Функции языка и их реализация в речи

В определении функций языка единства нет. В трудах по общему языкознанию наблюдается единство по следующим функциям языка (функция — это выполняемая роль): сообщения, коммуникативная, эмотивная и функция выражения мысли.

1. Функция сообщения, или информационная, состоит в том, что язык служит средством познания, сбора и оформления всех тех знаний, которые накоплены людьми в процессе их сознательной деятельности. Передача и хранение всей этой информации, изучение этого богатства осуществляются посредством устных и преимущественно письменных текстов, т.е. через речь, речевую деятельность.

Разновидностями указанной функции являются функции сохранения информации, контактная функция — связь времен и поколений, функция оформления культурных ценностей.

Древние знания, культура, облеченные в формы речи (текста), обеспечивают связь поколений, разум и мысль — через тысячелетия. В формах речи на разных языках осуществляется контакт с народами, чья культура, ментальность и сам язык очень далеки от наших. В наши дни уже выдвигаются и развиваются гипотезы языка межпланетных контактов, появился термин космическая лингвистика.

Функция сохранения информации реализуется также в архивах, на государственном уровне, причем вполне вероятно, что какая-то часть материалов хранения никогда и никем не будет востребована; но хранить необходимо все: документы, протоколы, переписку, дневники, воспоминания... Мы знаем, как ценятся материалы, письма пушкинской эпохи, документы времен Великой Отечественной войны, исторические реликвии.

2. У всех на слуху в наше время коммуникативная функция, ибо в ее реализации, в общении, разговорах, диалогах, полемике участвует каждый человек, член общества, она, в сущности, создает это общество как социум: без коммуникации, общения общество не могло бы существовать. Согласно гипотезе, сам язык возник на заре человечества из настоятельной необходимости общения.
Вероятно, для общения оно могло бы создать другую знаковую систему, какой-либо другой код — не вербальный: об этом теперь пишут не только фантасты, но и ученые. Однако исторически сложилось так, что созданный человечеством язык через речь прекрасно обслуживает коммуникативные потребности общества,

В практике XX в. термин коммуникация переводится как «общение», «обмен сведениями, идеями» (Горелов И.Н. Коммуникация // Лингвистический энциклопедический словарь. — М., 1990). Обмен, общение на эмоциональном уровне не включен в понятие «коммуникация». Но в психологических научных трудах эти понятия разводятся: «коммуникация» определяется лишь как «смысловой аспект взаимодействия людей» (Психология. Словарь / Под ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского. — М., 1990), тогда как общение они же определяют как «сложный процесс установления и развития контактов между людьми».
Кроме того, коммуникация, общение не исключают внутреннюю речь человека, как бы диалог с самим собой.
Этот вариант коммуникативной функции языка называют личностным (личностной функцией языка). Ведь все то, что человек говорит или пишет для других, он критически, оценочно осмысливает и для себя самого. Оценивает возможные последствия своего высказывания, в соответствии с этой оценкой корректирует свое высказывание и даже отказывается от него вовсе.
Наконец, коммуникативная функция языка может выступать как самовыражение личности. Далеко не каждый писатель, поэт согласится с тем, что он пишет для общения с другими людьми, наоборот, многие убеждены, что пишут только для себя и их литературное произведение — это самораскрытие духовного мира пишущего. А люди приходят и берут, как писал А. Блок.
В последние десятилетия наблюдается некоторое преувеличение роли коммуникативной функции языка, что отразилось и в самом определении языка как важнейшего средства человеческого общения. Такое определение можно встретить в бесчисленных учебниках русского языка.

3. Буквально все авторы, изучающие функции языка, отмечают эмотивную. Она охватывает огромный диапазон в речевом поведении человека — от непроизвольного восклицания ой/, ай/ до шедевров лирической поэзии или вокального исполнения. Эта функция языка реализуется в художественной литературе, ораторском искусстве, в дискуссионной речи — споре, полемике, дружеской беседе, праздничном веселье, песне, опере, драматическом искусстве — в театре.
Эмоциональная сфера в жизни людей чрезвычайно разнообразна; в сущности, эмоционально нейтральная, бесстрастная речь не часто встречается даже в научной среде.
Язык располагает особыми средствами для выражения эмоций: вербальными — эмоционально окрашенными синонимическими рядами, формами субъективной оценки, системой тропов, фразеологией, коннотациями и пр. В устной речи такими средствами являются интонации, модуляции голоса, паузы, мелодика и ритмика речи, тембр голоса. К сожалению, нередко эти средства языка рассматриваются как дополнительные, второстепенные. Между тем возможности эмоциональных средств речи поистине безграничны.

4. Функция формирования и выражения мысли. В жизни современного образованного человека это почти непрерывно «работающая» функция, поскольку мысль человека работает почти непрерывно, правда, с различной степенью напряжения. Это и воспоминания и раздумья в минуты отдыха, и подготовка к устным высказываниям (иногда весьма напряженная), это и формирование письменного текста (тоже весьма ответственная функция), и решение различных задач (подчас очень сложных), наконец, это творческая деятельность, ценимая особенно высоко.

