Формы правления и политические режимы

Формы правления — организация власти, характеризуемая ее формальным источником. В монархии формальным источником власти является одно лицо — король, царь, фараон и т. д. В республике по закону источником власти является большинство.

До сих пор в науке не утихают споры о том, как надо правильно классифицировать формы правления. Предлагают самые разные варианты, но все сходятся в том, что самой лучшей является типология Аристотеля. Он выделял три основные формы: монархию, аристократию, демократию — и три извращенные формы — тиранию, олигархию и охлократию.

Недоверие к власти должно быть первейшим гражданским долгом.
Норман Дуглас

С того времени ничего принципиально нового научная мысль не придумала, она лишь перекраивала то, что было создано прежде. Почему прогресс науки вдруг остановился? Возможно, что причиной служит закономерность истории: она повторяется в своих главных чертах, воспроизводя на каждом новом витке старое, но в измененной под новые условия форме. Человечество подолгу примеряло к себе ту или иную форму правления, что-то меняя в ней и усовершенствуя либо отвергая сразу неудачный проект. Политическое творчество продолжается всегда долго и мучительно.

В течение последних 5000 лет человечество непрерывно совершенствовало свое государственное творчество, пробуя разные варианты и по крупицам отбирая лучшее. Часто лучшим оказывалось давно забытое старое. Подумать только, изобретенную в V в. до н. э. античную демократию человечество забыло на 2500 лет. И только в XX в. в США вернулись к основным ее институтам, восстановили ее главные принципы, и старая модель успешно заработала. Но это была уже совсем иная модель, с новыми людьми, новым народом, новым правительством и парламентом, новой атрибутикой власти и прочим. Прежними остались принципы и дух демократии, понимаемой как безусловный диктат воли просвещенного народа.

Древнегреческие мыслители Геродот, Платон и Аристотель, рассуждая о природе и функциях правительства, пришли к выводу о том, что оно может быть трех типов:

  • правление одного;
  • правление немногих;
  • правление многих или большинства.

Каждый из этих нормальных типов правления может искажаться. Правление доброго царя называется монархией, а правление злого — тиранией (которая сегодня именуется диктатурой). Правление небольшого числа благородных граждан называется аристократией (правлением лучших), а правление группой нечестных граждан зовется олигархией. Если у власти стоит большинство населения и оно благородное, то власть называется демократией. Но если это большинство представлено худшими людьми, то их правление называется охлократией (властью толпы). Греки были невысокого мнения о демократии в принципе, называя ее властью толпы.

Итак, античные философы выделяли три правильные формы государства: монархию, аристократию и демократию — и три неправильные, означающие упадок или искажение первых: неограниченная монархия превращается в автократию (тиранию), неограниченная аристократия — в олигархию, неограниченная демократия — в охлократию или анархию.

Демократия происходит от двух греческих слов: «демос» — «народ» и «кратос» — сила, правление. Демократия обозначает такое устройство, при котором все граждане управляют своим собственным распорядком жизни, определяют и влияют на общественную жизнь. Говорят еще о том, что при демократии народ су-веренен, т. е. независим от властей в выборе способа жизни. Суверенитет означает, что законным источником власти выступает именно он, народ.

Демократия основана на признании народа в качестве источника власти. Главные принципы демократии — власть большинства, равноправие граждан, защищенность их прав и свобод, верховенство закона, разделение властей, выборность главы государства, представительных органов.

При демократии люди совершенно свободны в принятии решения о том, что для них хорошо, а что плохо. Поэтому если подобное право узурпирует политическая партия или правительство, решающее, какой экономический уклад, какое политическое устройство, какой распорядок жизни лучше всего подходит народу, такое общество нельзя считать демократическим. К сожалению, и при царском режиме, и при советской власти, и при новом демократическом правлении 90-х народ в большей или меньшей степени не распоряжался своей судьбой. Следовательно, говорить о демократическом устройстве нашего общества еще рано.

При демократии правительство — это совокупность выбранных народом высших руководителей, которые для лучшего отправления государственных дел нанимают штат чиновников. Таким образом, народ не только выбирает, но и оплачивает свое руководство. Стало быть, демократия означает свободу не только в выборе политического режима, но и в определении размеров налога, который берется с граждан. Через налоги граждане оплачивают услуги аппарата управления, поэтому только они вправе определять, справляется со своей задачей этот аппарат или нет. Если в какой-то стране простые люди никак не влияют на то, куда идут их налоги, не могут сократить госаппарат, то говорить здесь о демократии нельзя. Как вы думаете, можно такое сказать о нашей стране?

