Экзистенциальный опыт

Экзистенциальная идентичность формируется на основе экзистенциального опыта человека, переживания экзистенциальных ситуаций и осуществления экзистенциальных выборов. Если формирование идентичности, по Эриксону, связано с организацией жизненного опыта в индивидуальное Я, то становление экзистенциальной идентичности — с организацией экзистенциального опыта.

Понятие опыта не ново для психологии, но только в современной психологии оно приобретает «жизненное» звучание, и наряду с уже относительно устоявшимися понятиями, такими как субъективный или когнитивный опыт, появляется понятие экзистенциального опыта.

Как отмечает В. В. Знаков, в работах которого экзистенциальному опыту уделяется особое внимание, «экзистенциальный опыт направляет весь ход жизни человека, осуществляет ценностносмысловую регуляцию. В экзистенциальном опыте сконцентрировано общее знание субъекта о человеческой природе, фундаментальной прагматике жизни» [Знаков, 2014, с. 24]. Этот опыт, подчеркивает Знаков, является важной составляющей экзистенциального интеллекта, связанной со способностью человека размышлять о фундаментальных проблемах бытия.

Экзистенциальный опыт формируется в результате проживания человеком экзистенциальных ситуаций и экзистенциальных проблем. Их изучение позволяет приблизиться к пониманию той роли, которую экзистенциальный опыт играет в жизнедеятельности человека.

Общее понимание роли экзистенциального опыта как ценностно-смыслового регулятора жизнедеятельности человека может быть конкретизировано следующим образом.

Опыт проживания экзистенциальных проблем становится источником личностных изменений.

О значении опыта проживания экзистенциальных ситуаций и экзистенциальных проблем как источника личностных изменений немало написано в экзистенциально-психологической литературе, и уже приводились данные, касающиеся позитивных следствий экзистенциального опыта критических жизненных ситуаций.

В рамках проводившихся нами исследований фиксировалась динамика изменений показателей ценностно-смысловой сферы у студентов на протяжении нескольких лет обучения. Также ими в произвольной форме описывались события, происходившие в течение этого времени в их жизни: они включали события социального характера, изменения в межличностных отношениях, события в жизни близких людей и т. д. В ряде случаев студенты упоминали события экзистенциального характера, такие как переживание одиночества, первый опыт свободы, проживание нового опыта и др. Оказалось, что именно у студентов, включавших в событийный ряд своей жизни наряду с другими и события экзистенциального содержания, наблюдались особенно сильные изменения показателей ценностно-смысловой сферы и личностной зрелости. У них отмечался существенный рост потребности в социальной компетентности, в автономности и независимости и др. В целом зафиксированные изменения отражали тенденцию «взросления», процесса становления зрелой личности: именно экзистенциальный опыт переживания событий жизни оказал влияние на усиление данной тенденции [Гришина, 2007]. Таким образом, взросление человека выводит его на уровень проживания экзистенциальной проблематики, а обретаемый им экзистенциальный опыт становится источником его личностных изменений.

Экзистенциальный опыт «вершинных переживаний» дает человеку ощущение высших смыслов своего существования.

Экзистенциальный, трансцендентный опыт получил отражение в психологической феноменологии в описании опыта «предельных», или «вершинных», переживаний, peak-experience. Он более всего известен по работам А. Маслоу, хотя еще у Э. Гуссерля встречается понятие жизненного переживания, относимое им к переживаниям, характеризуемым «наполненностью смыслом», когда человек, превосходя свою субъективность, входит в мир жизни и становится его частью. А. Маслоу рассматривал «пик-переживания» как некий «предельный опыт», опыт познания окружающего мира, доступный на высоких уровнях самоактуализации человека.

Собранные нами описания переживания этого опыта людьми разного возраста, жизненного опыта, рода деятельности и разной культурной принадлежности позволили выделить его универсальные характеристики.

(1)    Разрушение привычных характеристик ощущения себя в пространстве и времени. Обыденное сознание четко отделяет Я от не-Я, всего того, что находится за пределами, очерченными границами нашей телесности. В «пиковом опыте» эта пространственная граница разрушается, и возникает ощущение своего слияния с миром, прямого контакта с ним. Например, мужчина средних лет рассказывал о том дне, когда он выходил в море, управляя своей яхтой. Это — привычное для него и любимое им занятие, но «в тот день произошло что-то необычное»: «Не знаю — почему. Но просто в какой-то момент мне стало казаться, что это движение, ветер, брызги, море, солнце и я как будто одно целое. И я, и это море, и небо — единое целое». В рассказе другого человека говорилось: «У меня было чувство, что я сливаюсь с этим миром и никого больше нет, только я и этот мир».

