Философия в период от эпохи Возрождения к эпохе Просвещения

Возрождение, или Ренессанс, неслучайно получило такое название. В это время происходит возрождение некоторых античных принципов и ценностей. Самое главное – меняется отношение к человеку. Если вспомнить античное искусство, то оно человеком восхищалось. Не стыдились изображать обнаженных людей, подчеркивая красоту человеческого тела. В эпоху Возрождения поворот к человеку происходит на более высоком уровне. Мировоззренческие этические и эстетические ценности возрождения были порождены соответствующими политическими и экономическими предпосылками: начинается процесс перехода от феодализма к капитализму. К эпохе Возрождения большинство стран Европы уже преодолели феодальную раздробленность и переживают процесс усиления централизованной власти. Эти новые государства отличаются более высоким уровнем развития производства, соответственно, получает больше доходов казна государства. Это дает возможность сформировать профессиональную армию, профессиональный разветвленный государственный аппарат. Осуществляется переход от сословно-представительной монархии, где власть монарха частично ограничена дворянским сословием, к абсолютной монархии, где власть монарха не ограничена ничем, опирается на бюрократический чиновничий аппарат, профессиональную армию и профессиональную полицию.

Эрозия натурального хозяйства и зарождение капиталистических отношений приводит к важным социальным изменениям: развитие ремесел обуславливает рост городов. Во многих городах были сильны традиции самоуправления. Слой ремесленников и купцов становится социальной основой, из которой потом вырастет будущая буржуазия. Новой растущей социальной группой в городах становятся люди свободных профессий, специально занимающиеся науками, искусством, литературой и получающие средства для жизни благодаря этому – интеллектуалы (европейская интеллигенция). Появление этой группы стало возможно потому, что укрепившая свое материальное положение верхушка ремесленников и купцов, подражавшая образу жизни феодальной аристократии, значительно расширила число заказчиков и потребителей светской художественной культуры. Все это создает условия для формирования нового мировоззрения, в котором ценится новый тип личности – деятельной, творческой, свободной. Это становится социальной базой осознания и понимания важности идеи прав и свобод людей, формирования идеологии индивидуализма.

Развитие капиталистических тенденций, совершенствование средств производства требовало развития представлений о мире, выявления закономерностей происходящего в окружающем мире. Эпоха Возрождения и Новое время – это время больших научных открытий. Они нужны были не сами по себе, а для улучшения производства, разрешения социальных и экономических противоречий новой эпохи. Так, Великие географические открытия были результатом поиска рынков сбыта, поиска новых источников ресурсов.

Теоцентрические представления не могли дать соответствующий мировоззренческий базис. Поэтому на смену теоцентризму приходит пантеизм. Его идеи получили развитие в трудах Николая Кузанского, Бернардино Телезио и других философов. Суть пантеизма состоит в идее, что Бог растворен в природе, во всех вещах, процессах. Это была попытка уравнять Бога и человека. И самое главное, меняется трактовка человека: в Средние века человек – существо, подвластное воле Бога, человек без Бога – никто; а в эпоху Возрождения мир создан Богом, этот мир вручен человеку, и он, будучи подобием Бога, этот мир совершенствует. Человек создает искусственную природу – науку, архитектуру, музыку. Создает новую реальность. И в этом плане человек так же творит, как и Бог. Итальянский философ-пантеист конца XVI – начала XVII вв. Лючилио Ванини утверждал: «Сама природа есть Бог». Из таких мнений некоторые делали вывод, что научное исследование природы не удаляет людей от Бога, а наоборот, приближает их к Богу. В условиях эпохи Возрождения, когда религия еще господствовала в сознании многих людей, такое понимание природы могло способствовать развитию науки.

Пантеизм создавал мировоззренческие предпосылки для новых открытий. Значимым шагом к разрушению теоцентризма и теоцентрической картины мира стал гелиоцентризм. Основоположниками являлись Джонардо Бруно, Николай Коперник, Галилео Галилей. Они выдвинули теорию, что Солнце является центром Вселенной. Это разрушало старые представления о мире и о месте человека в нем и создавало предпосылки для формирования новых представлений. Тем самым опровергались основанные на религии представления о Земле как «избранной Богом» арене, на которой разыгрывалась борьба божественных и дьявольских сил за человеческие души. Идеи Коперника продолжил Галилео Галилей, который считал, что мир бесконечен, материя вечна, природа едина. Дж. Бруно понимал мир как Единый мир, который состоит из множества самостоятельных единиц. Вселенная является бесконечной. Тезис о бесконечности Вселенной имеет основополагающее значение для космологии Бруно. Космос – пустая и одновременно наполненная бесконечность. Вне космоса нет ничего иного, он является всем бытием, вечным, несотворенным богом. Бесконечность мира не является божественным атрибутом, как это доказывает теология. Бруно отвергает также представление о том, что мир находится на некотором особенном месте, окруженном пустым пространством или Богом. Бруно делает из гелиоцентрического понимания мира радикальные философские выводы. Мир однороден во всех своих частях, ни одно тело не имеет привилегированного положения, не существует никакого размещенного в центре внешнего источника движения (первого двигателя). Следствием концепции физического единства Вселенной у Бруно является гипотеза, выражающая возможность существования жизни и на других планетах.

Прорыв в науке открывает новую страницу в истории философии. Для философов становится актуальной проблема познания. Выделяются два направления, которые занимались проблемой познания: рационализм и эмпиризм. И то и другое направление представлены величайшими умами своего времени. Рационалистами были Рене Декарт, Бенедикт Спиноза, Готфрид Лейбниц. А эмпиризм был представлен трудами Томаса Гоббса, Джона Локка, Фрэнсиса Бэкона. Все они искали ответ на вопрос, что является основой правильных знаний. Сторонники эмпиризма считали, что основой познания являются чувства и опыт. Рационалисты, наоборот, делали упор на разум, понятийное мышление. Каждое направление основало свой метод познания. Эмпиризм вывел такой метод, как индукция, т. е. рассуждения от частного к общему, рационализм создал дедукцию, т. е. метод, по которому рассуждения строились от общего к частному.

