Научные интересы Ж. Пиаже, автора генетической психологии, фокусировались на исследовании развития интеллекта ребенка. В процессе разработки проблемы его взгляды претерпели существенные изменения.
Исходные положения ранних взглядов автора: « в психологии все должно изучаться с позиций развития, включая и познавательные процессы (интеллект, в частности);
- основным методом должен быть метод беседы с ребенком;
- в основе развития лежит взаимодействие целостного индивида (а не только его сознания) с окружающей средой;
- развитие происходит по этапам;
- интеллект - свойство живого организма, которое формируется в процессе непосредственных контактов с окружающей материальной средой.
Формирование сенсомоторного интеллекта у детей увязывается с понятиями «схема», «аккомодация», «ассимиляция», «эгоцентризм».
Схема по своему содержанию охватывает семейство родственных действий. Если говорят, что «он действовал по такой-то схеме», значит, что из целого
семейства схожих действий были выбраны отдельные из них, наиболее подходящие в текущей ситуации. Так, к одной и той же схеме может принадлежать несколько разновидностей действий хватания, на хватание мяча и палки выполняется различными движениями пальцев. В отличие от рефлекса схема не задает жесткой связи между стимулом и реакцией.
Аккомодация связана с перестройкой схем действии под специфику окружающей среды. При ассимиляции наоборот, человек накладывает на среду свои схемы действий без изменения.
Эгоцентризм связан с неспособностью ребенка критически оценить себя, встать на точку зрения другого человека, различать реальное и переживаемое.
Особенности взаимодействия этих понятий позволяют выделить шесть этапов развития сенсомоторного интеллекта ребенка.
Дальнейшее развитие интеллекта связывается с использованием символов и прежде всего слов, речевого общения с людьми.
Исходные положения поздних взглядов Ж. Пиаже:
- развитие интеллекта обусловлено не столько общением ребенка с другими людьми, сколько выработкой ло ических схем решения задач, т. н. «операций» (выработкой логико-математической «хватки» у ребенка)-
- изучение процесса развития необходимо осуществлять через наблюдение умозаключений, которые ребенок делает при решении логических задач различной структурной сложности (в этом идея структурного анализа, введенного автором);
- контроль процесса развития интеллекта осуществляется методом срезов, суть которого заключена в сравнении результатов решения одной и той же задачи детьми разных возрастов или одним и тем же ребенком, но в разные возрастные периоды.
Примечания:
анимизм - приписывание одушевленности неодушевленным предметам;
магия - придание словам и жестам силы воздействия на внешние предметы;
артифициализм - вера в то, что все явления окружающего мира созданы людьми для своего употребления (. «Луна создана космонавтами» );
декаляж - неодновременность развития различных познавательных функций.
Слабые стороны теории Ж. Пиаже:
- недоучет роли обучения в развитии интеллекта;
- недопонимание того, что развивается не просто интеллект человека, а сам человек, и по мере развития на более высокий уровень поднимаются все стороны его сознания.