Три правильные формы правления — монархию, аристократию и демократию — можно объединить в одну и назвать ее республикой.

Под республикой (лат. respublica, букв. — общественное дело) понимается форма правления, при которой глава государства (например, президент) избирается населением или специальной избирательной коллегией. Законодательная власть принадлежит выборному представительному органу (парламенту). В республике сочетаются элементы демократии, аристократии и монархии. В самом деле, страной правит один человек (монархическое начало), но его власть ограничивается законодательным органом, парламентом, представляющим собой группу лучших и благородных граждан, которых выбирает все или большинство народа (демократия). Подавляющая часть современных государств являются республиками. В республиках источником власти выступает народное большинство, а высшие органы государства избираются гражданами.

Михаил Огурев
Депутатам необязательно уметь прочесть новый закон с первого раза — для них организуется второе чтение.

 Классическим примером республиканского устройства государства является Древний Рим. Именно он послужил образцом для последующих форм правления подобного типа в Европе. И именно римляне довели до совершенства ту систему правового порядка, который поныне служит эталоном и вдохновляет современных юристов. Римскую республику возглавляли высшие магистраты — два равноправных консула, избиравшихся на один год, и сенат (от лат. scnex — старец, совет старейшин) из 300, а затем 600 человек, представителей аристократических родов (патрициев). Сенат подготавливал проекты законов, утверждал законы и результаты выборов, контролировал деятельность магистратов, объявлял войны и чрезвычайное положение, заключал мир. В случае чрезвычайных ситуаций сенат назначал диктатора.

В современном мире существуют три основные разновидности республики:

  • парламентская;
  • президентская;
  • смешанная (полупрезидентеная).

Отличительной чертой парламентской республики является образование правительства на парламентской основе (обычно парламентским большинством) и его формальная ответственность перед парламентом.
В нашей стране правительство формирует президент, а Госдума соглашается или не соглашается с предложением президента. Если тот настойчив, то почти любую кандидатуру он сможет провести. Если парламент заупрямится, президент может пригрозить его роспуском. Этого боятся обычно все депутаты: кто знает, изберут его еще раз или нет. Значит, у нас республика не парламентская.

Парламент по отношению к правительству обычно выполняет следующие функции:

  • формирует и поддерживает его;
  • издает законы, принимаемые правительством к исполнению:
  • вотирует (утверждает) государственный бюджет и тем самым устанавливает финансовые рамки деятельности правительства:
  • осуществляет контроль над правительством и в случае необходимости может выразить ему вотум недоверия, что влечет за собой либо отставку правительства, либо роспуск парламента и проведение досрочных выборов:
  • критикует правительственную политику, представляет альтернативные варианты правительственных решений и всего политического курса.

Итак, в парламентской республике заглавную роль исполняет не правительство и не президент, а именно парламент. К этому стремится сегодняшняя Россия, где Госдума постепенно, шаг за шагом, отбирает у президента его важнейшие функции, в частности назначение премьер-министра и кабинета министров, сосредоточивая их у себя. Реально это вопрос о перераспределении власти в государстве. Если Госдума добьется своего, то наша страна перейдет от президентской к парламентской республике. Что тогда произойдет?

Глава правительства, т. е. премьер-министр, официально не являющийся главой государства, реально станет первым лицом в государстве. Таково положение дел в нынешней Англии. Монарх — лишь символ власти. Реальную же власть осуществляют два учреждения — английский парламент и английское правительство. Парламент стоит на страже законов и конституции, а правительство следит за их осуществлением и текущей политикой, причем не только внешней, но и внутренней.

В нашей стране президент избирается прямым голосованием всего населения, т. е. самим народом. А в парламентской республике его избирает парламент. А поскольку окончательное решение в парламенте за партией, имеющей большинство мест, то нетрудно догадаться, что в России, если бы, к примеру, здесь установилась парламентская республика, президентом стал коммунист.

