагогика дополнительного образования», «Организация воспитательной деятельности». Если в целом прием по новым специальностям в 1998 г. составлял чуть более 3 тыс. человек, то в 2001 г. он вырос более чем в 3 раза. Анализ востребованности специалистов на региональных рынках труда по данным направлениям подготовки показывает, что потребность в них будет возрастать и дальше.

Таким образом, можно констатировать, что в системе среднего педагогического образования в связи с потребностями образовательной практики происходит изменение структуры подготовки кадров.

  • Во-первых, сняты «звездочки» со специальностей «Математика», «Русский язык и литература», «История». Это означает, что учебные заведения теперь могут осуществлять подготовку кадров по этим специальностям в плановом порядке, а не только как эксперимент.
  • Во-вторых, в целях обеспечения школы, и в первую очередь сельской, учителями информатики открыта новая специальность – «Информатика».
  • В-третьих, закрыта подготовка по специальностям «Психология» и «Домашнее образование». По специальности «Психология» – ввиду исключения данной специальности из перечня педагогических специальностей высшей школы, а по специальности «Домашнее образование» – ввиду неопределенности статуса выпускника, а вследствие этого – незначительного объема приема.
  • В-четвертых, в связи с существенным обновлением содержания общего образования, переходом в общеобразовательных учреждениях от трудового обучения к технологическому обучению в рамках нового предмета «Технология» специальность «Труд» переименована и получила название «Технология».

Отметим также, что еще в 2000 г. в действующий классификатор были введены специальности «Организация воспитательной деятельности» и «Адаптивная физическая культура».

Современные требования к педагогу определяют необходимость усиления общепрофессиональной подготовки. В этих целях по таким специальностям, как «Физическая культура», «Технология», «Преподавание в начальных классах», «Дошкольное образование» с 2002/03 учебного года прекращена подготовка по базовому уровню среднего профессионального образования. Срок обучения по этим специальностям составит только 2 года 10 месяцев, что соответствует повышенному уровню.

Среднее профессиональное образование в России развивается как звено в системе непрерывного профессионального образования, призванное удовлетворять потребности личности, общества и государства в предоставлении возможности гражданам получать образование, профессиональную квалификацию и компетенцию.

Ключевые слова: Образование, Профессия
Источник: Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. П. Белозерцев, А. Д. Гонеев, А. Г. Пашков и др.; Под. ред. В. А. Сластёнина. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 368 с.
Материалы по теме
Технологии, реализуемые в профессиональном образовании
Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений...
Особенности дополнительного профессионального образования
Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений...
Функции дополнительного профессионального образования
Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений...
Содержание дополнительного профессионального образования
Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений...
Виды дополнительного профессионального образования
Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений...
Задачи и принципы начальной профессиональной подготовки
Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений...
Содержание начального профессионально-технического образования
Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений...
Сущность, значение, роль высшего профессионального образования
Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений...
Оставить комментарий