ДИФФУЗИОНИЗМ (от лат. diffusion - распространение). Это направление культурной антропологии возникло в XIX веке в Германии и Австрии. Центральным понятием теории является культурная диффузия - это процесс распространения какой-либо культуры и её отдельных форм из одного региона по направлению, где этими формами не владели, но они оказываются уже востребованными. Это направление, в котором процесс исторического развития рассматривается как эстафета культурных достижений, передаваемых от одного общества другому. Представители диффузионизма проповедовали идею единократного возникновения культурных новаций в определенных географических регионах. Механизм культурной диффузии - это войны, миграция, ассимиляция, торговый обмен, миссионерская деятельность, колонизация. Диффузионные процессы связаны с обменом продуктов, товаров, технологий, идей между племенами, народами, государствами, цивилизациями, континентами - это проникновение инноваций в регионы, где по объективным причинам они сами появиться не могли. В качестве примера можно обратиться к реформам Петра I и идеям революции 1917 г., которые в большей степени были диффузионными заимствованиями с Запада. Контакты между первобытными племенами были случайными и конфликтными, поэтому диффузионные процессы занимали тысячелетия. Наивысшая точка диффузионных процессов приходится на период эллинизма, затем ренессанса (характеризуется многочисленными географическими открытиями), капитализма (торговые обмены и колониальные завоевания). Современный период развития культуры характеризуется не только диффузионными процессами, но и насильственным навязыванием образцов культуры развитых стран менее развитым. В диффузионизме выделяют несколько научных школ: историко-географическое направление (Э. Норденшельд); культурно-историческое (Ф. Гребнер, В. Шмидт); антропогеографическое (Л. Фробениус); теория культурных ареалов (Э. Сепир, М. Херсковиц); геополитическая школа «гипердиффузионизма» (Г. Эллиот-Смит, У. Риверс)26. Основные теоретико-методологические положения диффузионизма следующие: цель науки -изучение процессов культурной диффузии как основного фактора социокультурной динамики; культура возникла в определенных культурных ареалах и затем распространилась на другие географические регионы. Существуют три типа диффузионистских теорий:
- Инвазионистская. В рамках данной теории основным фактором культурной диффузии являются конфликты, которые приводят к аккультурации или ассимиляции.
- Теория культурного центра. В рамках данной теории доминирует положение о том, что в определенные периоды существовали культуры, которые служили источником инноваций для остальных культур. Например, В. Шмидт единый центр развития культуры видел в культуре пигмеев; согласно Г. Эллиот-Смиту и У. Риверсу - источником инноваций служил Древний Египет; Ф. Делич и Г. Винклер полагали, что единый центр происхождения цивилизаций принадлежит древней вавилонской культуре.
- Теория культурных кругов. Согласно теории Ф. Гребнера и Л. Фробениуса сочетание ряда признаков в определенном географическом регионе позволяет выделить культурные ареалы или культурные круги, которые являются искусственным понятием. Эти культурные ареалы не развиваются во времени, а только взаимодействуют с другими кругами в географическом пространстве. При перенесении культуры из одного ареала или круга в другой и их взаимодействия могут возникнуть другие культуры. Т.е. элементы одного культурного круга накладываются путем диффузии на элементы другого культурного круга.
Во второй половине XX века норвежский путешественник Тур Хейердал, в подтверждение диффузионистских теорий, осуществил путешествие на плоту через Тихий Океан, чтобы доказать возможность трансокеанских путешествий. В команде Тура Хейердала был советский врач, путешественник Юрий Сенкевич, который описал это интереснейшее путешествие в книге «На «Ра» через Атлантику».
Диффузионизм способствовал формированию теории межкультурных контактов. Культурная диффузия всегда играла значимую роль в культурных процессах, но это не отменяет столь же значимой роли эволюционных процессов.