Формирование самосознания

Формирование основ самосознания личности происходит в юношеском возрасте (11-20 лет). Именно в этот период происходит формирование:

  • собственного мировоззрения;
  • способности самостоятельно принимать решения.

Первостепенными становятся: человеческая близость, дружба, любовь, интимная близость.

Молодые люди стремятся найти ответы на основные смыслообразующие вопросы: «Кем «Я» был?», «Кто «Я» есть?», «Кем «Я» буду?».

Что же понимается под самосознанием?
Самосознание - целостное представление о самом себе, эмоциональное отношение к самому себе, самооценка своих качеств (внутренних и внешних), осознание своих недостатков и достоинств, определение путей самосовершенствования и самовоспитания.

Ключевой категорией формирования самосознания является мировоззрение.

Мировоззрение - целостная система взглядов на самого себя и окружающую действительность, опирающаяся на накопленные знания.

Формирование мировоззрения тесно связано с самоутверждением личности.

Самоутверждение предполагает создание собственной теории смысла жизни, любви и счастья. Самоутверждению в этом возрастном периоде присущи определенные характерные черты и типичные поведенческие реакции.

«Пренебрежительное отношение» - излишняя самоуверенность в их силах, «сами с усами».

«Повышенная подверженность» - неосознанная внушаемость со стороны ровесников (своеобразная мода, слэнг, жаргон - формировали молодежной субкультуры).

К основным направлениям становления и формирования самосознания следует отнести:

  • открытие своего внутреннего мира;
  • осознание необратимости времени (осознание смысла жизни, ее перспектив, целей, бренности человеческого тела);
  • формирование целостного представления о самом себе (от внешних факторов - к внутренним моратьно-психологическим, характеризуетстся полярностью и противоречивостью);
  • формирование самоуважения;
  • осознание и формирование отношения к сексуальной чувствительности (следует учитывать тендерные различия в ее формировании). Они обусловлены тем, что девушки физиологически созревают раньше, социальная близость у них стоит выше физической, в отличие от юношей. Это приводит к возникновению определенных противоречий в их взаимоотношениях;
  • осознание любви как сложного социально-физиолого-психологического проявления, которое предполагает гармонию социальных, психологических и физиологических отношений. Как гласит древнеиндийская мудрость: «Потребность души рождает дружбу, потребность ума - согласие, потребность тела - сексуальное желание. а все три вместе рождают любовь».

Наряду с направлениями по формированию самосознания следует выделять и основные его критерии.

Соответствующий уровень самосознания позволяет человеку играть определенную социальную роль в жизни общества и занимать определенный социальный статус, добиваясь при этом наивысших результатов.

  • Социальная роль - относительно устойчивый шаблон поведения человеком для выполнения определенной социальной функции с целью реализации социального статуса. Отвечает на вопрос: «Что он делает?»
  • Социальный статус - совокупность прав и обязанностей человека, обусловленных его положением в определенном социальном окружении и иерархии общественных отношений. Отвечает на вопрос: «Кто он?»
Ключевые слова: Самосознание
Источник: Т.Л. Рыжковская. Основы психологии и педагогики - Минск.: Изд-во МИУ, 2010
Материалы по теме
Развитие самосознания в дошкольном возрасте
Урунтаева Г.А., Детская психология
Самосознание личности
Рогов Е.И., Общая психология. Курс лекций
Формирование самосознания
Коркина М.В. - Психиатрия
Самоактуализация
Соловьева С.Л., Психотерапия; Маралов В.Г., Основы самопознания и саморазвития
Самосознание дошкольника
Абдурахманов Р.А., История психологии
Самосознание младшего школьника
Абдурахманов Р.А., Возрастная психология
Развитие самосознания и Я концепции
Столяренко Л.Д., Психология и педагогика для технических вузов
Развитие самосознания младшего школьника
Кулагина И.Ю., Личность школьника
Оставить комментарий