Фиксация этапов обучения в виде элементов опыта

В связи с имеющимися данными о специфической связи активности отдельных нейронов с движениями, целью действия, местом и другими характеристиками поведения, была разработана экспериментальная модель, позволявшая дифференцировать связь нейрональной активности с каждым из этих аспектов поведения. Это была модель пищедобывательного поведения у кроликов, которым для получения пищи из 2 кормушек, расположенных в углах передней стенки квадратной клетки, требовалось нажимать на педали, которые находились в углах задней стенки той же клетки. Регистрация активности корковых нейронов кроликов в сериях пищедобывательных актов вдоль каждой из боковых сторон клетки позволила выявить специфические активации нейронов, сопровождавшие реализацию отдельных актов данного поведения. Такие активации наблюдались во всех случаях реализации соответствующего поведенческого акта. На основании этих результатов был сделан вывод о специализации нейронов относительно определенных поведенческих актов, который лег в основу концепции системоспецифичности нейронов, утверждающей принадлежность любого нейрона только к одной функциональной системе.

Наряду со специализациями нейронов относительно отдельных систем поведенческих акгов, таких как «подход к педали», «захват пищи», «нажатие педали», также были обнаружены и другие специализации. Во-первых, эти специализации нейронов относительно конкретных движений животного, и, во-вторых, специализации относительно объединений актов, например, подход и нажатие педали. Если первые специализации можно было отнести к реализации прасистем, то вторые вступали в противоречие с принципом системоспецифичности и, на первый взгляд, свидетельствовали о наличии в субъективном опыте животного элементов, объединяющих несколько систем поведенческих актов.

При детальных исследованиях были обнаружены группы специализированных нейронов, специализаций же, не соответствовавших этапам обучения, за исключением нейронов прасистем, выявлено не было. При этом специализации относительно этапов, служивших в качестве промежуточных поведенческих актов и отсутствовавших в дефинитивном поведении, выражались в виде активаций, перекрывающих два последовательных поведенческих акта. Например, специализация относительно этапа нахождения в углу педали проявлялась в активации, начинавшейся в конце акта подхода к педали и продолжавшейся во время ее нажатия. Это позволило сделать вывод о специализации нейронов относительно этапов обучения.

Этот вывод исключительно важен для объективного изучения структуры субъективного опыта, так как дает ключ к выявлению элементов опыта, выделяемых его обладателем. В то же время полный набор поведенческих специализаций нейронов соответствует субъективному репертуару поведений.

Таким образом, элементом индивидуального опыта является функциональная система поведенческого акта, сформированная на конкретном этапе научения, т.е. в опыте индивида зафиксирована история его приобретения.

Как уже отмечалось, элементы одной функциональной системы поведенческого акта расположены в разных структурах мозга, и достижение результата происходит за счет их согласованной, кооперативной активности.

Хотя нейроны одной специализации могут быть обнаружены в разных областях, их количественная представленность сильно варьирует. Максимальное количество нейронов, специализированных относительно актов сформированного обучением в экспериментальной клетке поведения, было обнаружено в лимбической коре (около 40% зарегистрированных нейронов), в то время как в других корковых областях они были либо единичными, либо не достигали и 10%.

Сравнение наборов специализаций до и после доучивания также показало существенно больше изменений в лимбической коре по сравнению с моторной. В лимбической коре после доучивания появились новые специализации, соответствовавшие актам добавленного поведения.

Полученные результаты соответствуют представлению о перестройке опыта в результате включения в его состав новых элементов. На нейрофизиологическом уровне анализа результатом научения является формирование «добавки» к набору специализированных нейронов и изменение использования прасистем при реализации прежде существовавших функциональных систем.

Ключевые слова: Обучение
Материалы по теме
Обучение как феномен
Психология и педагогика: учебник для студентов вузов / П.С. Гуревич. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012...
Классификация методов обучения. Особенности традиционного обучения
Столяренко Л.Д., Психология и педагогика для технических вузов
Понятие о технологии осуществления педагогического процесса
Сластенин В.А. — «Педагогика»
Изучение французского языка по скайпу
...
Классификация видов и типов заданий самостоятельной работы студентов
Менеджмент. Введение в профессию : учебное пособие / В.В. Бондаренко, В.А. Юдина. — М. :...
Учебный стресс
Щербатых Ю.В., Психология стресса и методы коррекции
Формирование учебной деятельности
Петровский А.В., Возрастная и педагогическая психология
Принципы учебной деятельности
Новиков А.М., Методология образования
Оставить комментарий