Цели и задачи воспитания

Общепринятой целью в мировой теории и практике гуманистического воспитания был и остается идущий из глубины веков идеал личности, всесторонне и гармонично развитой. Эта цель-идеал дает статичную характеристику личности. Динамическая же ее характеристика связана с понятиями саморазвития и самореализации. Поэтому именно эти процессы определяют специфику цели современного воспитания: создание условий для саморазвития и самореализации личности в гармонии с самим собой и обществом.

И.Ф. Харламов считает, что «формирование всесторонне и гармонично развитой личности - основная цель современного воспитания». Мы уже говорили выше, что это скорее цель-идеал.

Задачи воспитания он видел в том, чтобы, воздействуя на интеллектуальную, эмоционально-чувственную, волевую, поведенческую сферы личности, придать их развитию конкретную направленность.

Целью воспитания сегодня является разностороннее развитие личности (умственное, физическое, социокультурное, духовное и нравственное, воспитание активности, самовоспитание и самоподдержка) и помощь в выборе пути, генетически заданному ребенку.

Цель гуманистического воспитания позволяет поставить адекватные ей задачи:

  • философско-мировоззренческая ориентация личности в понимании смысла жизни, своего места в мире, своей уникальности и ценности;
  • оказание помощи в построении личностных концепций, отражающих перспективы и пределы развития физических, духовных задатков и способностей, творческого потенциала, а также в осознании ответственности за жизнетворчество;
  • приобщение личности к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой и национальной культуры, и выработка своего отношения к ним;
  • раскрытие общечеловеческих норм гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, милосердия, сочувствия и др.) и культивирование интеллигентности как значимого личностного параметра;
  • развитие интеллектуально нравственной свободы личности, способности к адекватным самооценкам и оценкам, саморегуляции поведения и деятельности, мировоззренческой рефлексии;
  • возрождение традиций российской ментальности, чувства патриотизма в единстве этнических и общечеловеческих ценностей, воспитание уважения к законам страны и гражданским правам личности, стремления к сохранению и развитию престижа, славы и богатства отечества;
  • формирование отношения к труду как к социально и личностно значимой потребности и фактору, создающему материальные фонды страны и ее духовный потенциал, которые, в свою очередь, обеспечивают возможности личностного роста;
  • развитие валеологических установок и представлений о здоровом образе жизни.

Какого ребенка мы хотим воспитать? Каким мы хотим, чтобы он стал в жизни?

Конечно же - физически и психически здоровым, способным поддерживать свое тело и психику в хорошем состоянии (норма) в течение всей жизни; стремящимся к познанию мира и себя, творческую личность, способную реализовать свои интересы и способности в жизни, т.е. выполнить свое бытийное предназначение на Земле. Для этого ему надо освоить разные способности: коммуникативные, умственные (интеллектуальные и познавательные), организаторские, экологические, экономические, гендерные, семейные, эстетические, этические и др. Нравственной и духовно развитой личности, способной сопереживать, любить, творить добро, помогать нуждающимся.

Ребенку нужна помощь со стороны взрослого в освоении духовно-нравственных ценностей, развитии духовно-нравственных качеств и способностей, развитии волевых качеств, оптимизма, усердия. Однако этого недостаточно. Важно обеспечить ребенка способами самозащиты, самоподдержки, воспитать желание помогать другим. Это и есть воспитание в ребенке способности к саморазвитию и самосовершенствованию и помощи другим в этих процессах.

Ведущим педагогическим смыслом нового воспитания является «Жить и трудиться во имя Всеобщего Блага».

Сократ употреблял понятия добро, добродетель в широком значении блага, то есть высшего воплощения нравственного потенциала человека, морального совершенства, достигаемого выполнением высоких нравственных целей наилучшим способом. Для Сократа это означало жить в мире с самим собой, обладать чистой совестью и самоуважением. Идея Всеобщего Блага заключается в признании существования некоторого единственно верного положения вещей, наиболее благоприятного для всей Земли, к которому обязан стремиться каждый всеми возможными способами.

Это способ выживания и процветания человечества на нашей планете.

