Что такое журналистика?

Журналистика (от фр. journal – дневник, jour – день; восходит к лат. diurna – ежедневный) – одно из важнейших социальных явлений современной жизни, вид массово-информационной деятельности, обеспечивающей бесперебойное взаимодействие между личностью, группой людей и обществом в целом, а также между различными общественными сферами и даже между поколениями. Процесс журналистской деятельности состоит из сбора, обработки, хранения и периодического распространения актуальной общественно-значимой информации.

Синонимы к слову “журналистика” – словосочетания “средства массовой коммуникации” (СМК) и “средства массовой информации” (СМИ).

Действительно, работа журналиста есть акт опосредованного общения с читателями, радиослушателями, телезрителями. Это коммуникативный (от лат. communicatiо – делаю общим, связываю, общаюсь) акт, который в самом простом виде состоит из трех компонентов:

Для того чтобы понять сущность того или иного средства массовой коммуникации, надо ответить, по крайней мере, на следующие вопросы: кто? кому? каким образом? что передает? А для полноты картины хорошо бы знать: насколько результативен данный коммуникативный акт?

Что касается самого распространенного, наиболее часто употребляемого термина “средства массовой информации”, то здесь следует договориться о понимании каждого определяющего слова. “Массовый” – это сколько? Вкючающийл сотни, тысячи, миллионы потребителей информации? И то, и другое, и третье – в зависимости от средства (канала передачи) информации. Для общенациональной телевизионной программы в крупном государстве – это миллионы телезрителей. Для солидной газеты – десятки и сотни тысяч читателей. В любом случае, речь идет не об индивидуальном (как правило, личностном) распространении информации, но о публичном, общественном акте, рассчитанном на массу людей (как бы количественно ни менялась эта “масса”).

Термин “информация” (от лат. informatio – разъяснение, изложение) имеет множество толкований. С одной стороны, это общефилософское понятие, характеризующее способность живой и мертвой природы к отражению (“теория отражения”). С другой – после создания Н. Винером теории информации этот термин стал основой кибернетики и в век всеобщей компьютеризации завоевал собственную, весьма обширную нишу. Для журналистов, в свою очередь, информация – объект их работы: они собирают, обрабатывают, распространяют не любую, но (обратите внимание на определение журналистики в самом начале главы) актуальную, общественно значимую информацию.

Журналистская информация имеет характерные особенности.

Во-первых, это, как правило, новость. Поиск нового во всех сферах общественной жизни – в политике, экономике, науке, культуре, спорте – главное для журналиста. Впрочем, журналистика не замыкается в социальной тематике, хотя и отдает ей предпочтение. Малоизученные явления природы, открытия на земле, в небесах, в Мировом океане и космосе, в макромире и микромире, в поведении людей и животных – безграничный духовный и материальный мир, нас окружающий, ежечасно преподносит множество сюрпризов, которые журналисты должны зафиксировать и сообщить о них своей аудитории.

Во-вторых, журналистская информация должна быть оригинальной. Когда пресса изо дня в день твердит одно и то же, аудитория утрачивает интерес и к информации, и к ее источнику. Общественная значимость делает информацию интересной, причем в достаточно значительной части аудитории.

В-третьих, журналистская информация должна быть полезной. К сожалению, нередко работники СМИ в погоне за сенсационностью забывают об этом. Хрестоматийный пример: собака укусила человека – это не сенсация; сенсация – если человек укусил собаку. Однако во второй части данного парадокса речь идет о клиническом случае, представляющем интерес разве для психиатров; общество же в целом вряд ли извлечет сколько-нибудь полезную информацию из такого сообщения. Разумеется, пресса имеет право на занимательную информацию, но это маргинальные (находящиеся в стороне от основного содержания, на обочине, буквально – на полях печатного издания) новости. Не случайно, материалы такого рода публикуются обычно под рубриками “В конце номера”, “Заметки на полях”, “Забавная смесь” и т.д.

Таким образом, предметом журналистской деятельности является реальная действительность во всем ее многообразии. Журналист выступает субъектом, а массовая аудитория становится объектом, на который направлена деятельность журналиста. Понятно, что речь здесь идет об опосредованном воздействии. На аудиторию оказывают влияние различные журналистские произведения – заметки, репортажи, радио- и телепрограммы, фильмы, – являющиеся конечным результатом журналистского труда.

Распространяются эти произведения при помощи разнообразных каналов информации: газет, радиостанций, телестудий. Каждый из этих каналов обладает достаточно сложной материально-технической базой: типографиями, электронной техникой от компьютеров до спутников связи. Разумеется, каждое средство массовой информации – большой коллектив, требующий особой организации работы, умелого управления, руководства. Условно назовем реально существующий многосложный механизм организации деятельности, управления средствами массовой информации распространенным в теории журналистики термином “издатель”. В этом случае графическая схема взаимосвязей в системе СМИ будет выглядеть так:

Как видим, журналист черпает информацию из реальной действительности, которая в той же мере доступна и его руководству (издателю), и аудитории (потребителю информации). Стало быть, содержание журналистских произведений легко подвергается проверке и теми, и другими. В то же время аудитория влияет на журналиста уже тем, что он создает свои произведения в расчете на тех или иных читателей, слушателей, зрителей. Писатель может работать “в стол” – в надежде на понимание потомков. Журналистское произведение, не нашедшее выхода к аудитории, мертво. Его, словно, и нет.

