Детский адаптированный вариант методики Векслера

П. Векслер определяет интеллект как обобщенную, глобальную способность индивида к целесообразному поведению, рациональному мышлению и эффективному взаимодействию с окружающим миром. Адаптированная к условиям нашей страны Векслеровская шкала интеллекта для детей WISC предназначена для изучения интеллектуального развития детей от 5 до 16 лет и состоит из 12 (6 вербальных и 6 невербальных) субтестов. Она используется для тестирования здоровых и больных детей, особенно для детей с разной степенью умственной отсталости.

I субтест — «Общая осведомленность» — направлен на изучение кругозора ребенка, запаса имеющихся у него самых общих сведений об окружающей действительности.

II субтест — «Понятливость» — состоит как бы из двух частей. Первые пять вопросов направлены на изучение способности ребенка к самостоятельному принятию решений. Ребенку предлагается ситуация, в которой он должен что-то предпринять, проявив собственную инициативу. Вопросы второй части направлены на изучение уровня знаний ребенком социальных норм и требований, его умения анализировать явления, вскрывать причины, лежащие в основе социальных норм и правил.

III субтест — «Арифметический» — направлен на изучение способности ребенка выполнять арифметические действия в уме, способности к устному счету, а также умения быстро ориентироваться в условиях задачи и находить правильное решение. Данный субтест имеет временные лимиты и проводится с использованием секундомера.

IV субтест — «Аналогии-сходство» — направлен на исследование способности ребенка к обобщению понятий, выделению наиболее существенных их признаков.

V субтест — «Словарь» — анализирует словарный запас ребенка. Отвечая на вопрос, ребенок должен объяснить, что означает то или иное слово, то есть дать определение понятия доступными ему средствами.

VI субтест — «Повторение цифр» — направлен на изучение кратковременной и оперативной памяти и требует достаточной степени концентрации произвольного внимания. Трудности при повторении цифр в обратном порядке могут указывать на пространственно-перцептивные нарушения.

Первые шесть субтестов составляют вербальную часть методики. Предварительные оценки через специальную шкалу переводятся в шкальные. Окончательная оценка субтеста зависит от возраста ребенка. Согласно требованиям теста, чем старше ребенок, тем больше заданий он должен выполнить. Задания внутри каждого субтеста возрастают по степени сложности, с учетом возрастных нормативов. На основании интегральной оценки за все шесть первых субтестов вычисляется вербальный интеллектуальный показатель (ВИП).

VII субтест — «Недостающие детали» — направлен на изучение наблюдательности ребенка, его зрительно-перцептивной памяти, а также умения выделять существенные признаки путем зрительного анализа. Субтест состоит из картинок, на которых изображены предметы с недорисованными деталями и частями. Ребенок должен указать, чего не хватает на данной картинке, причем ему не обязательно называть недостающую деталь, достаточно указать лишь ее место на рисунке. Субтест имеет временные лимиты (как и все остальные субтесты этой серии) и проводится с секундомером (рис. 13).
 


VIII субтест — «Последовательные картинки» — исследует способность детей устанавливать последовательность событий на основе анализа причинноследственных связей. Ребенок должен как можно быстрее разложить представленные в случайном порядке картинки так, чтобы у него получился психогически связанный рассказ. Оценивается правильность установленной последовательности и время выполнения задания. Составление устного рассказа не требуется.

IX субтест — «Составление фигур из кубиков», или «Кубики Кооса» — направлен на изучение конструктивного мышления ребенка, его способности к анализу и синтезу на предметном уровне. Испытуемый должен составлять определенные узоры из кубиков, соответствующие нарисованным на карточках образцам. Здесь важным является умение перенести элементы восприятия в элементы конструкции. Правильное выполнение первых трех заданий при необходимости демонстрируется испытуемым на кубиках. Оценка зависит от правильности составления узора и времени выполнения задания.

X субтест — «Складывание объектов» — изучает способность к синтезу на предметном уровне, умение составлять целое из отдельных частей, конструктивное мышление. Испытуемый должен из отдельных деталей сложить целую фигуру. Независимо от успешности выполнения, ему даются все задания.

XI субтест — «Кодирование» — исследует способность к распределению внимания, уровень работоспособности. Он представляет собой вариант корректурной пробы и имеет две формы — для детей моложе 8 лет и старше 8 лет.

XII субтест — «Лабиринт» — направлен на изучение зрительно-моторной координации, способности ребенка ориентироваться в пространстве.

Вторые шесть субтестов составляют невербальную часть методики. Предварительные оценки через возрастную шкалу переводятся в шкальные и на основе интегральной оценки за данные шесть субтестов вычисляется невербальный интеллектуальный показатель (НИП).

На основе интегральной оценки за все 12 субтестов вычисляется общий интеллектуальный показатель (ОИП).

Таким образом, в результате исследования получается 15 показателей: ВИП, НИП, ОИП и 12 показателей по каждому субтесту. Кроме того, строится и интерпретируется «профиль интеллекта», который служит как вспомогательное средство психиатрического диагноза, поскольку повреждения мозга, психические и эмоциональные нарушения могут задевать одни интеллектуальные функции больше, чем другие.

Ключевые слова: Методики
Источник: Эйдемиллер Э.Г., Детская психиатрия
Материалы по теме
Методы нейропсихологической диагностики
Нейропсихология: учебник для вузов / М.Е. Баулина. — М.: Издательство ВЛАДОС, 2018. — 391 с...
Опросник «Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях»
Е. П. Ильин: Психология взрослости, 2012
Биологическая терапия психических расстройств
Психиатрия: Учебник - Под редакцией В. К. Шамрея, А. А. Марченко: Санкт-Петербург, СпецЛит...
Методы и направления социальной антропологии
Белик А.А., Культурная (социальная) антропология
Методы работы с одаренными детьми
Ридецкая О.Г., Психология одаренности
Тест умственного развития младших школьников (ТУРМШ)
Акимова М.К., Диагностика умственного развития детей
Тест умственного развития младших подростков (ТУРП)
Акимова М.К., Диагностика умственного развития детей
Методика клинической беседа с пациентом в нейропсихологии
Нейропсихология: учебник для вузов / М.Е. Баулина. — М.: Издательство ВЛАДОС, 2018. — 391 с...
Оставить комментарий