Этапы семейного консультирования

Психологическое консультирование семьи имеет ярко выраженную специфику, которая определяется предметом, целями и задачами этого процесса, а также тем, каким образом консультант осознает свою профессиональную роль в индивидуальной логике жизни семьи.


В литературе описывается «пятишаговая» модель проведения семейных консультаций и консультативного интервью:
1. Установление контакта и ориентирование клиента на работу и сотрудничество.
2. Сбор информации, поиск ответа на вопрос: «В чем проблема?».
3. Осознание желаемого результата, поиск ответа на вопрос: «Чего Вы хотите добиться?».
4. Выработка альтернативных решений: «Что мы можем сделать по этому поводу?».
5. Обобщение психологом результатов взаимодействия с клиентом. Трансформация личности или проблемы.

Таким образом, психологическое консультирование можно рассматривать как целостную систему, разворачивающийся во времени процесс, совместно — разделенную деятельность консультанта и клиента, в которой прослеживается ряд последовательных стадий, неразрывно связанных друг с другом.

Установление контакта

Установление контакта - первая и ключевая фаза любого консультативного процесса. Ее реализация - залог успеха в решении проблем клиента. По мнению Г. Хэмбли (1992, с. 14) «...первая цель любого консультирования - это установление отношений доверия Его можно описать как возникновение раппорта или взаимного чувства близости».

Особенностью проведения семейных консультаций является то, что необходимо установить контакт сразу со всеми членами семьи, что порой бывает сделать достаточно сложно. Для того чтобы стимулировать членов семьи к началу работы можно использовать следующий речевой оборот: «Я рад (-а) встрече с вами и понимаю, что вам надо со мной о чем-то поговорить. Кто хотел бы начать первым?» (Айви А-Е., 1998, Эйдемиллер Э.Г., 1999).  Практика показывает, что первым начинает рассказ самый активный член семьи. В процессе установления контакта также можно использовать различные формы присоединения к клиенту (языковое, невербальное, эмпатическое и др.). Помимо этого в процессе реализации данного этапа психолог ~ консультант начинает и диагностический этап работы, пытаясь определить истинную проблему клиента, реальное положение дел в семье.

Сбор данных

Сбор данных о семье предполагает накопление информации о происходящих внутри нее процессах. На основе совместного исследования, в процессе реализации данного этапа, психолог и клиент определяют ориентиры консультативной работы (цели и задачи), распределяют ответственность, выявляют пределы необходимой поддержки.

Итогом данного этапа является суммирование проблемы — своеобразное подведение итогов с подчеркиванием того, что в семье действительно существует проблема, но эта проблема принадлежит не одному человеку, а касается каждого члена семьи, всей семьи в целом.

Основными методами, которые используются на данном этапе, являются психодиагностические процедуры, которые были описаны нами выше, а также своеобразные консультативные приемы, так «называемые микротехники выслушивания» (Айви А-Е., 1998, Меновщиков В.Ю., 2000), используемые психологом в процессе проведения диагностического интервью. В литературе описываются следующие виды таких приемов:

1. Открытые вопросы,
Начинаются со слов: «Что?», «Как?», «Почему?», «Не могли бы Вы..», «А если..» и т.п. Открытые вопросы предполагают развернутый ответ клиента. Их использование позволяет собрать более подробную информацию о семье и характере проблемы. В психологическом кон¬сультировании семьи наиболее часто используются следующие типы открытых фраз:
Не скажете ли Вы о чем пойдет у нас разговор... ?» Как Вы чувствуете себя в этой ситуации? А что бы по потом?
Как вы думаете, почему это случилось?

