Экзистенциальная психология: предметное поле

Развитие современной цивилизации обостряет фундаментальные проблемы человеческого существования. Именно человеческое существование — изучение взаимоотношений человека с миром его жизни, его отношение к базовым проблемам существования, таким как смысл жизни, ее конечность и т. д., — становится фактическим предметом экзистенциальной психологии.

Первые определения экзистенциальной психологии, появившиеся в академических учебниках в начальный период ее становления, отличались сдержанностью и скорее формальным характером. Например, Г. Холл и Г. Линдсей указывают: «Экзистенциальную психологию можно определить как эмпирическую науку о человеческом существовании, использующую метод феноменологического анализа» [Холл, Линдсей, 1997, с. 310].

Экзистенциально ориентированные авторы дают более развернутые определения. Так, Якобсен отмечает, что, «используя философию как основание, экзистенциальная психология представляет собой совокупность концептов, теорий и эмпирического знания, описывающих, как человеческие существа взаимодействуют с большими вопросами жизни и как базовые условия управляют нашей жизнью и проявляются в наших повседневных жизненных ситуациях». Он предлагает следующее определение экзистенциальной психологии: «Экзистенциальная психология — область психологии, которая рассматривает отношение человеческого существа к наиболее сущностным человеческим дилеммам, так называемым большим вопросам жизни. Экзистенциальная психология скорее стремится к тому, чтобы уловить дух и чувство жизни, чем описывать жизнь в рамках системы логических и систематических категорий. Экзистенциальная психология также стремится включить в психологическое понимание базисные философские размышления, в то же время образуя основания для экзистенциальной терапии, консультирования и коучинга» [Jacobsen, 2007, p. 1].

Одна из первых попыток определения предметной области экзистенциальной психологии в отечественной литературе принадлежит Д. А. Леонтьеву. Анализируя ее философские, феномен оло-гические, онтологические основания, он считает, что экзистенциальная психология — это «психология взаимоотношений человека с жизненным миром, взятым как целое. Она исходит из признания наличия и принципиальной важности общих законов бытия человека в мире, познание которых необходимо для решения любых конкретных проблем» [Леонтьев, 2001, с. 5].

В. Н. Дружинин, автор одной из первых в отечественной литературе работ по экзистенциальной психологии, приводит несколько ее определений, позволяющих обозначить проблемное поле экзистенциальной психологии:

«Экзистенциальная психология — наука о том, как человеческая судьба зависит от отношения человека к жизни и смерти. Она призвана объяснить, почему жизнь человека складывается определенным образом, а не иначе».

«Экзистенциальная психология — наука о разнообразии и типологии человеческих жизней, ибо как все люди уникальны, равно уникальны их жизненные пути».

«Экзистенциальная психология — наука о человеческом сознании и субъективной реальности, которая есть отражение жизни в образе индивидуального жизненного пути» [Дружинин, 2000, с. 5-6].

Довольно часто экзистенциальная психология описывается через фундаментальные проблемы человеческого существования. Так, В. В. Знаков очерчивает предметное поле экзистенциальной психологии через формулировку глобальных проблем человеческого бытия: «жизнь и смерть человека; свобода и детерминизм; моральный выбор и ответственность; общение и одиночество; смысл и бессмысленность, абсурдность существования» [Знаков, 2001, с. 14]. Иногда выделяется какая-то, по мнению специалистов, центральная проблема. Например, Ю. В. Тихонравов определяет главный предмет экзистенциальной психологии как «смысл человеческой жизни, условия его обретения, изменения и утраты» [Ти-хонравов,1998, с. 6].

Таким образом, несмотря на различия в приведенных определениях, проблемное поле экзистенциальной психологии очерчивается довольно определенно.

Новизна и принципиальное отличие экзистенциальной психологии от других, в том числе и современных подходов психологии — в том, что предметом ее внимания становится существование человека, его жизнь в мире с ее вечными вопросами о смысле жизни, свободе и ответственности, о смерти и одиночестве, надежде и отчаянии. Как подчеркивает Р. Мэй, для экзистенциалистов «важны не отдельные психологические реакции, а скорее психологическое бытие человека существующего, который осуществляет свой опыт, то есть они используют психологическую терминологию в онтологическом смысле» [Мэй, 2004, с. 56].