Избрание всем народом и избрание парламентом — вещи разные. Главенство принадлежит народу. Выше его авторитета в республике не существует. В случае конфликта с парламентом президент напрямую может обратиться к народу за поддержкой. В этом его сила. Но и ответственность не меньшая. Он выступает гарантом всех прав граждан. И за экономическое благосостояние народа он тоже отвечает. Если не выполнил своих обещаний, то народ вправе сместить правителя.

«Два правила парламентских слушаний:  Никогда не задавай вопроса, если тебе неизвестен ответ. Никогда не задавай вопроса, на который правительство может ответить без ущерба для своей репутации.»
Джон Дифенбейкер

Согласно официальным документам нынешняя Россия — демократическое федеративное государство с республиканской формой правления. Глава государства — президент, избираемый гражданами на 4 года на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при 7тайном голосовании. Президент является также верховным главнокомандующим вооруженными силами. Законодательный орган РФ (ее парламент) — Федеральное Собрание, которое состоит из двух палат: Государственной Думы и Совета Федерации. Исполнительную власть осуществляет правительство во главе с председателем (премьер-министром), назначаемым президентом с согласия Государственной Думы.

Впервые республиканская форма правления в ее современном виде (если не считать Новгородской республики) установлена в нашей стране в январе 1918 г., когда была образована Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (РСФСР). 30 декабря 1922 г. РСФСР вместе с Украиной (УССР), Белоруссией (БССР) и республиками Закавказья (ЗСФСР) образовали Союз Советских Социалистических Республик (СССР). Дальнейшее развитие республики неразрывно связано с СССР. 12 июня 1990 г. Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете Российской Федерации. 17 марта 1991 г. на российском референдуме был учрежден пост Президента Российской Федерации (в том же году первым президентом избран Б. Н. Ельцин). В декабре 1993 г. принята Конституция Российской Федерации; проведены выборы в Федеральное Собрание.

Отличительный признак президентской республики состоит в том, что президент одновременно выступает и главой государства, и главой правительства. Он руководит внутренней и внешней политикой и является верховным главнокомандующим вооруженных сил. Президент чаще всего избирается непосредственно народом. Он сам (в США с одобрения сената) назначает членов кабинета министров, которые ответственны перед ним, а не перед парламентом.

По этим признакам у нас в стране — президентская республика. Кстати сказать, и СССР следует отнести к тому же типу правления. Действительно, Генеральный секретарь КПСС выступал главой государства и верховным главнокомандующим вооруженных сил, в отдельные периоды — также главой правительства. Но чаще всего пост главы правительства занимал другой человек, именовавшийся Председателем Верховного Совета СССР. Однако без санкции Генерального секретаря партии он не принимал сколько-нибудь важных решений. Реальным правителем страны являлся все-таки генсек.

Однако СССР не являлся классической разновидностью республики, несмотря на свое официальное наименование. Государственная жизнь в стране целиком и полностью подчинялась целям, задачам и решениям одной партии — КПСС. Парламент (Верховный Совет СССР) просто дублировал решения, принятые на главном форуме партии — съезде КПСС, решения которого, в свою очередь, лишь утверждали то, что было до того принято на заседаниях Центрального Комитета КПСС, постоянно действовавшего, не избираемого народом органа власти, выражающего волю одной партии.

Форма правления современной России близка к таковой в США. В обоих случаях это президентская республика. Но в США президент выступает главой и государства, и правительства, а у нас — только государства. Хотя на время, отсутствия премьер-министра наш президент выполняет его функции. Когда тот на месте, все принципиальные решения глава правительства согласует с президентом. Он не самостоятелен. И законодательный орган в той и другой стране состоит из двух палат: в США — конгресс (палата представителей и сенат). Но конгресс США может отправить президента в отставку, объявив ему импичмент, а у нас — нет.

Импичмент —досрочное отстранение от власти — в США могут вынести за серьезные антиконституционные действия или преступления со стороны президента, например прослушивание телефонных разговоров или намеренную ложь перед комиссией сената.

Импичмент (англ. impeachment) представляет особый порядок привлечения к ответственности и судебного рассмотрения дел о преступлениях высших должностных лиц, практикующийся в ряде стран, в частности США, Великобритании, Японии, России. При импичменте привлечение к ответственности и предание суду, как правило, осуществляет нижняя палата парламента, а рассмотрение дела — верхняя палата.

