Деградация государства по Платону

Платон (427-347 гг. до н. э.) в диалогах «Государство» и «Законы» создал учение об идеальном государственном строе, исходя из своей философской концепции, которая вечным, неизменным признает мир идей. Платон идеальное государство видит как раз и навсегда данную идею справедливости. Социальная структура идеального общества по Платону должна вытекать из природы человеческой души. Разумному началу души должно соответствовать сословие правителей (философов), яростному началу — сословие воинов и вожделеющему началу — сословие земледельцев и ремесленников. Очевидно, каждое сословие имеет строго определенные функции. Философы и воины управляют государством и охраняют его. Для сплочения этих высших сословий устанавливается общность имущества и быта. Денег, собственности у философов и воинов нет, а все необходимое они получают от ремесленников и землевладельцев, общественная функция которых заключается в обеспечении среднего достатка всех членов общества. Государство при этом ограничивает наиболее активных, чтобы ОНИ не выделялись своим богатством над остальными. Самовольный переход из одного сословия в другое считается преступлением.

«Заниматься своим делом и не вмешиваться в чужие — это и есть справедливость».

Безусловно, Платон отталкивался от окружающей реальности, из которой он берет идею коллегиального руководства и участия граждан в управлении полисом. Но в его учении еще сильно чувствуется влияние политических идей Древнего Востока: сословное деление, ограничение экономической инициативы, отсутствие прогресса. Такое государство будет искусственно сдерживать развитие общества (в этом и состоит цель Платона). В угоду политической стабильности навечно закрепляется общественное неравенство, а это и есть главный источник социального возмущения.

Несмотря на то, что Платон был сторонником постоянного, неизменного государственного устройства, он не мог не видеть в реальной политической жизни постоянную смену форм государства в многочисленных греческих полисах и соседних странах. Такую смену он понимал как деградацию идеальной формы государства — аристократии, и все другие формы, отличные от нее, называл извращенными.

Деградация государства по Платону выглядит следующим образом: вырождение, ослабление аристократии (власти лучших, мудрых людей) ведет к господству силы. Власть захватывают воины, которые лучшим качеством человека считают честь (тиме). Они закрепощают свободных ремесленников и землевладельцев. Образуется так называемая тнмократия, которая ведет постоянные войны с соседями. Темократия допускает частную собственность и скопление богатства. Образуется кучка богачей (олигархов), которые, в конце концов, захватывают политическую власть и для удержания ее вводят имущественный ценз, основная масса народа отстраняется от участия в государственном управлении и выражает свое недовольство в вечной вражде с олигархами. Олигархия будет постоянно воевать сама с собой. С победой беднейших слоев устанавливается демократия. Государственные должности замещаются уже не лучшими людьми, а по жребию. Свобода бьет через край, царит своеволие и безначалие. Наконец, устанавливается тирания — сильная и жестокая единоличная власть тирана, который обещает навести порядок. Такая власть держится на насилии и вероломстве и, по мнению Платона, является худшей формой государственного устройства, ибо при ней рушится нравственность.

Ключевые слова: Государство, Платон
Источник: Исаев Б.А. - Политология в схемах и комментариях (Учебное пособие) - 2009
Материалы по теме
Идеальное государство Платона
Политология в вопросах и ответах: учебное пособие / А. А. Горелов. — М.: Эксмо, 2009. — 256...
Зарождение национальных государств в Средневековье
История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков...
Понятие и значение государственного и муниципального кредита
Бюджетное право России : учебник для бакалавриата и магистратуры / Ю. А. Крохина. — 4-е изд...
Структура государственного аппарата
Теория государства и права - Учебник (под ред. М.Н. Марченко)
Генезис и природа публичной власти и государственного управления
Государственная политика и управление. Учебник. В 2 ч. Часть I. Концепции и проблемы...
Основные формы и методы осуществления функций государства
Государствоведение: Учебник. - 2-е изд., испр и доп - М • Юристъ, 2000
Государство как основа российской экономики
Липсиц И.В., Экономика
Защита прав и свобод человека как одна из главнейших функций государства
Государственная политика и управление. Учебник. В 2 ч. Часть I. Концепции и проблемы...
Оставить комментарий