Соотношение целей и мотивов в совместной деятельности еще сложнее, чем в индивидуальной. В условиях групповой деятельности мотив индивида, включенного в нее, так или иначе соотносится с мотивами других участников, и в силу этого он может измениться. В этих условиях раскрываются некоторые новые стороны в динамике индивидуальных мотивов. Сложность переплетений мотивов в групповой деятельности создает некоторые трудности в руководстве этой деятельностью.
Групповая деятельность, как и индивидуальная, предполагает планирование. Процесс планирования протекает по-разному в зависимости от функциональной организации группы, которая определяет меру участия в планировании каждого члена группы.
Существенным для организации групповой деятельности является согласование действий во времени по трем вариантам.
- Отдельные действия или ряд последовательных действий выполняют разные участники группы параллельно. Согласование осуществляется в основном в начале деятельности и может также проводиться по определенным этапам.
- Последовательное выполнение действий, когда результат действия одного участника становится отправной точкой действия другого. Здесь согласование требуется при каждом переходе.
- Выполнение одной операции одновременно несколькими людьми. Согласование действий в этом варианте должно осуществляться непрерывно в течение всего времени операции.
Общая цель определяет специфику задач каждого из участников совместной деятельности, а следовательно, и те конкретные действия, которые должен выполнить каждый. При этом отдельные действия всех участников выступают именно как составная часть совместной деятельности и могут быть поняты только в ее логике. При рассмотрении самого действия процесс трансформации цели в систему задач вообще не может быть раскрыт.
В изучении общей цели совместной деятельности особое значение обретает второй личностный аспект. Включаясь в совместную деятельность, люди могут иметь (и обычно имеют) разные цели: случаи их полного совпадения скорее исключение, чем правило.
Вопрос о том, как на этой основе формируется общая цель и как с ней соотносятся индивидуальные цели, является ключевым для психологического изучения совместной деятельности.
Было бы упрощением представить дело так, что каждая личность, включающаяся в совместную деятельность, имеет только одну-единственную цель. В процессе жизни у личности формируется определенная система целей, в которой одни цели занимают ведущее положение, другие — подчиненное. При этом их соотношение динамично. Иначе говоря, каждая личность характеризуется сложно структурированным и динамичным полем целей. Благодаря этому создается возможность согласования индивидуальных целей и формирования общей цели, которая требуется для организации конкретной совместной деятельности.
Когда речь идет об общей цели, то имеется в виду не только совпадение целей личностей, участвующих в совместной деятельности. Более важно, что она связана с потребностями группы, целостного образования. В этом смысле общая цель как бы стоит над целями отдельных личностей, являющихся членами этой группы; личностные цели выступают как производные от общей. Здесь возникает вопрос, как тот или иной участник совместной деятельности трансформирует общую цель в собственную, понимает свое участие в ее реализации, а также понимает и принимает цели и роли других участников.