В эпоху Просвещения происходит кардинальный прорыв в понимании окружающего мира. Эпоха Просвещения стала временем утверждения материалистических идей. Большой вклад в становление материалистических идей внесли французские материалисты: Жюльен Офре де Ламетри, Дени Дидро, Поль Анри Тири (Гольбах), Клод Адриан Гельвеций. Французские материалисты утверждали вечность природы, ее несотворенность. Положение о вечности природы они обосновали выводами физики и химии о том, что при всех преобразованиях тел количество существующей материи остается неизменным. Круговорот веществ в природе также дает основание для вывода о вечности и материальности природы. Согласно Гольбаху материя существует сама по себе, являясь причиной всего: она – своя, собственная причина. Именно Гольбах дал «классическое» определение материи: материя есть все то в объективной реальности, что воздействует каким-либо образом на наши чувства, вызывает ощущения. Дидро, Ламетри и Гольбах утверждали, что главным и неотъемлемым свойством материи является движение. Движение порождает все многообразие материального мира. Существуют различные виды движения. Это движение на уровне молекул, есть также движение масс, перемещение тел, химические и биохимические процессы. Также важной характеристикой материи, по мнению Ламетри и Дидро, является протяженность и способность чувствовать. Дидро считал, что чувствовать может и неживая природа, Ламетри же говорил, что способность чувствовать «обнаруживается только в организованных телах». Важным моментом в онтологических взглядах французских материалистов было учение об универсальной причинной обусловленности в природе. Все процессы в мире, все явления имеют определенную причину. Причина вызывает следствие. Ничего не происходит без причины. То, что тогда многими объяснялось случайностью, французские материалисты объясняли незнанием причины. Гольбах развил своеобразную «систему фатализма»: все происходящее в мире подчинено законам природы, случайных явлений в мире нет.

Человека в целом французские материалисты рассматривали как произведение природы, обусловленное ее законами. Ламерти говорил о человеке как об особого рода сложной машине. Французские материалисты ставили задачу преодоления дуалистической трактовки человека, они пытались объяснить такое явление, как душа. Они отрицали наличие души у человека как особой субстанции, которая позволяет человеку чувствовать. Они пытались объяснить разнообразные проявления психики, которые подводились под понятие «душа», с материалистических позиций. Душа – это то же самое тело, рассматриваемое в отношении некоторых его функций или способностей. Опираясь на результаты медицинских наук, они делали вывод, что функционирование психики имеет своей истинной основой материальную организацию человека. Гольбах также считал, что человеческую волю, поведение человека определяют природные факторы, воздействующие на организм. Гельвеций определял человека как природное существо, которое стремится к удовлетворению материального интереса и получению физических удовольствий. Из этого он делал вывод о себялюбии как основном инстинкте человека. С этих позиций он объяснял все чувства человека и его поведение, отношения между людьми и устройство общества. Любовь к ближнему – результат любви к самому себе, в основе дружбы – корыстный интерес, надежда получить помощь и совет друга. Дидро же, не соглашаясь с Гельвецием, говорил о способности человека к бескорыстным поступкам, способности человека пожертвовать собой ради науки, Родины.

В теории познания французские материалисты продолжали концепцию сенсуализма: материальные предметы, воздействуя на наши органы чувств, вызывают ощущения, на основе их образуются мысли и желания. Умственные способности происходят от способности чувствовать. На базе ощущений с помощью памяти формируются мысли. Этот процесс Дидро описывал следующим образом. Обладая некоторой продолжительностью, ощущения как бы накладываются друг на друга, сплетаются и соединяются – образуется своеобразный пучок ощущений. Из множества ощущений образуются понятия, мысли. Поскольку явления природы связаны друг с другом, то на основе чувств образуются связи понятий, мыслей. Совокупность связанных между собой мыслей образует науку. Целью научного познания является истина. Люди могут заблуждаться. Источник заблуждений – ненормальное функционирование нервной системы и деятельность воображения, способность произвольно комбинировать чувственные образы. Воображению как источнику заблуждений противопоставляются опыт и размышление.

Также французские материалисты вели борьбу с религией. По мнению Гольбаха, религию создали страх, невежество и обман. Философы указывали на вред религии, на религиозный террор, религиозные войны. Они видели в религии орудие политического гнета. Все они были убеждены в возможности искоренения религии путем просвещения и развития научных знаний. Они же высказывали мысль о необходимости отделения церкви от государства.

Таким образом, в эпоху Возрождения и Просвещения большой шаг в своем развитии сделала гносеология и онтология – произошел кардинальный поворот к материалистическим взглядам, объектом философского размышления стал процесс научного творчества.

Ключевые слова: Просвещение, Возрождение, Философия
Источник: Философия для «чайников». Учебник для академического бакалавриата: А. Д. Попова, 2018
Материалы по теме
Французский материализм XVIII века
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 1: Исторические типы...
Идеи и философия Г. Лессинга и И. Гердера
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 1: Исторические типы...
Философия Франческо Петрарка
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 1: Исторические типы...
Идеи философии Иммануила Канта
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 1: Исторические типы...
Философия Николая Кузанского
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 1: Исторические типы...
Этика философии Иммануила Канта
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 1: Исторические типы...
Философия Джордано Бруно
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 1: Исторические типы...
Философия Иоганна Г. Фихте
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 1: Исторические типы...
Оставить комментарий