Время как будто покидает эти мгновения. В описаниях «пикового опыта» указания на время, продолжительность опыта практически всегда отсутствуют. В единичных случаях встречается описание типа: «Я не знаю, сколько это продлилось — сколько времени прошло, минуты или может быть секунды». Если задать вопрос о длительности этого состояния, то он явно вызывает у человека замешательство, указывающее на то, что этот вопрос даже не приходил ему в голову, а попытки уточнить продолжительность данного опыта оказываются безуспешными — человек искренне затрудняется в оценке времени.

(2)    Интенсивность опыта, проявляющаяся в том, что он помнится долгое время, часто спустя годы, а то и десятилетия. Человек рассказывает об этих ситуациях с сильным эмоциональным чувством, заново переживая мгновения, яркие образы которых остались в его памяти («У меня как будто все перед глазами», «Я так все помню, как будто это было вчера»).

(3)    Переживаемый опыт описывается как уникальный, необычный, который трудно с чем-нибудь сравнить и трудно выразить словами. Чаще других упоминаются ощущение прекрасного и чувство какого-то глубокого смысла происходящего. Если считать, вслед за А. Маслоу, переживаемые человеком в эти мгновения экстатические чувства опытом познания, то это прежде всего понимание «высшего порядка», «открывание» для себя высших смыслов существования.

Значение опыта предельных переживаний — в ощущаемом контакте человека с бытием, дающем ему мгновенное и мощное чувство смысла его существования, «напоминающее» ему об этом, понимание «высшего порядка», «открывание» для себя высших смыслов существования, выражение чувства причастности человека бытию. Пик-переживания — это моменты нашей идентичности с бытием, подчеркивающие высший, подлинный смысл нашего существования.

Экзистенциальный опыт становится основанием, определяющим активность человека на разных уровнях жизнедеятельности.

Экзистенциальный опыт человека, концентрирующий его фундаментальное знание о мире жизни, конкретизируется в базовых имплицитных теориях, отражающих наиболее общие представления человека об окружающем мире, которые и становятся основой ценностно-смысловой регуляции его поведения.

Предметом исследования (выполненного М. Аллахвердовым под нашим руководством) была имплицитная теория доверия; при этом доверие понимается как общепсихологический феномен (в значении, предложенном еще Э. Эриксоном, — как базовое доверие к миру) и как одно из фундаментальных измерений, описывающих отношение человека к миру. В проведенных экспериментах было показано, что уровень доверия человека к миру обнаруживает себя при решении когнитивных задач разной степени сложности: от относительно простых задач (сенсомоторного типа) до решения задач, возникающих во взаимодействии с партнерами. Таким образом, показатели «доверия к миру», характеризующие имплицитную теорию доверия, сформированную человеком на основе его опыта, обнаруживают связь с особенностями его поведения в самых разных ситуациях, задавая фундаментальный стиль его отношений с миром.

Форматом описания экзистенциального опыта является человеческая жизнь.

Опыт человека «обслуживает» разные уровни его жизнедеятельности, от конкретных ситуаций до стратегий жизни и жизненных моделей, выступая опорой поведения и его регулятором. Экзистенциальный опыт «возвышается» до уровня общего сценария человеческой жизни, на котором он и «работает», задавая экзистенциальные аспекты жизненного сценария.

Экзистенциальный аспект жизненного сценария выражается прежде всего в осознавании человеком «авторства» собственной жизни как свободы и способности действовать. По результатам наших исследований, оценка человеком своей способности влиять на течение собственной жизни прямо связана с ее событийностью (количеством упоминаемых человеком событий своей жизни): способность человека фиксировать свой опыт в виде значимых событий своей жизни делает его «автором» собственной жизни.

Еще одна иллюстрация связана с характеристиками осмысленности собственной жизни: в наших исследованиях были получены данные о важнейшей роли фактора осмысления своей жизни как целостного процесса своего существования в переоценке прошлого опыта. Если человек воспринимает свою жизнь как целостный процесс, то он оценивает и свое прошлое в общем контексте жизни, в том числе и сегодняшней ситуации. Мы видим связь своего прошлого с настоящим и зачастую переоцениваем свое прошлое. То, что в прошлом воспринималось как неудача или жизненные трудности, сегодня оценивается как важный и позитивный опыт, позволивший нам сформировать необходимые навыки и жизненные умения. Тем самым он становится частью общего экзистенциального опыта. Новое видение своего прошлого преобразует прошлую перспективу жизненного пространства человека и тем самым изменяет его личную историю.

Экзистенциальный опыт имеет имплицитный характер, он способен актуализироваться и осознаваться только в экзистенциальных ситуациях.