Таким образом, в процессе реализации этапа сбора данных консультант должен собрать максимум информации о самом клиенте, особенностях его семейных взаимоотношений и существующей проблеме. В литературе описывается определенная последовательность открытых вопросов, которые могут быть заданы консультируемому с этой целью:
Что произошло и что происходит? Как часто это случается? При каких обстоятельствах? Когда возникла проблема?
В какой временной последовательности развивались события?
Что предваряло эту ситуацию?
Как изменялась проблема в процессе ее развития?
Где это происходило (в какой обстановке, с какими людьми и т.п.)?
Как Вы реагировали?
Как Вы себя чувствовали?

2. Закрытые вопросы.
Закрытые вопросы обычно содержат частицу «ли». Эти вопросы могут предполагать ответ «да» или «нет». Они используются для сбора более подробной информации, концентрации внимания клиента и сужения области обсуждаемых вопросов. Таким образом, закрытые вопросы не позволяют клиенту уходить от обсуждаемой проблемы, но слишком частое их использование влечет за собой риск отпугнуть клиента, снижает степень его откровенности и открытости.

3. Нерефлексивное слушание.
Нерефлексивное слушание, по сути, является умением молчать. Однако это достаточно активный процесс, предполагающий значительное внимание к речи собеседника. В процессе нерефлексивного слушания могут использоваться повтор или поддержка, предполагающие соответственно прямое повторение сказанного или использование фраз типа «Да!», «Понимаю Вас», «Это как?», «Продолжайте, это интересно» и т.п. Эти приемы активизируют речь клиента и дают ему возможность понять, что его внимательно и заинтересовано слушают. Т.о., подобные речевые обороты способствуют активному общению консультанта и клиента. С другой стороны, существуют фразы, препятствующие эффективному общению, которые не рекомендуется использовать в консультативной работе. Это фразы типа: «Кто Вам такое сказал?», «Это почему же?», «Давайте быстрее!», «Говорите!» и т.п. (Айви А-Е, 1998). Нерефлексивное слушание используется при изложении напряженных ситуаций, когда человеку необходимо выговориться, еще раз прожить ситуацию. Если же клиент стремится получить совет, руководство к действию, приемов выслушивания бывает недостаточно, в этом случае используются микротехники воздействия, которые будут описаны ниже.

4. Рефлексивное (активное) слушание.
Рефлексивное слушание позволяет дать говорящему обратную связь и позволяет психологу уточнить содержание услышанного. Оно предполагает расшифровку смысла сообщений, выяснение их реального значения. В процессе рефлексивного слушания могут использоваться следующие приемы (АйвиА-Е., 1998, Меновщиков В.Ю., 2000).

Выяснение - обращение к говорящему за уточнением: «Пожалуйста, объясните это», «Не повторите ли Вы еще раз», «Я не понял (-а), что Вы имеете в виду» и пр.

Перефразирование - выражение мысли клиента другими словами с целью проверки точности понятого содержания. При перефразировании могут использоваться следующие речевые обороты: «Как я понял Вас...», «Если я правильно понимаю, Вы думаете (говорите, что...» «По Вашему мнению...», «Другими словами Вы считаете...». При этом повторяется основная мысль собеседника без прояснения его установок и чувств.

Пересказ - краткое изложение основных слов и мыслей клиента. При использовании этого приема передается объективное содержание сказанного без прояснения смысла и значения слов, а лишь с подчеркиванием самого главного.

Отражение чувств - прием близкий к пересказу, однако, в данном случае повторяется не содержание сказанного клиентом, а отражаются его эмоции. Использование этого приема позволяет установить более близкие отношения с консультируемым, способствует осознанию им собственных эмоций и поступков.

Отражение значения - предполагает прояснение субъективного смысла сказанного. В процессе использования этого приема идентифицируются глубокие, подспудные значения слов. Это позволяет клиенту повторно интерпретировать свои переживания. При осознании смысла сказанного он сам может найти новую интерпретацию и возможности развития сложившейся ситуации.

Дальнейшее развитие мыслей собеседника. Этот прием может использоваться только в контексте высказанного собеседником смысла. В противном случае дальнейшее развитие мыслей может быть воспринято как игнорирование его рассказа

Уточнение - просьба о дополнительном разъяснении определенных моментов сказанного. Может использоваться в контексте уточнения содержания и уточнения чувств.