Как будет показано в главе 8 «Мышление и речь — речь и мышление», мысль неотделима от речи, как и речь — от мысли. Мысленная, или внутренняя, речь имеет ряд ступеней «глубины», ее высшие ступени, близкие к внешней речи, вполне вербальны, подчиняются почти всем правилам языка и могут считаться, в сущности, неозвученной (не перешедшей на акустический код) внешней речью.

Ступень формирования и выражения мысли в речевой деятельности человека настолько велика, что рассматриваемая функция языка вполне может быть признана важнейшей, ибо без ее выполнения не могут быть реализованы и первые три: информационная, коммуникативная и эмотивная.

5. Опишем функции языка, тоже реализуемые посредством речи, которые рассмотрены в трудах некоторых авторов.

В.В. Виноградов наряду с функциями общения и сообщения называет функцию воздействия на других людей — это просьба, повеление, приказ, убеждение, побуждение к каким-то действиям. В этих совсем не редких случаях высказывание может и не содержать никакой новой актуальной информации — оно передает волевой акт говорящего.

Разновидностью функции воздействия служит агитационная (Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. - ML, 1963. - С. 6).

Психологи отмечают регулятивную функцию языка и речи. Эта функция отмечается во внешней и во внутренней речи. И та, и другая выполняют роль плана поведения, поступков субъекта: это текстовый или мысленный проект его предстоящих действий; проекты нравственных отношений и быта, устройства социальной структуры общества, устройства государственности; это технические, строительные проекты, планы работ, мысленная подготовка к тем или иным поступкам, включая и высказывания.

В последние десятилетия возросло внимание исследователей к познавательной, когнитивной, функции языка и речи. Язык стал хранителем знания — как общего, так и индивидуального. В речи это знание, облеченное в языковую форму, функционирует и обслуживает общество. Выполняя эту функцию, язык самообогащается, обогащается его лексика, усложняются языковые конструкции через речевую практику, так как познавательная деятельность непрерывно порождает ситуации, которые обнаруживают недостаточность или несовершенство наличных средств языка.

Проблемы, связанные с когнитивной функцией языка, будут затронуты также в главе 17 «Речь и культура. Теория речи и культурология».

В разных лингвистических учениях проблема функций языка и, следовательно, реализации их в речи решается по-разному. Так, немецкий языковед К.Бюллер к типологии функций идет от психических способностей человека мыслить, чувствовать и выражать волю; они порождают три функции языка: коммуникативную, функцию выражения и функцию обращения, им соответствует три типа высказываний: повествовательный, восклицательный и побудительный. Коммуникативная функция связывается с интеллектом человека, функция выражения обеспечивает аффективные, эмоциональные ситуации, функция обращения — ситуации просьбы, повеления, убеждения.

Функции языка, как и их реализация в речи, ее общие закономерности, универсальны, не зависят от особенностей национальных языков, частностей индивидов, от социального положения говорящих и пишущих.

Функциональный подход к языку способствовал становлению теории речи, он породил функциональную стилистику, функциональную грамматику, функциональный подход в обучении языкам.

Пражский лингвистический кружок создал учение о языке как о функционирующей системе, функциональной системе, служащей какой-то определенной цели. Понятие функции применительно к языку — это система целевых установок высказываний. Структурность и функциональность — вот два свойства языка, наиболее важные с точки зрения теории речи.

Функциональный характер языковой системы обеспечивает овладение языком в онтогенезе: человек (любого возраста) не может овладеть языком, родным или неродным, если изучаемый язык «не работает», не выполняет задач, диктуемых самой жизнью: общения, сообщения, воздействия, установления контакта, регулирования собственной деятельности, формирования и выражения мысли, познания, убеждения, выражения эмоций.

Речь как способ реализации потенциальных функций языка обеспечивает жизнь общества и каждого человека. Речь, произнесенная или записанная, служит средством организации совместного труда, единства народа, связи поколений.

Различные функции языка совмещаются, переплетаются, порождаются варианты, разновидности, рождаются новые функции...

Функционирование системы языка — это его жизнь, форма существования, поэтому так важно и в исследованиях языка, и в его преподавании соблюдать единство структуры языка и его функционирования.

Ключевые слова: Язык, Речь
Источник: Львов М.Р., Основы теории речи: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 248 с.
Материалы по теме
Язык и речь. Формы и виды речевой деятельности
Жилина О.А., Романова Н.Н. - Русский язык и культура речи. ч.1. Основы культуры речи - 2008...
Предложение и высказывание
Норман Б.Ю. - Теория языка. Вводный курс, 2004
Язык и речь
Леонтьев А.А., Язык, речь, речевая деятельность
Язык — речь — слово в фольклоре
Основы русской филологии [Электронный ресурс] : курс лекций / В.В. Аннушкин. — 2-е изд.,...
Введение в психологию речи и языка
Пашук Н. С. Психология речи. Мн., Изд-во МИУ, 2010
Речь и общение. Язык. Знак и значение
Общая психология: учебник / Л А. Вайнштейн, В А. Поликарпов, И.А. Фурманов. — Минск: Соврем...
Язык и речь в речевой деятельности
Зимняя И.А., Лингвопсихология речевой деятельности
Говорящий и слушающий
Языкознание: От Аристотеля до компьютерной лингвистики: Альпина Нон-фикшн; Москва; 2018,...
Оставить комментарий