Гуманитарно-личностный подход в социологии

Все социальные теории, в которых рассматриваются мир человека, духовность, смысложизненные ориентации, ценности, могут быть отнесены к гуманитарно-личностной парадигме. Если естественно-историческая парадигма настаивает на использовании объективных методов, то гуманитарно-личностная парадигма подчеркивает необходимость использования в социальном познании, в социологическом исследовании так называемых субъективных методов, т. е. таких, которые позволяют раскрыть индивидуально-личностную, информационную сторону социальной действительности. Использование субъективных методов дает социологу возможность получить человеческую проекцию объективных социальных законов.

Гуманитарно-личностный подход реализован в субъективном направлении российской социологии, в понимающей социологии и феноменологической социологии, в этнометодологии и конструкционизме.

Субъективное направление возникло в социологии в 1860-1870-х годах в России. Его развивали Лавров, Михайловский, Южаков. В то время российское общество находилось в состоянии застоя, неопределенности в отношении направления и целей своего развития. Необходимо было найти те социальные силы, которые могли бы разбудить общество.

Исходный тезис субъективного направления состоял в утверждении: главный двигатель общественного развития — личность. Его сторонники противопоставили два вида реальности: природную и общественную. В природе действуют объективные законы, в обществе — так называемые телеологические закономерности, в основе которых лежит деятельность человека.

Данное направление ориентировалось на использование в социальном познании и социальных преобразованиях ценностного подхода, предполагающего свободный выбор идеала, к которому должно стремиться общество. Сторонники субъективного направления считали, что социолог не имеет права занимать отстраненную позицию — он должен рассматривать все общественные явления на основе нравственных идеалов. Общество — та реальность, которая может стать воплощением нравственного идеала благодаря деятельности широких масс, вдохновляемых на общественные преобразования совокупностью высоконравственных личностей, каковой выступает интеллигенция. Южаков утверждал, что социология не должна ограничиваться только констатацией уровня развития тех или иных социальных явлений. Оценка относительной важности явлений на основе нравственного миросозерцания (идеала) — главная основа познавательных действий социолога, на ней строится социологическая теория. Такая теория должна не только объяснять, почему социальные явления имеют конкретные свойства, но и определять, какими должны быть социальные явления. Эти задачи решаются с помощью субъективного метода, применение которого делает необходимым усложнение приемов исследования при усложнении самого материала, подлежащего исследованию.

Н. Михайловский полагал, что социолог не должен отказываться от использования объективных методов, но высший контроль над познавательным процессом и над рекомендациями, вытекающими из него, все-таки принадлежит субъективному методу. Субъективный метод заставляет социолога мыслить в категориях желательного и нежелательного, нравственного и безнравственного, сущего и должного, полезного и вредного. По существу, работы представителей субъективного метода предвосхитили теоретические поиски и методологические выводы, сделанные в XX в. представителями Франкфуртской школы при разработке критической теории общества. Критическая теория общества, созданная в 1930-1940-х годах, также основывалась на требовании к социологии не ограничиваться изучением объективных свойств, присущих обществу. С точки зрения Хоркхаймера, Маркузе и других ее создателей, социологическое исследование завершается только тогда, когда социолог показывает, какой должна быть социальная действительность.

Сторонники субъективного метода говорили о необходимости социологических объяснений социальной действительности не только с позиции объективности, не только на основе ценностного подхода, но и с позиций различных социальных групп, каждая из которых имеет свой собственный взгляд на социальные явления. Этот принцип сформулирован еще Лавровым, который утверждал, что исследователю необходимо встать на место «страждущих и наслаждающихся членов общества», а не занимать позицию «бесстрастного постороннего наблюдателя» социальных процессов. Тем самым Лавров предвосхитил развитие в западной социологии таких направлений, как понимающая и феноменологическая социология. Субъективное направление обогатило социологическую методологию. Оно ввело в правила социологического метода новые требования, а именно требования оценки социальных явлений с позиции нравственного идеала и рассмотрения социального явления не с точки зрения стороннего наблюдателя, использующего объективные методы, а с точки зрения конкретного коллективного субъекта общественной жизнедеятельности.

Понимающая социология по своим методологическим ориентациям восходит к идеям герменевтики (теория и практика истолкования текстов). Основное понятие герменевтики — «понимание». Один из родоначальников герменевтики Ф. Шлейермахер называл так понимание смысла текста, которое осуществляется в процессе его грамматической и психологической интерпретации. В соответствии с принципами герменевтики реконструкция смысла текста должна осуществляться через прояснение замысла создателя текста. Понимание направлено на постижение индивидуального, неповторимого.

Методология понимающей социологии была создана М. Вебером в конце XIX — начале XX в. Методологические представления о специфике социального познания у Вебера формировались под влиянием Баденской школы неокантианства и под воздействием методологических установок герменевтики. Вебер, по существу, сформулировал новый предмет социологии. С его точки зрения, этим предметом должно быть социальное действие, т. е. такая форма человеческого поведения, в которой субъекты ориентируются на смыслы и значения друг друга. Социология, интерпретируя смысл и значения взаимодействующих субъектов, понимает социальное действие и пытается причинно объяснить его течение и результаты. Смысловая связь поведения, по Веберу, и является подлинным предметом понимающей социологии.