Резюмирование. Применяется в продолжительных беседах с целью привести события и факты в смысловое единство. В процессе резюмирования консультант как бы собирает воедино мысли и чувства клиента, его слова и смысл сказанного и представляет все это ему в законченной форме. Резюмирование предполагает подытоживание основных идей сказанного клиентом. Это можно сделать с помощью фраз типа: «Как я понимаю, Вашей основной идеей является...», «То, что Вы сказали, может означать..,», «Если подвести итог сказанному Вами...» и т.п. Резюмирование может использоваться на завершающих этапах той или иной консультативной стадии.

Осознание желаемого результата и постановка целей

При работе с каждой семьей цели и задачи уникальны. При этом консультант осуществляет необходимую поддержку клиента, определяя ее форму и меру в соответствии с его психологическим состоянием и перспективой ближайшего развития. Цели консультирования определяются в совместной работе психолога и членов семьи. Только сама семья может пережить и скорректировать те события, ситуации и обстоятельства, которые порождают семейное неблагополучие. Психолог - консультант может лишь создать условия этих изменений и стимулировать коррекционный процесс: организовывать, направлять, обеспечивать благоприятные условия для их протекания, стремясь к тому, чтобы этот процесс вел к совершенствованию семейной ситуации. Таким образом, определяемая в совместной работе цель консультирования должна максимально учитывать особенности самого клиента и его жизненной ситуации.

В психологическом консультировании выделяется несколько понятий связанных с постановкой цели; жалоба, самодиагноз, проблема и запрос.

Как правило, жалоба клиента определяется в процессе реализации этапа сбора данных. Она выделяется из рассказа о том, что привело человека (семью) в психологическую консультацию. По мнению В.В. Столика (1989), спонтанно высказанные жалобы клиента могут быть структурированы на основании определения их локуса, который может быть субъектным (на кого жалуется) и объектным (на что жалуется).

По субъектному локусу в семейном консультировании выделяется 5 основных видов жалоб: на ребенка (его поведение, развитие, здоровье и т.п.); на семейную ситуацию в целом («все плохо», «все не так»);

  • на супруга (его поведение, особенности) или супружеские отношения в целом («нет понимания, любви, принятия» и т.п.);
  • на самого себя (свой характер, способности, психологические особенности);
  • на третьих лиц, проживающих в семье или вне ее и оказывающих реальное влияние на развитие семейной ситуации (родители, родственники и т.п.).
  • По объектному локусу классифицируются следующие виды жалоб1.
  • на нарушение психосоматического здоровья или поведения (страхи, навязчивые синдромы и т.п.);
  • на ролевое поведение членов семьи (несоответствие полу, возрасту, статусу); на поведение с точки зрения его соответствия психическим нормам; на индивидуальные психологические особенности членов семьи;
  • на психологическую ситуацию в семье (потеря контакта, близости, понимания и т.п.);
  • на объективные обстоятельства (трудности с жильем, работой, временем и т.п.) ( Меновщиков В.Ю., 2000; Столин В.В., Бодалев А.А. , 1989).

Самодиагноз — это самостоятельное объяснение клиентом природы того или иного события, основанное на его представлениях о себе, других членах семьи, человеческих отношениях. Среди самых распространенных само диагнозов В.Ю. Меновщиков (2000) выделяет следующие:

