Дисфункциональная семья

Признаки дисфункциональной семьи (приводятся по книге Джона Бредшоу "Семья". Bradshaw J., 1988)

  1. Отрицание проблем и поддержание иллюзий.
  2. Вакуум интимности.
  3. Замороженные правила и роли.
  4. Конфликтные взаимоотношения.
  5. Недифферениированность "Я" каждого члена ("Если мама сердится, то сердятся все").
  6. Границы личности либо смешаны, либо наглухо разделены невидимыми стенами.
  7. Все держат секрет семьи, все поддерживают фасад псевдоблагополучия.
  8. Склонность к полярности чувств и суждений.
  9. Закрытость системы.
  10. Абсолютизирование воли, контроля.

Воспитание в дисфункциональной семье подчиняется определенным правилам. Вот некоторые из них.

  1. Взрослые – хозяева ребенка.
  2. Лишь взрослые определяют, что правильно, что неправильно.
  3. Подразумевается, что ребенок отвечает за гнев взрослых.
  4. Родители держат эмоциональную дистанцию.
  5. Воля ребенка, расцениваемая как упрямство, должна быть сломлена и как можно скорее.

Если следовать этим правилам, то в семье образуются две группы людей – угнетатели (родители), наделенные властью и абсолютным контролем, и угнетаемые (дети).

Угнетаемые не имеют права голоса. В них ценится превыше всего послушание. Задавать вопросы о том, почему надо слушаться всех взрослых, было бы нарушением привил семьи, посягательством на святость власти родителей.

Пристрастие к власти, силе и насилию составляет болезненную (аддиктивную) характеристику дисфункциональной семьи. Насилие само по себе есть пристрастие (аддикция). Дети, перенесшие физическое или сексуальное насилие, выучили урок беспомощности. Рана психической травмы будет давать знать о себе всю жизнь. У таких детей может развиться пристрастие к виктимизаиии. Это болезненное неосознанное стремление попадать в положение жертвы. Они готовы стать рабами (См. вышеописанные типы "Избиваемая жена", "Жена-угодница").

Чтобы выжить и чувствовать себя в безопасности, ребенок до подросткового возраста верит, что родители хорошие, все правила и предписания родителей заглатывает без критики. Ничто не могло бы разубедить ребенка и том, что родители хорошие.

Правила дисфункциональной семьи Клаудиа Блэк в своей книге "Это никогда со мной не случится" (Black С., 1981) сформулировала предельно кратко. Это правило трех "не":

  • не говори,
  • не чувствуй,
  • не доверяй.

Дети научаются защищать себя в подобных семьях с помощью встроенных в нас механизмов психологической зашиты (защита Эго). Дети подавляют свои чувства, отрицают то, что происходит, проецируют гнев и ненависть на предметы или на друзей. Создают иллюзию любви и привязанности. Дети идеализируют и минимизируют, затуманивают свои чувства и сознание. И в конце концов могут вообще ничего не чувствовать.

Эти же механизмы защиты интенсивно работают у взрослых зависимых и созависимых лиц.

Ключевые слова: Семья
Источник: Москаленко В.Д. Зависимость. Cемейная болезнь
Материалы по теме
Кризисные периоды брака
Монина Г.Б., Психология семьи
Семейные роли, их распределение
Целуйко В.М. Психология современной семьи. – М.: ГИЦ «ВЛАДОС», 2004
Роль отцовской ласки в воспитании ребенка
Ильин Е. П., Психология любви. — СПб.: Питер, 2013. — 336 с.: ил.
Психология взаимоотношений родителей и детей
Челдышова Н.Б., Шпаргалка по социальной психологии
Основные факторы семейных затруднений, типы неблагополучных семей
Психолого-педагогические технологии работы с детьми и семьями «группы риска» : учебно-...
Конфликты родителей и детей
Анцупов А.Я., Конфликтология
Детская проституция и сексуальная эксплуатация: феноменология и профилактика
Психолого-педагогические технологии работы с детьми и семьями «группы риска» : учебно-...
Родители как воспитатели
Иванов А.В., Теория и практика воспитания в России и за рубежом
Оставить комментарий