Функции организационных конфликтов

В прошлом господствовало убеждение, что любой организационный конфликт требует скорейшего разрешения, чтобы он не смог негативно сказаться на результатах совместной работы. Каждый конфликт рассматривался как нечто нежелательное. В то же время в последние десятилетия стала преобладать точка зрения о полезности и даже желательности некоторых видов организационных конфликтов. Аналитики и практикующие менеджеры заметили, что бесконфликтное существование организации приводит к застою. А конструктивные конфликты способствуют инициации новых проектов, внедрению различных типов инноваций, что создает условия для интенсивного развития организации.

Конфликты в организациях выполняют три основные функции: информативную, интегративную и инновационную.

Информативная функция несет в себе две подфункции: сигнализирующую и коммуникативную. Сигнализирующая  состоит в том, что топ-менеджмент компании начинает обращать внимание на наличие сложных проблем (например, плохих условиях работы, негативного социально-психологического фона, отсутствия необходимых управленческих навыков у руководителей подразделений и групп, неэффективных коммуникаций, стиля общения между сотрудниками и т. п.). Сигнализирующая подфункция позволяет вовремя заметить подобные проблемы, не доводя обострение противоречий до серьезной эскалации конфликта. Коммуникативная  подфункция выражается в том, что участники конфликта нуждаются в соответствующей информации, для того чтобы проанализировать конфликтные действия и понять стратегию и тактику оппонента, получить представление о наличии определенного вида ресурсов у противоположной стороны, а также сделать адекватные выводы о возможных последствиях вступления в конфликт. Увеличивая информационный потенциал, участники конфликта интенсифицируют взаимный коммуникативный обмен, перерабатывая все больший объем информации о причинах, целях и интересах, позициях противоположной стороны и возможных путях выхода из конфликта.

Интегративная функция  связана с тем, что любой конфликт оказывает воздействие на соотношение индивидуальных, групповых, коллективных интересов. Конструктивный конфликт может способствовать группообразующим процессам, формированию и поддержанию хороших внутригрупповых отношений между сотрудниками. Это способствует усилению позиции группы (как формальной, так и неформальной) в деятельности организации. Подобное явление носит название «групповой фаворитизм», когда члены одной группы часто начинают действовать вразрез деятельности других групп, устраивая нездоровое соперничество, что в конечном счете препятствует достижению общеорганизационных целей, поскольку такая конкуренция ухудшает процессы взаимодействия между подразделениями, иногда начинающими действовать во вред сопернику.

Инновационная функция заключается в возможности посредством стимулирования конструктивных конфликтов активизировать творческий и интеллектуальный потенциал сотрудников организации на пути преодоления различного рода проблем, в процессе решения которых межличностные отношения переходят на новый качественный уровень, усиливаются процессы сотрудничества и взаимопомощи, что позволяет:

  1. улучшить психологические характеристики персонала;
  2. соотнести индивидуальные и общеорганизационные цели;
  3. повысить социальную активность членов коллектива;
  4. сформировать атмосферу доверия и взаимоуважения;
  5. повысить уровень сотрудничества и межличностного взаимодействия;
  6. усилить сплоченность членов трудового коллектива и уровень кооперации;
  7. поднять авторитет руководства организации.
Ключевые слова: Конфликт, Организация
Источник: Шаш Н.Н., Конфликтология
Материалы по теме
Уровни конфликтов в организации
Козлов В.В., Козлова А.А., Конфликт - участвовать или создавать
Сущность организационного конфликта, его особенности и классификация
Н. А. Лобан. Конфликтология УМК - Минск.: Изд-во МИУ, 2008
Источники стрессов и конфликтов в организации
Викулина О.В., Теория и практика психологии управления
Управление конфликтом в организации
Козлов В.В., Козлова А.А., Конфликт - участвовать или создавать
Специфика конфликта в организации
Шаш Н.Н., Конфликтология
Признаки конфликтной ситуации, правовое разрешение организационного конфликта
Н. А. Лобан. Конфликтология УМК - Минск.: Изд-во МИУ, 2008
Причины организационных конфликтов
Шаш Н.Н., Конфликтология
Источники конфликтов в организациях, на предприятиях
Шейнов В.П., Управление конфликтами
Оставить комментарий