Возрастные особенности развития (основные параметры)

Используя результаты наблюдений в каждой из возрастных групп по заданным в начале курса параметрам наблюдения (детализация параметров – см. предыдущие задания), составьте итоговую таблицу. Вы можете в полной мере использовать материалы предыдущих таблиц. Однако, постарайтесь скорректировать и сделать более точными в описании наблюдаемых фактов, с учетом освоенной терминологии.

Критерий наблюдения:

  • Особенности проявления детей в младшей группе
  • Особенности проявления детей в средней группе
  • Особенности проявления детей в старшей группе
  • Особенности проявления детей в подготовительно группе

Обобщение: анализ общих закономерностей возрастных изменений данного аспекта развития (с учетом индивидуальных вариаций и особенностей)

  • Игра
  • Вид игры
  • Кто инициатор игры
  • Особенности взаимодействия детей в игре
  • Предметы-заместители в игре
  • Игровое правило
  • Увлеченность игрой
  • Взаимодействие со сверстниками
  • Взаимодействие со взрослым
  • Развитие речи 

Познавательные процессы:

  • внимание
  • восприятие
  • память
  • мышление
  • воображение

Эмоционально-мотивационная сфера:

  • эмоции
  • интерес
  • мотивы
  • воля

Самосознание:

  • Имя, я, образ тела
  • Притязания на признание
  • Гендерная идентичность
  • Психологическое время (прошлое, настоящее будущее)
  • Социально-нормативное пространство (права и обязанности)
  • Самоконтроль
  • Самооценка

Сложные виды деятельности:

  • Исследование
  • Проектирование
  • Конструирование
  • Художественное творчество

Таблица должна сопровождаться обобщающим анализом с использованием терминов и понятий, раскрываемых на лекциях и обсуждаемых на семинарских занятиях. Для полноценного выполнения станет понятно, что содержание лекций и текстов, представленных в рамках курса – весьма важно и полезно.

Критерии оценки:

  • точное использование терминологии при описании и обсуждении параметров – от 1 до 3 баллов;
  • детальное описание проявлений (с примерами) по каждому возрасту – от 1 до 4 баллов;
  • учет индивидуальных вариаций в рамках возраста – от 1 до 3 баллов;
  • смысловое обобщение, выявление закономерностей возрастного развития конкретного психологического аспекта взросления (с обобщением – выявлением основных закономерностей развития от 3 до 7 лет на основе наблюдаемых фактов) – от 1 до 5 баллов.
Ключевые слова: Возраст, Развитие
Материалы по теме
Категория возраста в психологии развития
Слободчиков В.И., Психология развития человека
Развитие в среднем возрасте (40 - 65 лет)
...
Возраст и развитие личности
Обозов Н.Н., Возрастная психология
Возрастное развитие человека
Кагермазова Л.Ц., Возрастная психология
Основные закономерности возрастного развития
Е. М. Мастюкова: ВИДЫ И ПРИЧИНЫ ОТКЛОНЕНИЙ В РАЗВИТИИ У ДЕТЕ
Психологический возраст. Факторы и стадии развития психики
Е.Б. Усова. Возрастная психология - Минск.: Изд-во МИУ, 2010
Возрастная периодизация психического развития
Урунтаева Г.А., Детская психология
Возрастное развитие психики
Коломинский Я.Л., Основы психологии
Оставить комментарий