Экзистенциальные проблемы человека

Основным предметом внимания в экзистенциальной психологии являются экзистенциальные проблемы человека, особенность которых — их содержание, их универсальный и фундаментальный характер. Экзистенциальные проблемы представляют собой вызовы, требующие постоянного ответа. Они выполняют важную функцию, побуждая человека уточнять и перепроверять свои жизненные цели и приоритеты. Экзистенциальный подход изменяет традиционные представления психологии о психологических проблемах человека.

Главный предмет как теоретического обсуждения, так и практической работы в экзистенциальной психологии — экзистенциальные проблемы человека.

Предметом практической работы психологов всегда были психологические проблемы человека. Для многих психологических направлений целью практической работы является такое решение психологических проблем, благодаря которому человек, «освобождаясь» от них, получает возможность более полного функционирования и развития.

Экзистенциальные проблемы, по сравнению с другими психологическими проблемами, переживаемыми человеком, имеют принципиально иную природу. Когда речь идет о традиционно понимаемых психологических проблемах человека, то чаще всего имеются в виду проблемы, связанные с теми или иными личностными особенностями, которые берут свое начало в его неблагоприятном индивидуальном опыте, нередко опыте детства. Этот опыт различен у разных людей, поэтому и возникающие на его основе проблемы могут быть очень разными — проблемы с самооценкой, общением, уверенностью в себе, трудностями принятия решений и т. д. Экзистенциальные проблемы проистекают из столкновения, «конфронтации», как говорят экзистенциальные психологи, человека с проблемами бытия.

И. Ялом, сравнивая между собой различные психодинамические подходы, отмечает, что любой психодинамический подход предполагает наличие глубинного конфликта. Базисная формула психоаналитического подхода выглядит следующим образом: Влечение ^ Тревога ^ Защитный механизм. Комментируя ее, Ялом пишет, что формула Фрейда начинается с «импульса»: «тревога является сигналом опасности: если инстинктивные импульсы свободно проявятся, организм окажется под угрозой», и поэтому «защитные механизмы ограничивают непосредственное удовлетворение влечения», позволяя ему выражаться только косвенно.

В экзистенциальном подходе формула приобретает иное содержание: Сознавание конечной данности ^ Тревога ^ Защитный механизм. Человек также реагирует защитами на возникающее чувство тревоги, но природа тревоги иная. Экзистенциальная динамика начинается с сознавания и страха от столкновения с конечными данностями существования: тревога становится ответом на страх смерти, пустоты, изоляции и бессмысленности. Ялом утверждает, что «экзистенциальный динамический конфликт порождается конфронтацией индивидуума с любым из этих жизненных фактов» [Ялом, 1999, с. 12]. Таким образом, экзистенциальный подход, по сравнению с психоаналитическим, наделяет внутреннюю динамику принципиально иным содержанием.

Еще одно важное отличие экзистенциальной динамики связано, по Ялому, с понятием глубины. Он напоминает, что в логике подхода Фрейда «самый глубокий конфликт — это самый ранний конфликт». Но «экзистенциальная динамика не порождается развитием», «с экзистенциальной точки зрения глубоко исследовать не значит исследовать прошлое; это значит отодвинуть повседневные заботы и глубоко размышлять о своей экзистенциальной ситуации» [Там же, с. 15]. Именно в этом смысле экзистенциальный подход определяется как фокусирующийся на базисных, фундаментальных проблемах человеческого существования. Ялом пишет прежде всего о проблемах экзистенциальной терапии, но его уточнения позволяют лучше понять и своеобразие экзистенциального подхода, и специфику экзистенциальных проблем.

Особенности экзистенциальных проблем

Особенности экзистенциальных проблем могут быть обозначены следующим образом. 