Одной из фундаментальных особенностей экзистенциальных проблем можно считать то, что они не имеют разового решения, это вызовы, на которые мы должны находить соответствующие нашему уровню зрелости ответы. Экзистенциальные проблемы обостряются и требуют ответа в определенные моменты жизни человека, которые могут быть связаны с возрастом, кардинальными изменениями в жизненной ситуации или нарастающей потребностью в переменах и др. Не все аспекты экзистенциального опыта человека равнодоступны ему. Во многих жизненных описаниях спонтанно возникает экзистенциальная проблематика: наиболее выраженными, по нашим исследованиям, являются тема смысла жизни (поиска своего места в жизни) и тема утраты или смерти. Далее по частоте встречаемости следует тема переживания одиночества. Другие экзистенциальные темы — проблемы свободы и ответственности — осознаются сложнее.

Описанные особенности экзистенциального опыта иллюстрируют его фундаментальную роль в феноменологии жизненного мира человека.

Жизненный путь человека — это накопление жизненного и экзистенциального опыта. Жизненный опыт относится к опыту нашего повседневного существования. Усвоение правил поведения в разного рода социальных ситуациях обеспечивает формирование социальной компетентности как необходимого условия существования человека в окружающем мире. Это то, что в современной психологии называется «практический интеллект» — способность человека эффективно решать практические проблемы повседневной жизни.

Экзистенциальный опыт относится к взаимодействию человека с бытийными проблемами. Он может формироваться у человека по мере обретения им зрелости, переживания им экзистенциальных ситуаций и «больших вопросов» своего существования.

В. В. Знаков, занимающийся проблемами экзистенциального опыта, считает, что он состоит из трех компонентов: тезаурусного (знания), интенционального и этического [Знаков, 2009].

Знания, как компонент экзистенциального опыта, включают неявное (имплицитное) знание, которое мы, как правило, не можем вербализовать, но которое управляет нашим поведением, нашими убеждениями, отдельными мнениями или суждениями.

Главное, что, на наш взгляд, отличает знания экзистенциального опыта, — это то, что они относятся к картине мира, формирующейся у человека. Картина мира — это наши представления об окружающей действительности, которыми, явно или неявно, осознанно или неосознанно, мы руководствуемся в своем поведении. Они включают в себя знание о мире: как устроен этот мир — он справедлив или несправедлив, враждебен или доброжелателен, и т. д.; о людях (не конкретных знакомых из нашего окружения, но о людях вообще) — люди скорее добры или злы, им можно или нельзя доверять, они готовы помогать другим или думают только о себе и т. д.; о самом себе в этом мире.

Интенциональность экзистенциального опыта означает его направленность, избирательность. Наша картина мира избирательна, она включает личностно значимое для нас знание: хотя оно и содержит универсальные компоненты, упомянутые выше, но их «удельный вес», объем и содержание индивидуальны, и каждый человек обладает уникальной, своей собственной картиной мира. Эта избирательность проявляется не только в особенностях формирования картины мира, но и в нашей особой «чувствительности», «восприимчивости» к тем или иным аспектам взаимодействия с окружающим миром.

Из приведенного описания понятной становится и этическая составляющая экзистенциального опыта — он определяет фундаментальный свод правил и принципов, которыми мы руководствуемся в своем поведении. Выше мы приводили результаты исследования, в котором было показано, что присущее человеку базовое доверие или недоверие к окружающему миру проявляется на разных уровнях его взаимодействия с окружающим миром — от необходимости решения относительно простых задач до степени доверия в отношениях с другими людьми. Наш экзистенциальный опыт неизбежно «этичен», поскольку он отражает отношения человека с окружающим миром.

Ключевые слова: Экзистенциализм
Источник: Гришина Н. В., Введение в экзистенциальную психологию: учеб. пособие. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2015. — 120 с.
Материалы по теме
Экзистенциальные проблемы человека
Гришина Н. В., Введение в экзистенциальную психологию: учеб. пособие. — СПб.: Изд-во С.-...
Экзистенциальная мотивация
Гришина Н. В., Введение в экзистенциальную психологию: учеб. пособие. — СПб.: Изд-во С.-...
Экзистенциальная вина
Гришина Н. В., Введение в экзистенциальную психологию: учеб. пособие. — СПб.: Изд-во С.-...
Экзистенциальная философия о смысле человеческого существования
Н.В. Рябоконь. Философия УМК - Минск.: Изд-во МИУ, 2009
Экзистенциализм в философии
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 2: Неклассическая философия...
Принципы экзистенциализма
Соловьева С.Л., Психотерапия
Экзистенциальная философия К. Кьеркегора
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 2: Неклассическая философия...
Экзистенциальная психотерапия
Соловьева С.Л., Психотерапия
Оставить комментарий