Эмоциональные особенности подростка

ЕСЛИ ЭМОЦИИ младшего школьника носят относительно спокойный характер и легко поддаются управлению со стороны учителя, то эмоции подростка обладают большой силой, и управлять ими трудно. Подросток отличается большой страстностью и вспыльчивостью на фоне неумения сдерживать себя, слабости самоконтроля, резкости в поведении (схема 27).


При встрече с трудностями у подростка возникает сильное ощущение противодействия, и он чаще бросает дело, реже — становится настойчивее (испытывая удовольствие от преодоления). Учитель должен определять посильные задания для подростка.

Высока противоречивость чувств подростка. Он может быть внимательным и грубым, может с жаром защищать друга, зная, что тот был не прав, быть романтически восторженным по отношению к кому-то из взрослых и тут же позволять себе грубые выходки.

На эмоциональную сферу подростка влияет:
• отношение к собственной внешности;
• процесс половой идентификации, раннее (позднее) сексуальное развитие;
• успехи (неуспехи) в учебе;
• особенности взаимоотношений со сверстниками.

Взрослые должны проявить такт в оценке изменений, которые происходят в подростковый период. Именно родители могут провоцировать появление у детей «комплекса неполноценности» из-за недостатков фигуры, черт лица, замедленного развития и т. д.

Самоопределение в подростковом возрасте задает личностно значимую ориентацию на достижение определенного уровня в системе социальных отношений.

Самоопределение входит в Я-концепцию подростка как обобщенное представление о мире и самом себе. Формируется внутренняя позиция взрослеющего человека.

Внутренняя позиция складывается из того, как подросток представляет:
• свои возможности и свои потребности;
• какое положение он занимает в жизни сейчас и какое положение он будет занимать в будущем.

Это новообразование Я-концепции подростка обусловливает его отношение к действительности, окружающим, самому себе и модулирует его будущее место в обществе в виде жизненного плана (программы).

Не сформированные в полной мере мировоззренческие принципы способствуют тому, что подростков легче «обратить», подчинить своему влиянию в различного рода сектах, в том числе деструктивных.

Подлинное обращение к религии требует достаточно высокого уровня развития самосознания, саморефексии, проникновения в собственный мир.

Массовую религиозность подростка (до 45 %) надо рассматривать как результат повышенной социальной конформности, некритичного отношения к пропагандируемым религиозным ценностям. Соблюдают церковную дисциплину и бывают в храме еженедельно не более 1-1,5 % молодежи.

Современная молодежь принимает религию во многом как культурную норму, как приверженность национальным традициям, как часть своей национальной идентичности.

Исследования показывают, что чем религиознее подросток, тем он конформнее.

Ключевые слова: Подростки, Эмоции
Источник: Волков Б.С., Психология подростка: учебное пособие. — М.: Академический проект, 2017. —240 с.
Материалы по теме
Эмоции в подростковом и юношеском возрасте
Кон И.С. - Психология ранней юности
Развитие эмоциональности подростка
Александрова Ю.В., Возрастная психология
Эмоциогенные ситуации
Общая психология: учебник / Л А. Вайнштейн, В А. Поликарпов, И.А. Фурманов. — Минск: Соврем...
Высшие эмоции и чувства
Еникеев М.И., Общая и социальная психология
Анатомо-физиологическая перестройка организма подростка
Петровский А.В., Возрастная и педагогическая психология
Эмоциональное развитие детей раннего возраста
Абдурахманов Р.А., История психологии
Организация психиатрической помощи детям и подросткам
Психиатрия. Национальное руководство. 2-е издание. Автор: Александровский Ю.А., Незнанов Н.Г...
Развитие эмоций и чувств
Ефимова Н.С., Основы общей психологии
Оставить комментарий