Как прояснять слова и понятия взрослым и детям

Аватар пользователя Балыкин Александр
Психолог, