Физкультурно-спортивная мотивация лиц мужского и женского пола

Мужчины более активны в занятиях физкультурой и спортом, чем женщины. Это подтверждается данными, полученными в исследованиях как городских, так и сельских жителей в различных регионах нашей страны. Социологическое исследование П. А. Виноградова с соавторами (1977) выявило, что распространенность занятий утренней гимнастикой составляла среди мужчин 65,2%, а среди женщин 34,3%. Это же подтверждают и данные И. И. Мансурова (1973): делали утреннюю гимнастику 50,7% мужчин и 37,9% женщин; согласно этому опросу, занимались в спортивных секциях 8,1% мужчин и 2,9% женщин, живших в Карачаево-Черкесии, участвовали в соревнованиях соответственно 10,8% мужчин и 2,1% женщин. Ю. В. Борисов (1972), изучая отношение к физической культуре и спорту на селе, тоже выявил меньшую активность женщин по сравнению с мужчинами (табл. 21.4).

По данным И. И. Щербакова (1982), в обследованной им выборке трудящихся занимались физкультурой и спортом 41,8% мужчин и только 20,4% женщин. При этом женщины чаще, чем мужчины, делали утреннюю зарядку и занимались в группах здоровья, а мужчины чаще занимались спортом самостоятельно и в спортивных секциях (рис. 21.3).


Время, отводимое на занятия физическими упражнениями, было большим у мужчин (рис. 21.4)


Соответственно спортивные разрядные нормативы значительно чаще имели мужчины (50,5%), чем женщины (21,1%).

Большая активность в занятиях физическими упражнениями мужчин подтверждается и в том, что не умеющих плавать среди лиц женского пола на 10-13% больше, чем среди лиц мужского пола (Рипа М. Д., 1971; Дорошенко Ю. П., Дорошенко И. В., 1982).

По данным Ю. В. Борисова, не занимаются, но желают заниматься физическими упражнениями чаще тоже мужчины, чем женщины (соответственно 26,5 и 19,9%).

Приведенные данные отражают, очевидно, общую, а не только российскую, картину. В Польше выявлены аналогичные закономерности: так, по данным 3. Дроздовски (1999), независимо от возраста, количество лиц, занимавшихся спортом, было больше среди мужчин, чем женщин, — в возрасте 12-13 лет — соответственно 57 и 40%, в возрасте 17 лет — 45 и 28%, в возрасте 20 лет — 21 и 12%. Автором выявлено, что девочки чаще занимаются в школьных спортивных секциях, а мальчики — в спортивных клубах. Меньшее участие в спортивных занятиях девочки и девушки объясняют большой занятостью учебой, а женщины — семейными обязанностями.

В развитых странах количество женщин, занимающихся спортом, составляет 10-15%, в России — только 1-3%, в то время как общее число занимающихся спортом около 10% (Панков В. А., 2000).

Имеются некоторые различия в проявлении интереса к различным видам спорта лицами мужского и женского пола: мальчики значительно чаще интересуются волейболом, баскетболом, футболом и хоккеем, девочки — фигурным катанием и гимнастикой (Рипа М. Д., 1971а). В отношении интереса, проявляемого к легкой атлетике и плаванию, различий нет. В последние годы резко возрос интерес женщин к аэробике и ее разновидностям (степ, слайд, фанк), шейпингу. В то же время заметный интерес девочки и девушки проявляют и к восточным единоборствам.

Кроме того, были изучены социальные факторы формирования физкультурных и спортивных интересов (Рипа М. Д., 19716). Для женщин большую значимость имели передачи по радио, телевидению, чтение спортивных газет и журналов, средства наглядной агитации, посещение университетов здоровья; для мужчин более весомыми оказались просмотры художественных и документальных фильмов спортивной тематики, чтение книг о выдающихся спортсменах, хорошо поставленная физкультурная работа в учебном заведении, армии, желание стать чемпионом, рекордсменом, пример товарищей, хорошие результаты в период учебы в школе, влияние массовых спортивных выступлений.

И. И. Мансуров выявил причины, которые препятствуют регулярным занятиям взрослых физической культурой и спортом. Женщины чаще ссылаются на отсутствие интереса, нехватку свободного времени и на устаревшие традиции и обычаи. Мужчины же чаще называют внешние причины: нет поблизости спортивной базы, нет секции по любимому виду спорта, не организованы занятия в группах здоровья.

Среди школьников девочки чаще мальчиков жалуются на то, что много времени уходит на приготовление домашних заданий и помощь родителям, что состояние здоровья не позволяет тренироваться, нет желания, не разрешают родители (последнее особенно характерно для азербайджанских семей, в которых больше половины родителей считают, что девушкам не подобает заниматься, спортом и ходить в спортивной одежде) (Рипа М. Д., 1971а).

Е. Е. Хвацкая (1997) выявила половые различия в мотивации на начальном этапе спортивной карьеры. Для мальчиков характерен более высокий уровень притязаний и преобладание ориентации на успех. У девочек более выражены познавательные мотивы и ориентация на овладение знаниями и умениями.

Как установлено А. В. Шаболтас (1998), у юношей мотивами занятий спортом являются компоненты долженствования — социально-моральный и гражданско-патриотический, а у девушек эмоциональные компоненты — удовольствие, социально-эмоциональный.

И. И. Щербаков (1986) тоже выявил различия в мотивах занятий физическими упражнениями взрослых мужчин и женщин (табл. 21.5).


Как видно из таблицы, для женщин более значимо укрепление с помощью физических упражнений здоровья, а для мужчин — спортивное совершенствование.

По некоторым данным, женщины в спорте более настойчиво добиваются поставленной цели.

Ключевые слова: Спорт, Пол, Дифференциация
Источник: Ильин Е. П. Пол и гендер. — СПб.: Питер, 2010. — 688 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии»).
Материалы по теме
Спортивная деятельность мужчин и женщин
Ильин Е. П. Пол и гендер. — СПб.: Питер, 2010. — 688 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии...
Биологический пол и выбор вида спорта
Ильин Е. П. Пол и гендер. — СПб.: Питер, 2010. — 688 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии...
Женщины в спорте: влияние на репродуктивную систему
Ильин Е. П.Пол и гендер. — СПб.: Питер, 2010. — 688 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии...
Возрастные, личностные и половые различия в переживании вины
Е. П. Ильин: «Психология совести: вина, стыд, раскаяние»: Питер; Санкт-Петербург; 2017 ISBN...
Аддикции и пол
Ильин Е. П.Пол и гендер. — СПб.: Питер, 2010. — 688 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии...
Половые особенности адаптации к профессии
Ильин Е. П. Пол и гендер. — СПб.: Питер, 2010. — 688 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии...
Креативность лиц мужского и женского пола
Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности» Питер; СПб.; 2009
Кто умнее — мужчины или женщины
Ильин Е. П. Пол и гендер. — СПб.: Питер, 2010. — 688 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии...
Оставить комментарий