Особенности экзистенциального направления в психологии становятся более очевидными при его сравнении с другими подходами. Наиболее часто это сравнение проводится с гуманистической психологией, в рамках которой (в том числе) зарождается новое направление.

Действительно, А. Маслоу, признанный лидер гуманистического движения, уже в работах 60-х годов начинает формулировать идеи, относящиеся к психологии бытия. В свою последнюю книгу, вышедшую в русском переводе под названием «Дальние пределы человеческой психики», он включает раздел «Заметки по психологии Бытия» (отмечая, однако, их незавершенный характер). В этом разделе он размещает наброски относительно «предмета, проблем, полномочий» психологии бытия. В его представлении эта область направлена на изучение целевых состояний человека, «окончательных состояний», «окончательных переживаний», ценностей совершенства, метамотивации человека. Маслоу формулирует задачи исследования постижения бытия, а также описания его характеристик. В пространство интересов психологии бытия включаются и «негативные» состояния, если они «могут способствовать постижению истины и реальности» [Маслоу, 1999, с. 139-143].

Для понимания сущности экзистенциального подхода несомненный интерес представляет и работа А. Маслоу под примечательным названием «Чему психология может научиться у экзистенциалистов» (глава в книге «По направлению к психологии бытия»; также публикована отдельной статьей в сборнике «Экзистенциальная психология»).

А. Маслоу подчеркивает два основных момента экзистенциального подхода, представляющих, по его мнению, особый интерес. Первый из них связан с понятием идентичности как сущностной характеристики человеческой природы, которое, как считает Маслоу, возможно, более других экзистенциальных понятий доступно эмпирической работе с ним. Второй акцент он делает на том, что данный подход «в большей мере идет от опытного знания, чем от системы понятий или абстрактных категорий. Экзистенциализм основывается на феноменологии, то есть использует личный, субъективный опыт как основу, на которой строятся абстрактные знания» [Маслоу, 2002, с. 22].

Далее в своих рассуждениях Маслоу останавливается на насущных проблемах психологической науки и практики в понимании человека. Природа человека двойственна — он одновременно актуален и потенциален, наделен «низшим» и «высшим» началом, но «ничто не может быть отброшено, только интегрировано». Мас-лоу пишет о «самости» человека, его ответственности, одиночестве и других экзистенциальных темах. Стоит процитировать еще одно его высказывание, касающееся принципиального момента экзистенциального подхода: «Для психологов чрезвычайно важно, что экзистенциалисты могут связать психологию с глубинной философией, которой сейчас недостает. Логический позитивизм был ошибкой, особенно для клинических психологов и персонологов. В любом случае основные философские проблемы должны быть снова открыты для обсуждения» [Там же, с. 23].

Как уже отмечалось, постепенное развитие идей гуманистической психологии приводит к серьезным расхождениям во взглядах ее представителей. В конце 80-х годов возникает дискуссия, начатая статьей Дж. Роуэна под знаковым названием «Две гуманистические психологии или одна?». В результате полемики о базовых идеях и методологических принципах изучения человека в рамках гуманистического подхода начинает выделяться экзистенциальное направление, которое, разделяя ряд общих представлений, предлагает другой взгляд на развитие и основные проблемы человека.

Д. А. Леонтьев в своей статье «Что такое экзистенциальная психология?» (одной из первых по данной проблематике, появившихся в России) указывает на следующие различия в подходах гуманистической и экзистенциальной психологии.

Основная идея гуманистической психологии, выраженная в работах ее основателей А. Маслоу и К. Роджерса, сводится к тому, что человеку присуща тенденция к самоактуализации как некая внутренняя сила, направляющая его в сторону развития, разворачивания его потенций и возможностей. Экзистенциальные психологи, например Р. Мэй, считают, что такой силы нет, а направление развития определяется выборами, которые делает человек. «Представители экзистенциального направления утверждают, что неправильный выбор, плохое осознание альтернатив, бегство от ответственности за свой выбор — это предпосылки “нездорового” развития, т. е. какой-то однозначно заданной направленности или сущности у человека нет» [Леонтьев, 1997а, с. 41]. Это различие, по мнению специалистов, является принципиальным: речь идет о наличии или отсутствии у человека заданной природы, предза-данности в его развитии. Аналогичную позицию можно найти и у философов: «Никакой предзаданной “человеческой природы” нет. Каждый из нас есть то, чем он может стать в процессе активного и осмысленного проживания своей жизни» [Гуревич, 2009, с. 4].