  • «злая воля» - негативные намерения лица, выступающего причиной нарушений или указание на непонимание этим лицом каких - либо истин, правил или нежелание понять и принять их;
  • «психическая аномалия» - отнесение человека, о котором идет речь к психически больным;
  • «органический дефект» - определение врожденной неполноценности;
  • «генетическая запрограммированность» - объяснение причин негативного поведения генетической предрасположенностью и наследственностью того или иного человека;
  • «индивидуальное своеобразие» - объяснение поведенческих особенностей выраженностью тех или иных личностных черт,
  • «собственные неверные действия» - оценка собственного поведения в настоящем или прошлом;
  • «собственная личностная недостаточность» - оценка собственных личностных качеств;
  • «влияние третьих лиц» как актуальное, так и имевшее место в прошлом;
  • «неблагоприятная ситуация» - определение и выделение ситуации, породившей проблему (развод, болезнь, страх и т.п.);
  • «направление» - отказ от интерпретации и понимания ситуации,
  • апелляция в официальным органам или институтам («Меня к Вам отправил директор школы» и т.п.).

Под проблемой в психологическом консультировании понимается указание на то, что клиент хотел бы, но не может изменить.

В.В. Сталин и А.А. Бодалев (1989) выделяют следующие наиболее распространенные типы проблем:

  • не уверен, но хочу быть уверенным;
  • не умею, хочу научиться;
  • не понимаю, хочу понять;
  • не знаю, что делать, хочу знать;
  • не имею, хочу иметь;
  • знаю как надо, но не могу сделать, нужны дополнительные стимулы; не справляюсь сам, хочу изменить ситуацию.

С проблемой связано понятие запроса Запрос это конкретизация формы помощи, ожидаемой клиентом от консультации. По смыслу обычно запрос напрямую связан с проблемой. Например, если клиент формулирует проблему как «Не умею, хочу научиться», то запрос, скорее всего, будет «Научите!».

Выделяются следующие основные виды запросов:

  • просьба об эмоциональной и моральной поддержке («Я прав, не правда ли?»);
  • просьба о содействии в анализе («Я не уверен, что правильно понимаю эту ситуацию, помогите разобраться»);
  • просьба об информации (Что известно об этом?»);
  • просьба об обучении навыкам;
  • просьба о помощи в выработке позиции («Что делать, если он мне изменяет?»);
  • просьба об оказании влияния на члена семьи в его интересах («Помогите ему избавиться от этого»);
  • просьба об оказании влияния на члена семьи в интересах клиента («Сделайте его более послушным»).

На основании анализа жалобы, самодиагноза, проблемы и запроса определяется цель психологического консультирования семьи. При этом следует иметь в виду, что запрос, формулируемый членами семьи, может оказаться бесполезным в плане решения существующих проблем. В этой связи возможна и необходима психологическая коррекция имеющегося запроса и постановка задач более адекватных реальной цели психологического консультирования.

Выработка альтернативных решений

На этой стадии консультирования осуществляется перебор гипотетических решений сформулированной на предыдущей стадии проблемной ситуации. В процессе этого происходит их оценка и сравнение. Важно, что в ходе выработки альтернативных решений и их соотнесения итоговая позиция была найдена и сформулирована самим клиентом, а не психологом -консультантом. Таким образом, принятое решение должно быть решением самого человека, а, как известно, решение, принятое самостоятельно или при непосредственном участии субъекта повлечет за собой большей стремление к его достижению. На этом этапе психолог может использовать ряд специфических техник, активизирующих работу клиента и стимулирующих его к принятию решения. Такого рода приемы обозначаются А-Е. Айви, М-Б. Айви, Л. Саймон-Даунингом (1998) как «микротехники воздействия».

1. Интерпретация.
При использовании этой техники психолог объясняет, интерпретирует сказанное клиентом, объясняя ему происходящие события с использованием общеупотребительной лексики. Использование этого приема позволяет задать новые рамки, в которых клиент может увидеть проблемную ситуацию. Интерпретация дает возможность альтернативного восприятия реальности, что, в свою очередь, способствует изменению взглядов клиента. Она может быть получена из теории или из собственного опыта. По сути дела, интерпретация - это самая серд¬цевина методов воздействия в психологическомконсультирования

2. Директива (указание).
При использовании данной техники психолог указывает клиенту на то, какое действие он должен предпринять. Указание может быть направлено на изменение поведения или использование какой - либо техники в процессе консультирования. Применение этой техники основано на предположении, что клиент в процессе консультирования будет выполнять те действия, на которые ему указывает консультант.

