Государственные гарантии - форма государственного долга

Во взаимодействии поставщиков и потребителей, особенно находящихся в разных странах, государство нередко выступает гарантом но платежам покупателя товаров. Если он оказывается неплатежеспособным к моменту платежа, по его долгам рассчитывается государство. Соответственно оно должно планировать гарантийные обязательства и оформлять их соглашениями с получателем товаров и с поставщиком.

При рассмотрении проекта закона о бюджете на очередной год наряду с программами государственных внутренних и внешних заимствований, предоставления кредитов иностранным государствам детально обсуждается вопрос о предоставлении государственных и муниципальных гарантий. Правовой базой использования государственных и муниципальных гарантий является ГК РФ и ст. 115—117 БК РФ.

Как отмечалось выше, долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в форме договоров о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий и быть представлены в виде определенного объема обязательств по государственным гарантиям.

Государственные гарантии, как правило, предоставляются по займам и кредитам, привлекаемым органами власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, хозяйствующими субъектами. Государство гарантирует не только безусловное погашение займов и кредитов, но и выплату процентов по ним кредиторам. В этом случае речь идет о гарантированных займах и кредитах. По гарантированным заимствованиям государство несет финансовую ответственность в полной мере только в случае неплатежеспособности заемщика. Статья 115 БК РФ определяет государственную гарантию как способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которого государство-гарант письменно обязуется отвечать за исполнение лицом, которому дается гарантия, обязательства перед третьими лицами (полностью или частично). Государство-гарант обязано при известных обстоятельствах исполнить обязательство фактического заемщика перед кредитором. Следовательно, гарант несет ответственность по долгам заемщика, если возникает ситуация, при которой заемщик оказывается неплатежеспособным. Однако в любом случае заемщик сам несет ответственность по своим обязательствам, в том числе ответственность перед гарантом в виде процентов.

Предоставление государственных или муниципальных гарантий осуществляется в соответствии с полномочиями органов государственной власти соответствующих уровней — с анализом финансового состояния принципала или без такого анализа.

Счетная палата РФ по опыту последних лет в начале 2008 г. подготовила аналитические материалы, свидетельствующие о возможном возрастании нагрузки на федеральный бюджет по гарантиям, когда анализ финансового состояния принципала не проводится. Риск государства при использовании бюджетных средств при этом возрастает.

Федеральным законом, законом субъекта РФ, решением представительного органа муниципального образования о бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) должны быть предусмотрены бюджетные ассигнования на возможное исполнение выданных государственных гарантий Российской Федерации, государственных гарантий субъекта РФ, муниципальных гарантий соответственно.

БК РФ регламентирует порядок разработки и утверждения программ государственных гарантий Российской Федерации, государственных гарантий субъектов РФ, муниципальных гарантий в валюте РФ и в иностранной валюте.

Программа государственных гарантий Российской Федерации, государственных гарантий субъекта РФ, муниципальных гарантий в валюте РФ представляет собой перечень подлежащих предоставлению и исполнению соответствующих государственных гарантий на очередной финансовый год и плановый период.

Должна быть отдельно предусмотрена каждая гарантия (с указанием принципала по каждой гарантии), величина которой превышает:
1 млрд руб. — для государственных гарантий Российской Федерации;
10 млн руб. — для государственных гарантий субъекта РФ;
100 тыс. руб. — для муниципальных гарантий.

Предоставленные гарантии подлежат реализации только при условии их утверждения в составе соответственно программы государственных гарантий Российской Федерации, государственных гарантий субъекта РФ, муниципальных гарантий в валюте РФ.

В программе государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте должна быть отдельно предусмотрена каждая гарантия. величина которой превышает сумму, эквивалентную 50 млн долл. Указанные гарантии подлежат реализации только при условии их утверждения в составе программы государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте.

Программа государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте является приложением к федеральному закону о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. В программе отмечается, что государственные гарантии Российской Федерации предоставляются для оказания поддержки экспорта промышленной продукции (товаров, работ, услуг). Далее дается исчерпывающий перечень подлежащих предоставлению государственных гарантий Российской Федерации в данном году в млн долл.