Важнейшей характеристикой экзистенциальных проблем является их содержание — о чем эти проблемы. Их принципиальное отличие от «обычных» психологических проблем связано с тем, что содержательно экзистенциальные проблемы проистекают из переживания человеком проблем бытия. М. М. Бахтин, отмечая экзистенциальную заостренность мысли героев Ф. Достоевского, пишет о «смысловых позициях по последним вопросам бытия» [Бахтин, 1994, с. 54]. Обычно экзистенциальные проблемы выводятся из базовых экзистенциалов. Самый известный отечественному читателю вариант — это формулировка экзистенциальных проблем как четырех первичных проблем человеческого существования в работе И. Ялома «Экзистенциальная психотерапия». Он обсуждает четыре «конечные данности», или жизненных факта, имеющих принципиальное значение для существования человека: (1) «Смерть» как «наиболее очевидная, наиболее легко осознаваемая конечность или данность». (2) «Свобода», которая «в экзистенциальном смысле» представляет собой «отсутствие внешней структуры», означающее, что «индивид несет полную ответственность за свой мир — иначе говоря, сам является его творцом». (3) «Экзистенциальная изоляция» как фундаментальный факт существования человека, поскольку «каждый из нас в одиночестве приходит в мир и в одиночестве должен его покидать». (4) «Бессмысленность» как необходимость решения человеком задачи поиска смысла индивидуального существования [Ялом, 1999]. Если проанализировать описание экзистенциалов в работах ведущих экзистенциально ориентированных авторов, то все они, более или менее, укладываются в эти категории проблем.

Обозначенные проблемы действительно относятся к первичным проблемам человеческого существования, или «последним вопросам бытия», по выражению Бахтина. Базовые экзистенциальные проблемы получают свое уникальное выражение в том, как они вплетаются в жизненный мир человека, как окрашивают его отношения с жизнью, какой способ поиска ответов на эти «жизненные вызовы» пробуждают. Экзистенциальные проблемы и экзистенциальные кризисы — это всегда кризисы существования человека. В качестве иллюстрации приведем рассуждения известного философа и публициста И. Берлина о мучительной внутренней проблеме Л. Толстого, «глубоком внутреннем конфликте между его опытом и системой его представлений, между его видением жизни и его же представлением о том, какой она должна быть, и каким должен быть он сам для того, чтобы подобное видение было физически переносимо; между непосредственно полученными данными, которых человек слишком честный и слишком умный отрицать не мог, и необходимостью толковать так, чтобы не прийти к детским нелепостям предшествующих доктрин» [Берлин, 2001, с. 219]. Он формулирует духовную проблему Толстого как «отчаянное противоречие между сведениями, почерпнутыми из опыта, от которых он не мог освободиться и за которыми, конечно, всю свою жизнь признавал первородное право на реальность, и глубоко метафизической убежденностью в существовании системы, в которую они должны укладываться, хочется им этого или нет; конфликт между инстинктивным суждением и теоретической убежденностью — между его дарованием и его мнениями — отражает конфликт между реальностью нравственной жизни, с присущими ей ответственностью, радостями, горестями, чувством вины и чувством успеха — все сплошь одни иллюзии — и законами, царящими надо всем, пусть даже нам доступна лишь ничтожно малая часть знания о них» [Там же, с. 225]. Внутренний конфликт Л. Толстого — это не просто когнитивная проблема противоречия между «реальным» и «идеальным» Я. Духовное содержание жизненного кризиса писателя очевидно. Возможно, наряду с базисными проблемами можно было бы выделить экзистенциальные проблемы «второго порядка», к которым можно отнести проблемы, имеющие экзистенциальное содержание и относящиеся, в частности, к внутренней согласованности экзистенциальных ответов на экзистенциальные вызовы, «вписыванию» человеком этих ответов в общую картину своей жизни и ее содержание.

Экзистенциальные проблемы имеют универсальный характер. Традиционные психологические проблемы, которые берут начало в неблагоприятном опыте человека, не просто по-разному проживаются разными людьми, но, естественно, могут различаться и содержательно.

Экзистенциальные проблемы, как уже неоднократно отмечалось, берут свое начало из конфронтации человека с проблемами бытия. Бытие как огромный мир, как единый жизненный процесс, в который мы все включены, едино для всех. Универсальный характер экзистенциальных проблем связан с тем, что они проистекают из особенностей нашего существования в мире, из нашей человеческой природы, а потому типичны, одинаковы для всех людей. Например, конечность нашей жизни и неизбежность смерти. Независимо от любых наших индивидуальных особенностей, культуры или времени, в котором мы живем, наша жизнь имеет свое завершение, что связано с нашей биологической природой. Однако для человека смерть — это не только (и даже не столько) биологический, но и психологический феномен. Человек — это единственное живое существо, знающее, что его жизнь конечна, и это придает проблеме смерти психологический характер: как мы живем и справляемся с осознанием своего неизбежного ухода из жизни.