Хотя и мнение издателя, и тем более аудитории принципиально важны для журналиста, тем не менее никто и ничто не ограничивает (не должно ограничивать) свободы журналистского творчества – и это хорошо видно на нашей схеме, где журналистское произведение “зависит” только от самого журналиста. Впрочем, понятие свободы журналистского творчества слишком сложно и требует отдельного разговора.

Созданное журналистом произведение передается в СМИ и по соответствующему каналу доводится до аудитории: публикуется в газете или журнале, транслируется по радио или телевидению. Так же, как СМИ лишается своего смысла без труда журналистов (скажем, бессмысленны микрофоны и видеокамеры, студийные павильоны и режиссерские пульты, телевышки и спутники связи, если им нечего передавать в эфир), так и работа журналиста немыслима без канала связи и массовой аудитории.

Таков в общих чертах механизм общественно-информационной деятельности.

Следовательно, журналистика – органичная составная часть современного общества, важный компонент социальной системы. Понятие “журналистика” раскрывается перед нами в целом ряде взаимосвязанных, обладающих специфическими особенностями, сторон и проявлений. Назовем шесть важнейших аспектов целостного явления.

Журналистика – это:

  1. система соответствующих идеологических учреждений – редакций газет, телерадиокомпаний, информационных агентств, пресс-служб министерств и ведомств и других подразделений, необходимых для функционирования СМИ (от рекламных агентств до отделов по распространению печати, издательств, технических телецентров, ретрансляторов, радиорелейных линий и т.д.);
  2. система видов деятельности по сбору, переработке и хранению информации, созданию и периодическому распространению журналистских произведений;
  3. совокупность профессий, требующихся для обеспечения полноценной деятельности системы СМИ (редакторы и корреспонденты, очеркисты и сценаристы, интервьюеры и шоумены – журналистским профессиям мы посвятим отдельную главу);
  4. система произведений, созданных для СМИ, опубликованных на страницах газет и журналов, включенных в радио- и телепрограммы. Это те самые репортажи и очерки, развлекательные шоу и проблемные видеофильмы, ставшие результатом творчества журналистов, – своеобразная “летопись современности”, документы эпохи, отражение времени. Сюда же относятся и невербальные результаты журналистского труда: макеты газетных полос, вещательные сетки, расписания передач ТВ и радио;
  5. комплекс каналов распространения информации: печать, радио, телевидение. Этот аспект отличается от первого: если первый аспект акцентирует внимание на редакционных коллективах, которыми осуществляется сбор и обработка информации, то данный аспект – о способах и средствах ее доставки массовой аудитории;
  6. совокупность учебных дисциплин, изучаемых будущими журналистами, а также разделы филологической, исторической и политологической наук, исследующих различные виды практической журналистики.

В заключение предлагаем еще одно определение разнообразному и многосложному предмету изучения данного курса:

Журналистика – это вид творческой деятельности человека, где основой профессии является постижение жизни, объективное освещение любых сторон реальной действительности, осмысление многообразия человеческого бытия, а также специфическая форма внеличностного общения. Журналистика отражает общественное сознание и формирует его, служит обществу и одновременно является инструментом социального управления. Именно вследствие этого СМИ называют четвертой властью (вслед за представительной, исполнительной и судебной). Являясь сложным диалектическим явлением современной жизни, журналистика – одно из важнейших орудий общественного прогресса, ибо без всестороннего развития журналистики невозможно развитие общества и человеческой цивилизации.

Ключевые слова: СМИ
Источник: Цвик В.Л. - Введение в журналистику. Учебное пособие - 2000
Материалы по теме
Содержание и форма журналистских произведений
Цвик В.Л. - Введение в журналистику. Учебное пособие - 2000
Журналистские профессии
Цвик В.Л. - Введение в журналистику. Учебное пособие - 2000
Организация работы СМИ в печати, на радио и телевидении
Цвик В.Л. - Введение в журналистику. Учебное пособие - 2000
Правовые и этические нормы работы журналиста
Цвик В.Л. - Введение в журналистику. Учебное пособие - 2000
Жанры прикладной журналистики
Колесниченко А.В. - Практическая журналистика. Учебное пособие - 2008
Как писать новости
Колесниченко А.В. - Практическая журналистика. Учебное пособие - 2008
Работа журналиста - методы и приемы
Колесниченко А.В. - Практическая журналистика. Учебное пособие - 2008
Карьера журналиста и психология журналистской работы
Колесниченко А.В. - Практическая журналистика. Учебное пособие - 2008
Комментарии
Аватар пользователя Ivan Padilla
Ivan Padilla

Я Иван Падилья, из Салезианского Политехнического Университета. Сама по себе работа журналистики состоит в том, чтобы открывать и исследовать темы, представляющие общественный интерес, противопоставляя их, синтезируя их, иерархируя их и публикуя. Спасибо, мне очень понравилась эта статья.

Оставить комментарий