В нашей стране поводом для импичмента выступают антиконституционные действия. Но как их доказать? Президент развязывает войну на территории собственной страны (Чечня) без одобрения парламента, т. е. с нарушением конституции, однако никакого импичмента к нему не применяют. Все попытки провести его в Госдуме за этот или другой проступок блокируются самим президентом. В 1999 г. в двух странах мира — США и России — проходил импичмент президента. В том и другом случае не набралось необходимых двух третей голосов депутатов, для того чтобы отстранить Клинтона и Ельцина от власти. 15 мая 1999 г. прошло голосование в Госдуме России. Выдвинуто пять пунктов обвинений против Ельцина:

  1. развал СССР (Беловежское соглашение);
  2. события октября 1993 г.;
  3. война в Чечне;
  4. развал армии;
  5. геноцид против русского народа.

В среднем по пяти пунктам набралось по 240—250 голосов при необходимых (хотя бы по одному пункту) 300. Сравнивая оба события, можно видеть не только сходства (непрохождение импичмента через парламент), но и различия: Клинтон привел страну к экономическому процветанию, а Ельцин — к экономической разрухе. Тем не менее оба импичмента не прошли. Как вы думаете, почему?

Спикер — что-то вроде служителя, который во время корриды стоит у калитки, впуская и выпуская очередного быка.
Нэн Хампнтом

6 апреля 20U4 г. состоялся импичмент президента Литвы Роландаса Паксаса. Согласно выводам парламентской комиссии президент Литвы «принял на себя обязательства, несовместимые с интересами народа и государства, и действовал в интересах не народа и государства, а частного лица», «не обеспечил охрану государственной тайны», «незаконно оказывал воздействие на деятельность частных лиц и хозяйствующих субъектов в решении имущественных отношений», «не согласовал публичных и частных интересов», «своими действиями дискредитировал авторитет власти и института президента», «давал незаконные поручения своим советникам и не предпринял действия для пресечения их злоупотреблений». Президента Литвы Роландаса Паксаса обвиняют в связях с представителями российской организованной преступности, которые якобы спонсировали его предвыборную кампанию, а теперь пытаются оказать политическое давление на главу государства. Этот импичмент прошел, и Паксаса отстранили от должности. Как вы думаете, почему?

Парламент может ограничивать действия президента с помощью законов и через утверждение бюджета. Президент же обычно обладает правом отлагательного вето на решения парламента. В нашей стране принятие очередного бюджета затягивается на долгие месяцы, превращаясь в затяжное перетягивание каната между правительством и президентом, с одной стороны, и парламентом — с другой. Парламентские фракции стараются добиться финансирования тех статей бюджета, которые выгодны им, а правительство старается добить бездефицитного госбюджета и всячески сокращает расходы. В результате деловое обсуждение перерастает в политическую борьбу.

Смешанный тип республики иначе называется полупрезидентским. Для него свойственно сочетание сильной президентской власти с эффективным контролем парламента за правительством. Правительство ответственно и перед президентом, и перед парламентом в равной степени. После экономического кризиса в сентябре 1998 г. президент уступил часть своих полномочий по формированию правительства Госдуме и утвердил ту кандидатуру на пост премьер-министра, которая была выгодна не ему, а парламенту. В результате избранный таким путем глава правительства сформировал компромиссный состав кабинета министров, куда вошли представители почти всех ведущих политических фракций парламента. Еще шаг — и правительство будет полностью зависеть и формироваться самим парламентом.

Если и дальше Россия будет двигаться в том же направлении, то ориентиром для нее выступит Франция, которую считают классическим образцом полупрезидентской республики. Здесь президент и парламент избираются независимо друг от друга. Парламент не может сместить президента, который, в свою очередь, может распустить парламент, но с обязательным условием объявления даты внеочередных парламентских выборов (это условие уже существует у нас). Парламент получает возможность контролировать правительство через утверждение ежегодного бюджета, а также с помощью вынесения ему вотума недоверия.

Политический режим — система методов осуществления государственной власти, степень реализации демократических прав и свобод личности, отношение власти к правовым основам собственной деятельности, соотношение официальных конституционных и правовых форм с реальной политической жизнью.

Существует два главных типа политических режимов — демократические и недемократические, каждый из которых внутри себя подразделяется на несколько видов.

К демократическим режимам следует отнести такие формы правления, главную роль в которых играет парламент — коллективный законодательный орган. Поэтому вторым названием для демократических режимов выступает термин парламентский режим. Республика — яркий пример.