Это внутренняя желание и мотивация каждого жителя Земли установить справедливость и способствовать всеобщему процветанию, в нахождении, утверждении и действии равной для всех меры свободы и справедливости. В воспитании Стремление к Всеобщему Благу осуществляется в иерархической последовательности снизу вверх - благу семьи, друзей, школьного сообщества, социума, общества в объеме страны, ближайшего дружественного окружения, всей планеты, Космоса. Это формирование:

  • уважения к личности и интересам другого человека;
  • толерантных взаимоотношений, но не попустительских, нарушающих равноправие;
  • умения сочетать общественные и личные интересы, умения строить договорные отношения для реализации целей и интересов;
  • мировоззрения, основанного на осознании личной заинтересованности каждого человека, что успех в его жизнедеятельности зависит не только от него, но и успеха других, общества, планеты;
  • нравственных качеств (доброта, эмпатия, другодоминантность, социальная активность, оптимизм, усердия, воли, преданность, справедливость);
  • способности к сотрудничеству, сотворчеству, сочувствию.

Это признание Благом то, что обеспечивает духовное, социальное, психическое, физическое и материальное развитие личности и общества. В России движение к новому воспитанию осуществляется через социальное воспитание сообразное современной культуре.

Цель социального воспитания - способствовать социальному формированию и социальному развитию личности для осуществления самореализации в соответствии с ее индивидуальными особенностями и социокультурным своеобразием общества.

Задача педагога - помочь, поддержать, защитить ребенка, создать необходимые условия для обеспечения саморазвития и самосовершенствования. В этом и заключаются цели и задачи современного воспитания, построенных на гуманистических идеях, духовно-нравственных ценностях, демократических основах устройства жизнедеятельности ребенка.

Задачи социального воспитания в России:

  1. Оказание помощи ребенку в успешном и эффективном прохождении процесса социализации.
  2. Индивидуальная помощь личности в ее кризисной ситуации в семье, школе, когда необходимо восстановить здоровье, физическое, психическое и социальное состояние ребенка.
  3. Защита прав ребенка на достойную жизнь в обществе, его профессиональное самоопределение.
  4. Охрана здоровья ребенка, организация его социальной, физической, познавательной и творческой деятельности.
  5. Помощь детям и подросткам в принятии самостоятельных решений в организации своей жизни.

Результатом социального воспитания личности является воспитанность ребенка (подростка). Воспитанность это результат влияния не только воспитания, но и относительно направляемой и стихийной социализации. К. Д. Ушинский отмечал, что воспитанность - это образование в человеке такого характера, который противостоял бы напору всех случайностей жизни, спасал бы человека от их вредного, растлевающего влияния и давал бы ему возможность извлекать отовсюду только добрые результаты. Говоря о воспитанности Л.И. Новикова в статье «Воспитание как педагогическая категория» пишет о параметрах воспитанности: ориентация его на общечеловеческие ценности, гуманизм, интеллигентность, ответственность, креативность, чувство собственного достоинства и независимость, «самостроительство».

Результатом социального воспитания по развитию активности личности является психологическая устойчивость, в основе которой лежит оптимистическое мировоззрение. В условиях быстро изменяющихся социально-экономических, социально-политических и социально-психологических условий российского общества и мира, важнейшим направлением социального воспитания сегодня является воспитание жизненной активности, оптимистических и нравственных качеств личности.

В основе социального воспитания находится социально-педагогическая поддержка ребенка, осуществляемая не только для решения проблем ребенка, но и нацеливающая на продуктивное социальное развитие личности, способствующая самосовершенствованию человека и созидательному развитию общества.

Ключевые слова: Воспитание
Источник: Иванов А.В., Теория и практика воспитания в России и за рубежом
Материалы по теме
Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности
Сластенин В.А. — «Педагогика»
Сущность понятия «воспитание» и «развитие»
И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В....
Соотношение наследственности и воспитания
Вознюк А.В. Наследственность VS воспитание : монография. Житомир, 2020. - 102 с.
Методы обучения и воспитания
Борякова Н.Ю., Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии...
Воспитываем ребенка как всесторонне развитую личность
...
Процесс воспитания и формирование личности ребенка
Фоминова А.Н., Педагогическая психология
Содержание профессионального воспитания
Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений...
Сущность и основы функционирования детского коллектива
Сластенин В.А. — «Педагогика»
Оставить комментарий