Элокуция и качества речи

Элокуция (украшение) — это третий этап работы над речью, на котором оратор доводит свою работу по ее подготовке до логического конца. Содержание речи уже определено (это было сделано на этапе изобретения), план составлен (на этапе расположения), осталось только написать речь, «навести необходимый блеск». Именно эту задачу должен решить оратор на этапе элокуции.

В самом общем виде эту задачу можно определить как выбор языкового выражения. Образно ее удобно представить как наращение плоти на скелет, который был создан ранее. Знания о «хорошем» языковом выражении, сформированные риторикой и смежными дисциплинами, достаточно объемны. Чтобы последовательно изложить их, мы будем опираться на учение о качествах речи. Это учение также древне, как сама риторика; о качествах речи писали Аристотель, Теофраст; наиболее известное описание качеств речи содержится в трактате Цицерона «Об ораторе». Качества речи описываются и другими науками, изучающими язык; с небольшими изменениями список этих качеств сохранился в рамках такой современной дисциплины, как культура речи.

Предварительно необходимо отметить лишь то, что в дальнейшем нас будут интересовать качества речи с точки зрения риторики. А это предполагает совершенно особый ракурс их рассмотрения. Каким образом качества речи способствуют тому, что она оказывает необходимое воздействие на слушателей? Что наиболее важно с этой точки зрения? Какой смысл с этой точки зрения мы можем вложить в понятие «хорошая речь»? Как сделать речь хорошей? К чему следует стремиться, а чего, наоборот, избегать? Именно на эти вопросы мы и попытаемся ответить в этой главе.

Какими качествами должна обладать хорошая речь?
1. Красота — способность речи вызывать эстетические переживания. Мы можем рассматривать красоту речи как самоценную категорию. Однако такая точка зрения вряд ли имеет прямое отношение к риторике (даже несмотря на то, что некоторое время она принималась многими ее теоретиками). Риторика возникла из потребностей в воздействии на других людей, а потому красота речи также должна рассматриваться в связи с этой «генеральной» линией.

С точки зрения воздействия такое качество речи, как красота, тесно связано с изобразительностью. Изобрази¬тельность речи — это ее наглядность, способность вызывать конкретные представления («картинки»). Изобразительность речи — залог того, что содержание речи будет лучше усвоено: если в сознании слушателей сформировалась яркая картина, то полученная ими информация рано или поздно окажет свое воздействие хотя бы потому, что они ее запомнят. Возможно, они не изменят своего мнения, однако от прослушанной речи у них останется достаточно яркое представление, чтобы потом они могли вспомнить о существовании и другой точки зрения, которая отличается от их собственной.

Кроме того, речь должна привлекать внимание. Оратор только тогда сможет достичь целей, которые он перед собой поставил, когда он сможет вынудить аудиторию услышать то, что он говорит. Необычно построенная речь представляет собой одно из средств, которые могут применяться в данном случае.

2. Правильность — соответствие речи стандартам, существующим в рамках общности носителей языка.

Правильность как особе качество речи имеет очень важное значение в связи с риторическим этосом. Напомним, что вслед за Аристотелем этосом называют те средства убеждения, которые исходят от самого говорящего в момент речи. Очевидно, что неправильная, неграмотная речь вряд ли поможет оратору расположить аудиторию к себе. При этом требование правильности применимо к речи, которая произносится в любой аудитории. Если эта аудитория состоит из образованных людей, они смогут оценить речь с точки зрения ее правильности. Но даже если аудитория состоит из людей недостаточно образованных, оратор все равно должен говорить правильно, поскольку не исключено, что в этой аудитории найдется хотя бы один человек, который заметит ошибки и обратит на это внимание остальных людей. Вообще стремление к постоянному повышению своей грамотности — едва ли не единственная настоящая гарантия того, что эффект от выступления оратора не будет испорчен тем, что он говорит неправильно.

3. Уместность. Речь должна соответствовать ситуации, в которой она произносится, а также ожиданиям аудитории. Именно этот ее аспект связан с таким качеством, как уместность. В самом широком смысле речь идет о том, что в некоторых ситуациях то или иное речевое поведение неуместно. Например, не стоит рассказывать анекдоты на похоронах, говорить о недостатках человека на его юбилее, нельзя обращаться к вышестоящему лицу с приказом и т. д. Такое поведение будет воспринято как неуместное, возможно, даже оскорбляющее.

В более узком смысле уместность — это категория языковая. С этой точки зрения уместность касается соответствия слов и выражений, с одной стороны, объекту речи и, с другой — ситуации. Вряд ли в аудитории, которая не имеет высшего образования, будут уместны научные термины (вроде «экстраполировать», «проекция» или «атрибутивный»). В этом проявляется уместность относительно ситуации. Так же неуместны такие слова, как, например, просторечные выражения, в религиозной проповеди, которая всегда соотносится с высоким, духовным. В этом проявляется уместность относительно объекта речи. Если оратор не хочет выглядеть глупо или смешно, он должен учитывать требования, которые были выработаны многими людьми в процессе длительной речевой деятельности.

4. Ясность. Требование ясности — очень важное для оратора. В воздействии при помощи речи заинтересован в первую очередь сам оратор, желание «быть убежденной» у аудитории встречается крайне редко. Не соблюдая требования ясности, оратор сам воздвигает на своем пути препятствие. Здесь нельзя не вспомнить совета известного русского адвоката П. С. Пороховщикова, который так писал о необходимости ясности: «...не так говорите, чтобы мог понять, а так, чтобы не мог не понять вас судья». Хотя эта рекомендация была высказана судебным ораторам, ее можно и нужно распространить на любую публичную речь.

Ключевые слова: Речь
Источник: Хазагеров Г.Г., Лобанов И.Б. - Риторика (Учебники, учебные пособия)- 2004
Материалы по теме
Нарушения речи
Шкуренко Д.А., Общая и медицинская психология
Предложение и высказывание
Норман Б.Ю. - Теория языка. Вводный курс, 2004
Речевая интенция
Львов М.Р., Основы теории речи: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.:...
Виды и функции речи
Пашук Н. С. Психология речи. Мн., Изд-во МИУ, 2010
Содержание и доказательство в учебной речи
Риторика. Вводный курс : [электронный ресурс] учеб. пособие / В.И. Аннушкин. - 5-е издание,...
Речь и личность
Ладанов И.Д., Практический менеджмент
Слово в диалоге
Флоренская Т.А., Диалог в практической психологии
Речь детей раннего возраста
Абдурахманов Р.А., История психологии
Оставить комментарий