К недемократическим режимам надо относить такие формы правления, основную роль в которых играет правитель, власть которого ничем и никем не ограничивается. Поэтому другим наименованием для них служит термин авторитарные (единоличные) формы правления. Авторитаризм (от лат. auctoritas — власть), система власти, характерная для антидемократических политических режимов. Обычно сочетается с личной диктатурой.

К историческим формам авторитаризма относятся азиатские деспотии, тиранические и абсолютистские формы правления древности, Средневековья и Нового времени, военно-полицейские и фашистские режимы, различные варианты тоталитаризма. Монархия, хотя она — форма единоличного правления, занимает промежуточное положение, поскольку очень часто власть короля ограничивалась парламентом.

Парламентский режим основан на одном из древнейших политических институтов — парламенте. Вся политическая, социальная и экономическая жизнь в обществе при таком режиме исходит от парламента, получает законную силу через парламент и контролируется парламентом. Как правило, парламент избирается населением по установленной конституцией системе и выполняет законодательные функции. Парламент (англ. parliament, от франц. parler — говорить) — высший представительный законодательный орган власти, построенный целиком или частично на выборных началах.

В Англии он так и называется — парламент, в США — конгресс, в Швеции — риксдаг, в Норвегии — стортинг, в России сегодня — Федеральное Собрание, а прежде — Дума. Парламент впервые был образован в Англии в XIII в. как орган сословного представительства.

Поскольку это слово происходит от французского глагола «говорить», то понятно, для чего народ избирает лучших людей страны и называет их парламентом. Действительно, их основная обязанность — много говорить. За это им и деньги платят. Но говорить на определенные темы, по строго заведенному регламенту и на высоком профессиональном уровне. Удается это не каждому. Но и не от каждого требуется.

Первый, если не единственный долг члена палаты общин — как можно реже говорить и как можно чаще голосовать.
Герберт Асквит

Больше всех с речами выступают лидеры партий и фракций, и рядовые избранники народа, именуемые депутатами, участвуют в заседаниях постоянных думских комиссий, например Комиссии по правам человека или Комитета по экономическим вопросам, и голосуют. Это главное орудие парламента — набрать большинство голосов по конкретному вопросу.

Если законопроект набрал такое большинство, он становится законом. Каждая партия стремится провести выгодные ей или нужные, опять же по ее мнению, обществу законы.

Создать парламентское большинство — мечта любого политического движения. Для этого оно тратит огромные суммы на предвыборную борьбу, агитируя — через газеты, радио, телевидение, листовки и т. д. — голосовать за своих кандидатов, и не меньшие суммы позже, когда надо уговорить другие фракции голосовать за ее предложение.

История парламентской власти уходит своими корнями в народные ассамблеи, существовавшие в эпоху племенного строя. Позже ассамблеи превратились в консультативные советы при вождях. Советы мудрецов при вожде представляли собой обычный совет старейшин, куда входили самые знатные люди. В Средние века парламент являл собой встречу короля со своими советниками, на которые приглашали также судей, рассматривавших жалобы и петиции от населения. Подобное собрание соединяло в себе все три ветви власти — законодательную, исполнительную и судебную.

Поначалу термин «парламент», происходящий от латинского слова parburmentum, применялся только по отношению к собранию лордов (дворянство и священники) и представителей третьего сословия (рыцари и главы городов), которое созывалось королем для коллоквиума — по-русски «посиделок» («поговорить сообща»). Повесткой дня служили такие важные вопросы, как сбор армии для вторжения в другую страну или обороны нападения. Но чаще «посиделки» выступали просто законным способом пополнить королевскую казну.

Именно такой регулярный парламент появился в XIII в. в период правления английского короля Эдуарда I. Постоянный состав и статус парламент приобрел в 1278 г. В начале XIV в. происходит разделение функций: законодательная отходит к парламенту, а исполнительная — к штабу консультантов короля, прообразу современного кабинета министров. Советники короля, выполнявшие роль правительства, получали законную силу лишь после клятвы в верности королю. В 1422 г. в Англии можно уже четко различить две ветви власти и соответствующие им разграничения — совет и парламент, исполнители и законодатели.