Универсальность экзистенциальных проблем проявляется и в том, что они потенциально присутствуют в жизни каждого человека. Мы можем не раздумывать над смыслом жизни и не страдать от предстоящего ухода из жизни, но мы, как и все люди на земле, открыты этим проблемам, а значит, потенциально находимся перед необходимостью их решения.

Экзистенциальные проблемы имеют фундаментальный характер, связанный с их глубиной, о которой пишет Ялом. Они затрагивают самые сущностные вопросы человеческой жизни, а потому их решение оказывает несомненное (а иногда и критическое) влияние на психологическое благополучие человека, его жизнь и судьбу. Безусловно, любые существующие у нас психологические проблемы оказывают влияние на наше самочувствие, поведение, удовлетворенность жизненной ситуацией. Однако мы справляемся или миримся с этими проблемами, они могут иметь частный или ситуативный характер, мы научаемся их преодолевать или компенсировать свои слабые стороны сильными. Экзистенциальные проблемы — это проблемы другого формата, их конструктивное (или неконструктивное) решение имеет принципиальное значение для нашей жизни: наполненность нашей жизни смыслом или ощущение бессмысленности своего существования окрашивает всю жизнь человека, определяет его активность, жизненную мотивацию, отношения с близкими.

Фундаментальность экзистенциальных проблем означает также то, что они имеют базовый характер и лежат в основе других проблем: нерешенные человеком экзистенциальные проблемы могут проявляться, конкретизироваться в самых разных переживаемых им трудностях и жизненных ситуациях. Например, женщина, которая болезненно переживает появление собственной семьи у сына и, в сущности, противится его самостоятельной жизни, может иметь проблемы смыслового характера. Для нее сын — единственный близкий человек, единственный смысл жизни, и его уход лишает ее жизнь смысла. А может быть, она болезненно боится одиночества, и хотя ей искренне кажется, что дело просто в том, что избранница сына ему категорически не подходит, на самом деле присутствие сына заполняет пустоту ее жизни.

Особенностью экзистенциальных проблем является также то, что они не могут быть решены раз и навсегда. Психологическая проблема человека, даже сложная, может быть успешно решена, и человек к ней не возвращается. Экзистенциальные проблемы — это вызовы, которые требуют постоянного ответа. На разных возрастных этапах или под влиянием каких-то жизненных событий перед нами встают те или иные экзистенциальные проблемы. Например, в детстве ребенок узнает о смерти, испытывает страх, но маме удается его легко успокоить. Тема смерти «возвращается» в подростковом возрасте, в период становления ценностно-смысловой концепции человека: подросток часто «играет со смертью» в своем воображении, представляя себе, как будут горевать близкие и как наконец поймут, что были несправедливы к нему, если потеряют его, например, в случае какого-нибудь героического поступка. В зрелом возрасте люди сталкиваются со смертью, переживая потерю самых близких людей. А затем начинают уходить ровесники, и человеку предстоит подготовиться и к собственному уходу. На каждом жизненном этапе в силу каких-то событий или возрастных изменений мы должны находить соответствующие нашему уровню зрелости ответы. Другие экзистенциальные проблемы также не могут быть раз и навсегда решены; например, проблема смысла жизни — на разных жизненных этапах мы находим разные смыслы. Таким образом, экзистенциальные проблемы требуют постоянной работы человека.

Ключевые слова: Экзистенциализм
Источник: Гришина Н. В., Введение в экзистенциальную психологию: учеб. пособие. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2015. — 120 с.
Материалы по теме
Экзистенциальная психотерапия
Соловьева С.Л., Психотерапия
Философия М. Хайдеггера
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 2: Неклассическая философия...
Экзистенциальное направление в психологии
Слотин Т.В., Психология личности
Философия Карла Ясперса
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 2: Неклассическая философия...
Экзистенциальная психотерапия И. Ялома
Учебное пособие «Психотерапия» подготовлено сотрудниками Военно-медицинской академии им. С....
Философия Жан-Поль Сартра
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 2: Неклассическая философия...
Культура с позиций экзистенциализма
Культурология: учебник для вузов / В. М. Соловьев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва ;...
Философия Альбера Камю
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 2: Неклассическая философия...
Оставить комментарий