Проектное управление как самостоятельное направление оформилось в конце 1960-х гг., элементы проектного подхода, конечно, присутствовали в практике менеджмента и ранее, и оформились в рамках международных стандартов в США в 1980-х гг. как стандарт проектного управления. Проектное управление является не столько удачной управленческой технологией, сколько закономерностью эволюции управленческой мысли и поиска эффективности решения актуальных задач, стоящих перед аппаратом управления.
Выделим ряд факторов, оказавших влияние на развитие проектного подхода в управленческой деятельности:
- динамика масштабов производственных процессов, увеличение их сложности и объёмов, условий трансграничного сотрудничества и конкуренции, глобализации мирохозяйственных связей актуализировали задачи внедрения эффективных практик и корпоративных стандартов проектного управления;
- инновационная активность производственных, экономических и социальных систем обусловлена необходимостью поиска адекватных технологий управления на вызовы времени, сложностью конструируемых объектов (от корпораций до масштабов межстранового сопоставления) в сферах космических технологий, природно-экологической и социальной сферы и др.;
- усложнение труда менеджера, вызванное активным внедрением инноваций, информационно-коммуникационных технологий, ростом неопределенности внешней среды и количества ситуаций риска, необходимостью обновления знаний и организации эффективной работы аппарата управления;
- сфера методологии менеджмента как системной и интегрированной платформы современных знаний о науке управления в отраслях и по направлениям, в том числе как метод социальной инженерии.
Взаимодействие этих факторов, раскрытие сложности их взаимовлияние и попытки научного обоснования методологии проектного управления рассматривались рядом работ. Следует помнить, что первые опыты в управлении проектами пришли в практику бизнеса из системы военно-технических и промышленных объектов,
инициировавшихся государством и реализованных государственным аппаратом управления. В современных управленческих науках находим стремление некоторых авторов дифференцировать понятийный аппарат в сфере проектного управления, на инжиниринг бизнеса, управление изменениями, стратегическое управление изменениями и т. п., где управление проектами как деятельность не несет содержательных характеристик как проектирование производственной, экономической или социальной деятельности. У некоторых авторов находим разграничение понятий «дизайн» как набора технических инструментов совершенствования проекта и «проекта» как набора организационно-экономических мероприятий с целепоганием и выбором объекта управления.
Необходимо пояснить, что данные аспекты являются важными с точки зрения методологии анализа проектного управления, так как сама проблема проектного управления как разновидность специфического вида деятельности является концентрированным выражением задач общественного развития. Проектное управление призвано решать как общественные, так и публичные задачи государственных органов управления - эффективность и результативность расходования ресурсов и повышения эффективность проектной деятельности институтов государственного управления и органов местного самоуправления. Проектное управление должно строиться на системной основе для решения как общегосударственных задач (социотехнического или экономического проектирования), так и корпоративного управления, что является залогом конкурентоспособности и стабильности развития объекта управления (см. рис. 13).
Здесь важно пояснить, что развитие методологии проектного управления применительно к реализации целей и задач государственного управления базируется на единстве производственной и социальной сферы. Именно в системе государственного управления, по мнению ряда авторов, необходимо оперировать критериями социальной эффективности проекта, так как инженерно-техническое проектирование и создание искусственных объектов должно отвечать социальным потребностям территории (региона, муниципалитета), служить залогом развития суммы его потенциалов (природно-ресурсных, экономических, производственных, социальных и т. п.).
Во многих исследованиях подчеркивается, что с развитием методологического знания о проектировании, совокупность технических вопросов должна включать и факторы социотехнического проектирования, оргпроектирования. Следует сказать, что концепция программно-целевого управления прочно занимает ведущую инструментальную роль в системе государственного управления, основывается на системной методологии и занимает устойчивые позиции в рамках практики своего применения.
Данная концепция программно-целевого управления рассматривается специалистами сферы государственного и муниципального управления положительно, так как достоинства социального и
экономического программирования решения общественных проблем успешно адаптированы институтами государственного управления различных стран. Влияние системной методологии обнаруживает тенденции расширения областей исследования, появления новых дисциплин, диктует рассмотрение объекта управления как системы связанной с конъюнктурой внешней среды, а части объекта - как элемента системы, связанной с иными элементами, где нельзя ограничиваться анализом чего-то в отдельности, а ставить задачи исследования системы взаимосвязей и взаимовлияния этих взаимодействий.