Парламент стал мощным оружием защиты демократических свобод. Не случайно вокруг него всегда велась ожесточенная борьба. Короли и диктаторы его закрывали, распускали, а народ требовал восстановления. Нередко ущемление прав парламента служило поводом к началу массовых акций гражданского неповиновения, митингов и демонстраций, стачек и забастовок, дворцовых переворотов, мятежей и даже гражданских войн. В 1629 г. в Англии обострились разногласия между королем Карлом I и парламентом. В результате король распустил нижнюю палату (палату общин) и до 1640 г. правил единолично. Но еще раньше, в 1628 г., парламент, имевший право сбора налогов, воспользовался им, чтобы ограничить власть монарха, т. е. первым затеял конфликт и спровоцировал на ответные действия короля. Но и король был не подарок. Чудовищные расходы, которых потребовала война англичан во Франции на стороне гугенотов и прежде всего осада Ла-Рошели, источили казну государства. В январе 1629 г. парламент, недовольный церковной политикой короля, возобновил нападки на него. В ответ Карл I распустил нижнюю палату. Однако борьба с парламентом окончилась поражением короля.

По своей структуре парламент может быть двух- и однопалатным. Первый вариант наиболее распространенный. Самый старый английский парламент включает палату лордов и палату общин. В Австралии предпочитают другие термины — сенат и палата представителей. В Канаде парламент состоит из сената и палаты общин. И так обстоит дело в большинстве стран. В меньшинстве из них, как, например, в Швеции и Финляндии, парламент однопалатный.

В некоторых странах, например в США и России, один и тот же человек не может быть членом сразу двух или трех ветвей власти — законодательной, исполнительной и судебной, а в других совмещение министерского и депутатского постов разрешается. В Англии премьер-министр обязательно является членом парламента. Он становится премьер-министром только потому, что возглавляет парламентское большинство. Если его партия терпит поражение на выборах в парламент, то премьер-министром становится лидер победившей партии. В США продолжительность пребывания у власти президента страны не зависит от результатов выборов в конгресс, и президент не является его членом.

Однопалатный парламент еще не выражает волю народа, так как он состоит из знатных дворян, которые выполняют функцию обычных консультантов короля, с которым они обычно соглашаются. Появление второй, нижней палаты происходило всегда под давлением снизу. Лишенные избирательных прав сословия устраивали революции, мятежи, демонстрации, акты гражданского неповиновения, шли на многочисленные жертвы, но в конечном итоге добивались своего.

Наши конгрессмены — самый лучший сорт граждан, какой только можно купить за деньги.
Мори Амстердам

 

Нижняя палата парламента во всех странах — это всегда вынужденная уступка верхов низам. Оно и понятно. Верхи обычно устраивает тот режим, который помог им обогатиться и добиться власти. Но он не устраивает тех, за чей счет произошло такое обогащение. Они выступают за более справедливое распределение богатства. К этому ведут два пути — революционный и конституционный. Первый — незаконный и кровавый путь, второй — мирный и законный.

Дабы избежать первого варианта событий, монарху и его окружению выгоднее допустить социальные низы до голосования, представления их интересов в парламенте, выражения воли законным путем. Но законы истории таковы, что, просунув коготок, низы позже запускают во власть и всю руку. Одна из самых неуступчивых и консервативных монархий — английская, среди первых вынуждена была допустить ко власти социальные низы, а сегодня ее фактически отстранили от власти, оставив королеве, при соблюдении всех почестей, символические функции. Другая крупнейшая монархия Европы, французская, попыталась сопротивляться до последнего, но народ устроил ей несколько революций, которые закончились кровавыми разборками (якобинцы и Робеспьер в 1789—1792 гг.). В других странах, а именно в Нидерландах, Италии, Франции, Бельгии, высшая палата, не хотевшая отдавать власть народу, постепенно была оттеснена на задворки политической жизни, превратившись в подобие форумов, куда съезжаются пообщаться руководители местных органов власти.

Если сравнивать обе палаты парламента, то в большинстве, если не во всех странах, где они есть, наблюдается поразительная особенность. Верхняя палата всегда соглашается с властями, а нижняя чаще бунтует. Первая охраняет конституционный порядок, а вторая, если к тому есть серьезные причины, стремится его изменить или свергнуть. Подобное происходит не только в конституционных монархиях, но и в постсоветской республике России. Кто соглашается с президентом? Губернаторы из верхней палаты. А где коммунисты и жириновцы накаляют страсти по поводу отставки президента, смены правительства или изменения конституции? В нижней палате — в Государственной Думе.