Государственные гарантии Российской Федерации по проектам, реализуемым с участием международных финансовых организаций, также предусматриваются законом о федеральном бюджете на очередной год в соответствии с БК РФ. Как правило, гарантии предоставляются на конкурсной основе, а ответственность гаранта и заемщика — субсидиарная.

В мировой практике государственные гарантии являются мощным фактором поддержки экспорта и укрепления конкурентных позиций на мировых рынках. Китай ежегодно тратит на поддержку своего экспорта около 7% бюджетных средств, Чехия — около 2,5, Словакия — 2,3, а Россия — только 0,6%. Германия предоставляет гарантии до 2,9% от экспорта, США — до 2, Польша — до 3,8%.

В России все шире практикуется предоставление гарантий по кредитам, связанным с экспортом высокотехнологичной наукоемкой продукции военно-промышленного комплекса, что не могло не способствовать росту экспорта военной техники и оружия. Портфель заказов составляет около 35 млрд долл. В результате разрушения СССР годовые поставки военной техники были сокращены с 22 до 1,7 млрд долл. Однако сейчас идет процесс восстановления объема экспорта военной техники и оружия. Уместно заметить, что и внешние кредиты ряду стран предоставляются Россией для закупок российской военной техники. Например, Индонезии был предоставлен крупный кредит для закупки российской военной техники.

Б Федеральном законе от 24.07.2007 № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» был установлен верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации по государственным гарантиям Российской Федерации в иностранной валюте на 1 января 2009 г. в сумме 3,5 млрд долл., на 1 января 2010 г. — в сумме 6,8 млрд долл. США, на 1 января 2011 г. — в сумме 10,4 млрд долл. Кризис продиктовал пересмотр бюджетной трехлетки и изменение параметров бюджета на 2009 г. В федеральном бюджете на 2009 г. после его пересмотра программа государственных гарантий в иностранной валюте ограничена их предоставлением на 2,0 млрд долл., в том числе: 1,0 млрд долл. — гарантии на поддержку экспорта; 0,4 млрд долл. — гарантии по заимствованиям ЗАО «Росэксимбанк»; 0,6 млрд долл. — гарантии по обязательствам российских экспортеров перед указанным банком. Б дальнейшем наблюдался процесс наращивания объемов государственных гарантий в русле решения проблем развития внешнеторговых связей российских предприятий.

В валюте РФ государственные гарантии возрастают по заимствованиям «Агентства по ипотечному и жилищному кредитованию» (АИЖК) в целях создания на земельных участках инженерной инфраструктуры для жилищного строительства, по кредитам, получаемым стратегическими предприятиями оборонного комплекса, а также но кредитам на инвестиционные цели для юридических лиц, находящихся на территории Чеченской Республики.

Политика предоставления гарантий требует соответствующего научно-аналитического сопровождения. В мировой практике широко используется институт специализированных агентств, оказывающих соответствующие услуги бизнесу, включая государственные компании, связанные с государственной поддержкой бизнеса.

Ключевые слова: Долг, Государство
Источник: Деньги, кредит, банки: учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. В. Ю. Катасонова, В. П. Биткова. — 2-е изд., перераб. и доп. 2016 г.
Материалы по теме
Государственный долг и управление им
Бюджетное право России : учебник для бакалавриата и магистратуры / Ю. А. Крохина. — 4-е изд...
Классификация, состав и структура государственного (муниципального) долга
Деньги, кредит, банки: учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. В. Ю....
Необходимость и сущность управления государственным долгом
Деньги, кредит, банки: учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. В. Ю....
Внешние долговые требования РФ как кредитора
Деньги, кредит, банки: учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. В. Ю....
Налоговые доходы государства и муниципальных образований
Бюджетное право России : учебник для бакалавриата и магистратуры / Ю. А. Крохина. — 4-е изд...
Понятие государственного аппарата
Теория государства и права - Учебник (под ред. М.Н. Марченко)
Экономическая политика государства в переходный период в России
Экономика. Курс лекций: учебное пособие для вузов / В.В. Янова. — 4-е изд., стереотип.
Легализация и легитимация государственной власти
Государствоведение: Учебник. - 2-е изд., испр и доп - М • Юристъ, 2000
Оставить комментарий