3. Совет (информация).
При использовании этого приема консультант дает клиенту пожелания, предлагает общие идеи относительно его поведения в проблемной ситуации, советует как действовать, думать, вести себя и т.п. использование этого приема предполагает также информирование клиента о закономерностях протекания какого либо процесса, например, в частности, в процесс консультирования по проблемам взаимоотношений родителей с ребенком - подростком может быть включено информирование относительно психологических особенностей развития в подростковом возрасте.

4. Самораскрытие.
При использовании данного приема психолог делится личным опытом, собственными переживаниями, демонстрируя при этом понимание и принятие чувств и мыслей клиента. Самораскрытие построено по принципу «Я - предложений». Помимо использование данного приема в качестве микротехники воздействия также возможно его применение на этапе установления контакта

5. Обратная связь.
Использование этого приема дает возможность клиенту понять, как его воспринимает психолог и социальное окружение в целом. И. Атватер (1988) отмечает необходимость соблюдения определенных правил при передаче обратной связи. В частности отмечается, что обратная связь может даваться только тогда, когда человек готов воспринять ее и только в том случае, если в ситуации или поведении можно что - либо изменить, в противном случае обратная связь оказывается абсолютно бесполезной. Данный прием может использоваться только относительно конкретной ситуации, по факту «здесь и теперь». При его использовании следует обращать особое внимание на согласованность вербальной и невербальной информации, передаваемой клиенту в качестве обратной связи.

6. Логическая последовательность.
При использовании данного приема психолог объясняет клиенту логические следствия его мышления и поведения Прием построен на предложениях типа «Если..., то...». Его применение позволяет дать новую точку отсчета в понимании происходящих событий, помогает клиенту предвидеть результаты собственных действий.

7. Воздействующее резюме.
Обычно данный прием используется в конце консультации в комбинации с выводами и резюмирующими высказываниями, Целью его использования является прояснение и осознание того, что достигнуто в ходе консультативной беседы. Воздействующее резюме направлено на перенесение сделанного обобщения из ситуации консультирования в реальную жизнь.

Обобщение психологом результатов взаимодействия с клиентом и выход из контакта

Данный этап является заключительным в каждой консультативной встрече, и он же завершает процесс консультирования в целом. На этой стадии происходит обобщение консультантом результатов взаимодействия с клиентом по поводу обозначенной проблемы и начинается переход от обсуждения проблемы к действиям по ее разрешению. Не менее важной целью данного этапа является выход из контакта с клиентом. Важно, чтобы по завершении консультативного процесса у консультируемого осталось ощущение возможности разрешения имеющейся у него проблемы и осознание характера и направленности действий, необходимых для ее разрешения.

Ключевые слова: Психотерапия, Семья
Источник: Монина Г.Б., Психология семьи
Материалы по теме
Семейная коммуникативная терапия
Монина Г.Б., Психология семьи
Семейная психотерапия и семейное консультирование
Полин А.В., Медицинская психология
Система организации семейного терапевтического сеанса и методы семейной диагностики
Психолого-педагогические технологии работы с детьми и семьями «группы риска» : учебно-...
Системная семейная психотерапия
Монина Г.Б., Психология семьи
Позитивная семейная психотерапия
Ромек В.Г., Психологическая помощь в кризисных ситуациях
Групповая семейная терапия
Шнейдер Л.Б., Пособие по психологическому консультированию
Семейное консультирование
Б. Карвасарский, Психотерапевтическая энциклопедия
Семья: взаимоотношения супругов
Русланов Д.В. Психология: базовая теория и практика. -2-е изд., переработанное и дополненное...
Оставить комментарий