Результатом применения понимающего метода являются особо очевидные каузальные гипотезы. Эти гипотезы необходимо верифицировать объективными данными. Когда гипотезы подтверждаются, они превращаются в научные положения. Понимание в социологии играет вспомогательную роль — оно помогает формулировать гипотезы, на основе которых строится объяснение поведения людей. Объяснение в социологии, по мнению Вебера, — это телеологическое объяснение.

Феноменологическая социология была разработана в 1960-х годах П. Бергером и Т. Лукманом на основе идей их учителя А. Шюца. Развивая социальную феноменологию, Шюц опирался на учение Э. Гуссерля, который создал новое направление философии — феноменологическую философию. Одним из ключевых понятий феноменологической философии является понятие жизненного мира (Lebenswelt). Шюц переосмыслил это исходное понятие и стал подразумевать под ним мир, предшествующий объективирующей научной рефлексии. Жизненный мир — мир человеческой непосредственности, мир чувствований, сомнений, утверждений, мир, «не испорченный, не искаженный научной рефлексией». Можно сказать, что жизненный мир — это мир обыденного сознания и здравого смысла.

Феноменологическая социология требует от социолога обращения к понятиям, возникающим в жизненном мире, ибо эти понятия обладают подлинным содержанием и с их помощью передается подлинное знание о социальной действительности. Задачей социологии становится прежде всего анализ донаучных представлений о социальной действительности, анализ взаимодействия и взаимного влияния этих представлений.

Феноменологическая социология должна осуществлять феноменологическую редукцию, т. е. как бы выносить за скобки имеющееся научное знание. Она отказывается принять это знание на веру, ее задача — сопоставить конструкты, т. е. понятия разных уровней. Шюц выделял два уровня конструктов:

  • конструкты первого порядка, которые развиты и используются в жизненном мире;
  •  конструкты второго порядка, которые разработаны и используются в социальных теориях.

Сопоставляя два эти уровня, феноменологический социолог должен критически проанализировать социальные понятия, осуществить их феноменологическое прояснение. В этом смысле феноменологическая социология, как новое направление, может использоваться в качестве способа критики социального знания, инструмента его пересмотра.

Феноменологическая социология стала одной из родоначальниц особой отрасли социологии — социологии повседневности. Предметом ее анализа является изучение исходных идей, понятий, суждений, лежащих в основе социологических школ и направлений. Такой поворот феноменологической социологии к истокам социального знания был обусловлен утверждением о том, что все науки, включая социологию, происходят из жизненного мира и задача каждой науки — вернуться к этому миру и рассматривать содержание своих теорий исходя из понятий и «теорий» здравого смысла. С точки зрения феноменологической социологии предметом изучения должна быть и сфера здравого смысла, обыденного сознания.

Этнометодология была создана Г. Гарфинкелем, который в 1967 г. выпустил книгу «Исследования по этнометодологии». Предметом этнометодологии являются этнометоды — методы построения практической деятельности, свойственные определенным культурам. Главная задача социологии, по мысли этнометодологов, заключается в выявлении субстанциональной рациональности общественной жизни. Социология должна заниматься выявлением и изучением смыслов действий.

Этнометодологи утверждают, что основной чертой повседневной деятельности являются фоновые ожидания, т. е. представления об общественном мире, которые выступают в роли правил взаимодействия людей. Сам процесс социального взаимодействия — это процесс обнаружения правил, которым взаимодействие подчиняется. Процесс поддержания правил и есть процесс создания социальных структур. Этнометодологи полагают, что для объяснения взаимопонимания участников социального взаимодействия надо обнаружить, как они говорят (не что есть предмет разговора, а как он организован).

Правила говорения обеспечивают понимание и согласие. В основе этих правил лежит формальное свойство всякого практического действия, независимо от его содержания. Структура социальной деятельности существует в той мере, в какой она понимается ее участниками. Процесс организации общественной жизни, поддержание социальных структур — это процесс понимания смыслов и значений, которыми руководствуются субъекты действия, процесс обнаружения и поддержания правил взаимодействия.

Этнометодология опирается на следующий ряд теоретико-методологических допущений:

  1. социальное взаимодействие — это прежде всего речевое взаимодействие;
  2. социальное исследование — это истолкование и интерпретация действий и речи участников диалога;
  3. в ходе интерпретации социального взаимодействия необходимо выделить два слоя этого взаимодействия — разговор и понимание;
  4. структура организации разговора тождественна синтаксису повседневной речи;
  5. социальное взаимодействие не может быть сведено только к разговору, в нем содержится больше информации, чем выражается словом.

