Функции искусства

Искусство на протяжении всей истории мировой культуры является специфической системой накопления и передачи опыта в особой языковой системе, использующей в качестве инструментов цвет, ритм, формы, объемы, звуки и т. д. То есть художественная культура - естественная память общества человека, коллективная память и индивидуальные впечатления.

  • Во-первых, за счет приобщения человека к этой памяти реализуется и воспитательная функция. Воспитание в искусстве происходит опосредованно, так как воспитание - это не цель искусства, оно менее важно, чем процесс.
  • Во-вторых, функция накопления и передачи опыта включает в себя интеграцию общества посредством искусства.
  • И, в-третьих, кроме накопления и передачи опыта искусство выполняет и его обновление. Это связано с тем, что искусство всегда имеет авторскую природу (даже если автор намеренно выступает как анонимное лицо). Новаторство и новизна выступают здесь как особый способ самоутверждения.

Специфика искусства как способа трансляции информации заключается в том, что искусство диалогично, поэтому диалогическая функция является одной из центральных. Если рассматривать искусство как средство общения, то можно сказать, что в нем закрепляется связь между человеком и культурой; благодаря искусству человек может не только вступать в диалог со своими современниками, но и переноситься в другие эпохи и страны, общаться с другими поколениями, людьми (даже вымышленными).

Однако диалогическая функция напрямую связана с функцией обновления культуры. Искусство - диалог автора и зрителя как соавторов, в результате которого появляется нечто новое (эмоция, ценность, идея, объект). Таким образом, каждая встреча с искусством потенциально является своеобразным экспериментом.

Художественный эксперимент - опыт создания определенных условий обновления приемов искусства, изменения участников и системы ценностей культуры в целом, что осуществляется за счет формирования единого смыслового художественного (игрового) пространства.

Вечная привлекательность искусства связана с игровым началом.

Игровая функция сложна и многогранна:

  • Во-первых, игра как основа искусства - это способ раскрытия творческих способностей человека, его освобождение от социальных условностей и личных комплексов. Игра выступает как позитивное творческое начало.
  • Во-вторых, искусство служит дополнением реальности, своеобразной компенсацией нехватки чего-либо в жизни. То, чего человеку не хватает, он воссоздает в искусстве (примером могут послужить рисунки детей, в которых авторы себя изображают богатырями, супер-героями или принцессами). Так искусство удваивает реальность, а иногда пытается предложить ей замену. Таким образом, происходит компенсация нашей однообразной будничной жизни.

Однако результат от встречи с искусством не является главным в определении игровой сущности искусства. Высшая ценность игры не в результате, а в самом процессе. В любой игре присутствуют два элемента: острые эмоциональные переживания участников и наблюдателей; четко установленные правила. Если они нарушаются, то ломается психологическое пространство игры.

Поэтому в искусстве, как в игре, очень важно, чтобы обе стороны не только были максимально вовлечены в игру, но и соблюдали условия игры. Игра непосредственным образом связана с антиэнтропийной функцией искусства, которая на сегодняшний день является одной из самых спорных: способно ли искусство гармонизировать, упорядочить бытие человека?

Достаточно распространено мнение, что все современное искусство не преодолевает агрессию, а порождает ее, а значит, и порождает агрессивное пространство. М. Рыклин в книге «Искусство как препятствие» говорит о том, что актуальное искусство, как правило, сегодня творится в дискомфортном пространстве, что является следствием агрессивности представителей актуального искусства:

«Опора на спонтанность при становящейся все более явной коммерциализации <.. .> сделала среду, в которой производится такое искусство, довольно дискомфортной».

В результате взаимодействия с таким искусством человек оказывается погруженным в «болезненно-агрессивную социальность».

Однако справедливо будет отметить, что как есть художники, ставящие перед собой задачу отразить в искусстве агрессию окружающего мира, так есть и художники, стремящиеся преодолеть ее. В силу своей специфики искусство в большинстве случаев оказывается направленным на преодоление этой агрессивности. Прибегая к помощи искусства в гуманизации пространства обитания, человек выстраивает вокруг себя комфортное пространство, которое является как бы желаемой моделью мира. Это небольшое, преобразованное по своему вкусу, пространство дает возможность человеку расширить так называемое «свое» пространство.

Искусство, являясь уникальным способом реализации творческих способностей человека, наполняет бытие человека в культуре ценностью и смыслом. За счет разнообразия видов и жанров каждый может найти в искусстве то, что сделает его жизнь богаче. Нужно только развивать способности, необходимые для общения с искусством, ведь оно может дать человеку ровно столько, сколько он способен «взять» - понять, пережить, прочувствовать. Р. Успенский сказал: «Целью искусства является поиск прекрасного, так же как целью религии является поиск Бога и Истины». Можно дополнить это утверждение: искусство помогает не только найти прекрасное в окружающем мире и в самом себе, но и создать его, сотворить... Художественное творчество позволяет человеку максимально выразить себя, оставив в культуре прекрасный след.

Ключевые слова: искусство
Источник: Культурология : учебник / Т. Ю. Быстрова [и др.] ; под общ. ред. канд. ист. наук, доц. О. И. Ган. - Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2014. -192 с.
Материалы по теме
Язык искусства
Семиотика
Художественная культура и искусство
Кравченко А. И., Культурология: Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект...
Основные виды и жанры искусства
Кравченко А. И., Культурология: Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект...
Классификация видов искусства
Кравченко А. И., Культурология: Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект...
Аналогия в искусстве
Логика. Теория и практика: учеб, пособие для бакалавров / А. А. Ивин. — 4-е изд., испр. и...
Этнопсихологические проблемы искусства
Этнопсихология: иллюстрированный учебник для студентов высших учебных заведений (бакалавриат...
Эстетические ценности и их роль в жизни человека. Функция искусства
Философия для «чайников». Учебник для академического бакалавриата: А. Д. Попова, 2018
Понятие «искусство»
Культурология : учебник / Т. Ю. Быстрова [и др.] ; под общ. ред. канд. ист. наук, доц. О. И...
Оставить комментарий