Известный специалист в области теории организации и организационных систем, выделяя это направление в самостоятельную область научного знания, отталкивается в своих исследованиях от позиции, что «организация» отвечает на вопрос, чем управлять, а «управление» -как и чем оказывать воздействие на объект. Именно такая дифференциация формирует системный подход для анализа, позволяет всесторонне исследовать комплекс закономерностей и методологических принципов конструирования различных типологий организаций, выявлять направления и приоритеты их развития, процесс целеполагания и ресурсы их достижения, учитывать закономерность реализации объекта управления (проекта) на каждой стадии жизненного цикла.
Специалистами Института проблем управления РАН активно выполняется ряд работ по оценке организационных механизмов управления с системной точки зрения, понятие «организационная система» основывается на следующих положениях:
- внутренней согласованности элементов единого целого, определенной его структурой;
- совокупностью процессов, образующих определенную программу действий на основе целедостижения и правил, норм, регламентов и процедур;
- социальной интеграцией человеческого ресурса, совместно реализующих целевую программу на основе функциональной распределенности и нормативных процедур.
По нашему мнению, именно совокупность подобных процедур и образует механизм функционирования, само понятие «организация» употребляется для обозначения объекта, его свойств и процесса (рис. 14).
Таким образом, системный подход к оценке тенденций развития научных взглядов к методологии управления проектами позволяет раскрыть потенциал рассмотрения тем проектной деятельности, включения в эту сферу исследований управления проектами новых управленческих задач многоцелевого назначения, что особенно важно для государственных и муниципальных органов управления, ориентирующих свою деятельность на достижение показателей не только экономической, но и социальной, экологической эффективности в их взаимоувязке и взаимовлиянии.
Потребность в научном обосновании концепции проектного управления с точки зрения теории систем, теории организации и теории управления возникла в конце 80-90-х гг., когда актуальность концепта «body of Knowledge» рассматривалась научным сообществом и экспертами декомпозиционно, как дерево знаний по проектному управлению.
Управление проектами именно с этого периода сформировалась и как научная дисциплина (с собственным научным предметом и объектом исследования, теоретическим багажом и прикладными исследованиями в области менеджмента, позволяющими решать специфические социально-экономические задачи различного ранга), и на уровне корпоративного менеджмента и корпоративных проектов, и на уровне государственных программ, проектов и задач.
Использование зарубежного опыта стран с развитыми рыночными и демократическими институтами в адаптировании и трансплантации их методов проектного управления позволило увязать богатый отечественный (советский и текущий российский) опыт управления программами и проектами, с тождественными областями научных знаний в теории управления социально-экономическими системами и приспособить методологию проектного менеджмента к инструментам государственного регулирования и стимулирования развития экономики и социальной сферы.
Методология программно-целевого подхода решения социальноэкономических задач основывается на принципе комплексности как планируемого решения системы последовательных задач управления и достижения стратегической цели функционирующей системы управления.
Методология проектного управления раскрывается в контексте проекта как целенаправленной деятельности по управлению изменениями определенной системы, и таким образом, программирование зачастую разворачивается в управленческой действительности как проект конструируемого будущего и эффективных направлений (путей) его достижения (см. рис. 15).
Таким образом, следует отметить, что имея не только много общего, но и определенные различия в методологии реализации подходов, (тем более государственными и муниципальными органами управления), в условиях жестких бюджетных ограничений, дефицита бюджета, экономической рецессии, управленческая инициатива в реализации технологий и методов достижения цели принадлежит целиком аппарату управления. Программный подход традиционно разрабатывается государственным аппаратом управления для решения стоящих социальных и экономических задач, крупных национальных проектов, отраслевой задачи структурной перестройки экономики. Проектная методология управления тем значима для государственного аппарата, что позволяет конкретизировать бюджетные потоки и вести мониторинг их расходования по конкретным задачам и этапам, в привязке к конкретному объекту управления, что важно для реализации инновационного сценария развития национальной экономики.
Модель проектно-ориентированной системы управления органично вписывается в систему управления регионом, являясь технологией оперативного управления как процесса влияния и изменения объекта управления. Организационная поддержка и сопровождение проекта обеспечивается на административном уровне функционирования процессов стратегического, тактического управления и процесса управления проектами в рамках организационной структуры органа исполнительной власти, через функционирование проектного комитета и проектного офиса в региональном аппарате управления.
Технологическая поддержка проектной деятельности, через внедрение информационно-аналитический системы мониторинга и управления, позволит значительно сократить трудозатраты, минимизировать ошибки и повысить скорость выполнения управленческих процессов стратегического, тактического, проектного характера, выстроить процессы мотивации участников проектов органа исполнительной власти путем их автоматизации.