Позиция экзистенциалистов отражает фундаментальные для них идеи свободы и «самотворения» человека. Одно из самых известных экзистенциальных высказываний — «Существование предшествует сущности» (Сартр) — отражает именно эту позицию: человек своими выборами определяет свое существование и тем самым, через свое существование, определяет самого себя. Наше существование определяет нашу сущность. (Соотношение существования и сущности — экзистенции и эссенции — имеет и другие интерпретации в философии [см., напр.: Шумский, 2010].)

Таким образом, психологи экзистенциального направления считают, что развитие человека определяется его выбором (а не разворачиванием уже заложенного в человеке потенциала), человек творит самого себя, и важнейшим условием его развития является диалог с миром (поэтому человек должен изучаться в контексте, во взаимодействии с окружающим миром).

Отсюда логично вытекает и следующее расхождение в подходах гуманистических и экзистенциально ориентированных психологов, которое Леонтьев демонстрирует через обращение к понятиям «онтология изолированного индивида» и «онтология жизненного мира» (категории, введенные в отечественную психологию Ф. Е. Василюком). Личностно-центрированный подход Маслоу и Роджерса фактически имеет дело с «изолированным индивидом». Человек наделен определенным набором качеств, которые, как уже отмечалось, реализуются и раскрываются в процессе развития. Эта позиция не разделяется теми психологами, которые основываются на том, что человек находится в постоянном взаимодействии с окружающим миром, в частности экзистенциальными психологами (но не только ими, например, идея «жизненного пространства», объединяющего личность и окружающий мир, впервые высказана К. Левином). Альтернативной единицей анализа и понимания человека в этом мире становится «онтология жизненного мира».

В качестве еще одного значимого расхождения личностно-центрированного и экзистенциального подходов Леонтьев отмечает существующие между ними различия в понимании добра и зла, при этом он ссылается на дискуссию между такими корифеями психологической науки, как Р. Мэй и К. Роджерс. Последний, как уже отмечалось, считал, что природа человека изначально позитивна, а его деструктивные или негативные проявления обусловлены искажением его позитивной природы. С точки зрения экзистенциального подхода, который отстаивал Мэй, не существует никакой априорной предрасположенности человека к добру или злу. Все, в том числе и добро, и зло, определяется выборами, которые делает человек [Леонтьев, 1997а]. 

Якобсен следующим образом обозначает различия и сходства гуманистической и экзистенциальной психологии: «Гуманистическая психология:

  • фокусируется на человеческих потенциях и возможностях,
  •  подчеркивает позитивные измерения жизни,
  • применяет по преимуществу методы феноменологического исследования (изучение человеческой жизни изнутри).

Экзистенциальная психология:

  • фокусируется на сущностных жизненных дилеммах и больших вопросах жизни,
  • подчеркивает как позитивные, так и негативные измерения жизни,
  • применяет по преимуществу методы феноменологического исследования (изучение человеческой жизни изнутри)» [Jacobsen, 2007, р. 21].

Главные различия, по мнению Якобсена, таким образом, связаны с фокусом внимания к тому, что является предметом данной научной дисциплины.

Ключевые слова: Экзистенциализм, Психология
Источник: Гришина Н. В., Введение в экзистенциальную психологию: учеб. пособие. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2015. — 120 с.
Материалы по теме
Особенности экзистенциального подхода в психологии
Гришина Н. В., Введение в экзистенциальную психологию: учеб. пособие. — СПб.: Изд-во С.-...
Зачем нужна экзистенциальная психология
Гришина Н. В., Введение в экзистенциальную психологию: учеб. пособие. — СПб.: Изд-во С.-...
Понятия экзистенциальной психологии
Гришина Н. В., Введение в экзистенциальную психологию: учеб. пособие. — СПб.: Изд-во С.-...
Общая характеристика процессов развития психологического знания как эволюции взглядов человечества на мир
...
Методологические основы психологии
Ефимова Н.С., Основы общей психологии
Философия М. Хайдеггера
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 2: Неклассическая философия...
Понятие ситуации в психологии
Л.Ф. Бурлачук, Е.Ю. Коржова. Психология жизненных ситуаций
Эффективные методы борьбы со страхами
...
Оставить комментарий