Авторитарный режим по своему названию имеет много общего с авторитетом, который мы рассматривали в первом параграфе настоящей главы. Но так обстоит дело только на первый взгляд. Источником власти при диктатуре и тирании выступает не воля народа, а воля одиночки, прорвавшегося к власти. Ведь настоящий авторитет правителя предполагает уважение подчиненных, но диктатор ни в каком уважении снизу не нуждается. Он утверждает свою власть силой. Сила — подлинный источник авторитарных режимов.

Всем единоличным, или авторитарным, режимам присущи некоторые общие черты. Прежде всего это отсутствие политической оппозиции и свободы, разветвленный полицейский аппарат и сильная армия, используемые для решения внутригосударственных проблем. Конституция, парламент и правительство подчинены первому лицу в государстве и выражают его волю. Именно оно становится источником принимаемых в обществе законов. Для того чтобы ученому, политику или артисту сделать карьеру, нужно состоять в правящей партии. Газеты, радио и телевидение превращаются в канал пропаганды идей этой партии, а школы и университеты — в средство политической социализации в духе правящей идеологии. Произведения искусства и науки проходят жесткую политическую цензуру, религия оказывается под диктатом правящей партии, которая полностью контролирует также и экономику.

Эти характеристики вполне приложимы к диктатуре. Под диктатурой (от лат. dictatura — неограниченная власть) понимается осуществление власти в государстве недемократическими методами. Диктатура — крайняя форма авторитарного политического режима. Если при демократии верховный закон государства принимается по волей для защиты интересов народа, то при диктатуре — без согласия народа и против его интересов. Массовые репрессии, которые практиковались и практикуются в диктатурах, доказывают, что власть здесь направлена против интересов народа.

Правление Гитлера расценивается историками как диктаторский режим. Иначе его именуют силовым режимом, хотя он был узаконен конституцией, т. е. относился к легальному типу власти. Его нельзя считать демократическим, хотя власть Гитлера опиралась на поддержку широких масс населения. Его режим власти позволил стабилизировать экономику, покончить с преступностью и безработицей, создать мощные вооруженные силы. Однако естественные и политические права граждан такой режим не соблюдал. В концентрационных лагерях томились тысячи людей, не согласных с диктатурой. Режим власти Гитлера на десятки лет затормозил политический прогресс, развитие свободы и прав человека, демократических институтов власти. Люди подчинялись власти из-за страха, но не по доброй воле. Обе диктатуры удовлетворяли низшие потребности людей в еде и крыше над головой, но совершенно не удовлетворяли высшие — социальные, политические, духовные. Настоящей демократией стоит называть только такой политический режим, который позволяет удовлетворять и низшие, и высшие потребности человека.

Демократическую и диктаторскую власть подданные защищают по-разному — в первом случае добровольно, во втором принудительно. Когда 300 спартанцев погибли у Фермопил, они фактически защищали не только родину, но и власть избранных ими правителей. Но защищать тирана, ничего не давшего народу, люди вряд ли будут по собственной воле.

Ключевые слова: Политический режим, Государство
Источник: Кравченко А. И., Политология: учебник. - Москва: Проспект, 2011.-448 с.
Материалы по теме
Политический режим Б. Ельцина
Исаев Б., Баранов Н., Современная российская политика: Учебное пособие. Для бакалавров. —...
Государственные финансы и бюджет
Экономика. Курс лекций: учебное пособие для вузов / В.В. Янова. — 4-е изд., стереотип.
Государство и общество
Государствоведение: Учебник. - 2-е изд., испр и доп - М • Юристъ, 2000
Национальные модели корпоративного управления
Веснин В.Р., Корпоративное управление
Государственная национальная политика
Государственная политика и управление. Учебник. В 2 ч. Часть I. Концепции и проблемы...
Понятие типа государства и типология государств
Зеленков М.Ю. Политология (базовый курс). - М.: Юридический институт МИИТа, 2009. - 302 с....
Разнородность третьего мира
Щербанин Ю.А., Мировая экономика
Государственное финансирование партийной деятельности
Сморгунов Л. В., Сравнительная политология: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения...
Оставить комментарий