Факторы роста прибыли

В процессе планирования прибыли важно определить, какие факторы ведут к ее росту или снижению.

В период высоких темпов инфляции рост прибыли обеспечивался за счет ценового фактора. Замедление инфляционных процессов, насыщение рынка товарами, развитие конкуренции ограничили возможности производителей повышать иены и получать прибыль посредством этого фактора. На очередь приходит метод снижения затрат.

В практике предпринимательской деятельности применяются разные способы снижения себестоимости. Безусловно используются такие приемы, как экономия топливно-сырьевых ресурсов, материальных и трудовых затрат, снижение доли амортизационных отчислений в себестоимости, сокращение административных расходов и т.п. Однако следует иметь в виду, что уменьшение себестоимости имеет свой предел, после которого оно невозможно без снижения качества продукции. То же относится и к административным и коммерческим расходам, которые невозможно свести к нулю, поскольку без них организация (предприятие) нормально функционировать не сможет и продукция реализовываться не будет.

Факторы, ведущие к изменению прибыли:

  • Объем продаж: при высоком удельном весе постоянных расходов в себестоимости продукции рот объема реализации приведет к еще большему росту прибыли за счет снижения доли постоянных расходов, приходящихся на единицу продукции;
  • Рост цен: в период высоких темпов инфляции рост прибыли обеспечивался за счет ценового фактора. Замедление инфляционных процессов, насыщение рынка товарами, развитие конкуренции обазначили возможности производителей повышать цены и получать прибыль посредством этого фактора;
  • Снижение себестоимости: снижение затрат без негативного влияния на качество выпускаемой продукции. Достигается за счет большей управляемости и контроля в области расходов;
  • Обновление ассортимента и номенклатуры выпускаемой продукции: прибыль в рыночной экономике — движущая сила обновления как производственных фондов, так и выпускаемой продукции. Характерно проявление этой силы в концепции жизненного цикла продукции.

На финансовый результат существенное влияние оказывает учетная политика организации. Поскольку прибыль — это разница между доходами и расходами, то выбор метода признания доходов и расходов увеличивает или уменьшает конечный финансовый результат. На доходы оказывает влияние факт признания дохода в результате реализации. В некоторых случаях доход может не признаваться как реализация, если не подписан акт о выполнении работ, хотя работа принята и ее результатами пользуется заказчик. Товары или продукция могут не признаваться реализованными, если не выполнены все условия договора (например, товары не оплачены).

В отношении расходов влияние учетной политики на сумму прибыли существенно выше. Это связано с тем, что расходы могут учитываться разными методами по-разному. Оценка стоимости затрат также может существенно варьироваться в зависимости от выбранной учетной политики. Это касается стоимости товаров, материальных запасов, оценки амортизируемого имущества, методов исчисления амортизации, оценки ценных бумаг, прочих расходов. Например, амортизация внеоборотных активов может начисляться несколькими способами. Одни из них равномерно переносят стоимость амортизируемого имущества (линейный метод), другие позволяют существенно увеличить размер амортизационных отчислений в первые голы эксплуатации активов, что приведет к уменьшению прибыли. Выбор метода оценки стоимости материально-производственных запасов (ФИФО, ЛИФО, средней стоимости) позволяет увеличивать или уменьшать прибыль отчетного года. Грамотное, взвешенное применение различных способов управления прибылью с помощью учетной политики позволяет планировать такие показатели, как рентабельность, ликвидность, доходность.

Ключевые слова: Прибыль
Источник: Колчина Н.В. (ред.) - Финансы организаций (предприятий) - 2007
Материалы по теме
Сущность, цели и задачи управления прибылью
Бланк И.А., Управление прибылью
Распределение и использование прибыли предприятия
П. Н. Шуляк. ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
Прибыль как источник инвестиций
Мальцева Ю.Н., Инвестиции - конспект лекций, 2008
Выручка от реализации продукции предприятия
Финансы и кредит. под ред Ковалевой А.М. Уч пос. 2005 - 512.
Выручка и прибыль. Принципы максимизации. Эффекты масштаба
Экономика. Курс лекций: учебное пособие для вузов / В.В. Янова. — 4-е изд., стереотип.
Доходы предприятия, их классификация
Трошин А.Н., Мазурина Т.Ю., Фомкина В.И. - Финансы и кредит (Высшее образование) - 2009
Распределение прибыли
Мамедов О., Германова О. и др. - Современная экономика - 2000
Общая сравнительная характеристика подходов к определению прибыли
Финансовый Менеджмент Теория и Практика - Владимир Ковалев
Оставить комментарий