Социальное взаимодействие содержит фоновые знания, подразумеваемые смыслы, которые молчаливо поддерживаются его участниками. Этнометодология организует свои исследования таким образом, чтобы, помимо высказанного, выявить и изучить невысказанное и определить роль этого невысказанного в организации социального взаимодействия. С методологической точки зрения этнометодология выражает два уровня социального познания:

  1. познание, осуществленное в повседневном опыте;
  2. научное познание.

Задачей этнометодологов является прояснение отношений между знанием, содержащимся в повседневном опыте, и знанием, сформированным в терминах социальной науки.

По мнению этнометодологов, социальная действительность не обладает объективными характеристиками. Напротив, социальная реальность создается в ходе речевой коммуникации, в ходе онтологизации субъективных смыслов и значений.

Основным методом социального познания является такого рода описание, которое ставит изучение общества в зависимость от деятельности его членов — главным образом в зависимость от специфики говорения, словоупотребления. В ходе описания осуществляется интерпретация социальных действий и формируются выводы относительно совместимости тех знаний, которые поддерживают социальное взаимодействие и понимание людьми друг друга, и создаваемых ими социальных структур.

В своей исследовательской практике этнометодологи используют участвующее наблюдение, лабораторный эксперимент, кризисный эксперимент, анализ записанных на пленку высказываний, речевого взаимодействия.

Этнометодологическая социология — социология повседневной жизни: она близка феноменологической социологии. Однако этнометодология идет дальше и помимо выявления явного в практической деятельности стремится выявить неявное, невысказанное, подразумеваемое.

Конструкционизм начал развиваться в западной социологии в последние десятилетия XX в. Это течение близко к символическому интеракционизму и опирается на его идеи и методологические подходы. Для конструкционистов социальная действительность не является объективным явлением, она задана и определена субъектом социального действия. Социальная действительность создается в результате взаимодействия людей друг с другом.

В рамках конструкционизма выделяют три направления.

  1. Социальный конструкционизм. Его представители — П. Бергер и Т. Лукман, авторы книги «Социальное конструирование реальности». Главный пафос книги связан с выявлением роли «знаний» участников социального взаимодействия в формировании социальной действительности.
  2. Социология научного знания. В рамках данного направления изучается процесс достижения согласия в научном сообществе, взаимодействие между учеными, в ходе которого достигается взаимопонимание и признание того, что определенные знания можно квалифицировать как истинные. Основная идея направления: что реально в обществе, то и научно. Эта точка зрения спорна, так как не согласуется с установкой на использование объективных критериев.
  3. Когнитивный конструкционизм. Основная идея направления: социальные явления постоянно изменяются; в основе этих изменений лежит деятельность группового сознания. Сторонники данного направления подчеркивают случайность, фрагментарность социальных событий, их зависимость от изменений в общественном сознании. Например, германская исследовательница К. Кнорр-Цетина выявляет роль фикций, вымыслов в развитии различных социальных институтов.

Таким образом, все направления конструкционизма стремятся к тому, чтобы изучить, как знания разных типов (научные, вненаучные, ненаучные) определяют социальные взаимодействия и их результаты.

Конструкционизм существует в двух следующих вариантах.

  1. Так называемый строгий конструкционизм, требующий от социолога изучать деятельность группового сознания, диалог, дискурс, в ходе которого люди конструируют социальный мир, т. е. формируют свои представления о тех проблемах, которые их волнуют.
  2.  Контекстуальный конструкционизм, приверженцы которого считают, что деятельность конструкционистов должна включать анализ не только сознания группы, выдвигающей проблему, но и сознания других социальных групп и общества в целом. Они вводят в анализ социальных проблем дополнительную информацию, характеризующую ту или иную социальную проблему (например, статистические документы, данные наблюдений).
Ключевые слова: Методология, Социология
Источник: Социология: теория, история, методология: учебник / под ред. Д. В. Иванова. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2019. — 480 с.
Материалы по теме
Методы социологии
Основы социологии и политологии: учебник для учащихся средних профессиональных учебных...
Методология социологического исследования
Социология в схемах и комментариях : учеб, пособие для СПО / Б. А. Исаев. — 2-е изд., испр....
Методология социологического познания
Социология: теория, история, методология: учебник / под ред. Д. В. Иванова. — СПб.: Изд-во С...
Диалектический подход в социологии
Социология: теория, история, методология: учебник / под ред. Д. В. Иванова. — СПб.: Изд-во С...
Сравнительный подход и сравнительные социологические исследования
Социология: теория, история, методология: учебник / под ред. Д. В. Иванова. — СПб.: Изд-во С...
Системный и комплексный подходы в социологии
Социология: теория, история, методология: учебник / под ред. Д. В. Иванова. — СПб.: Изд-во С...
Социологическое наблюдение
Социология: теория, история, методология: учебник / под ред. Д. В. Иванова. — СПб.: Изд-во С...
Структура и уровни социологических знаний
Основы социологии и политологии - Козырев Г.И - Учебник для ссузов - 2008 - 240
Оставить комментарий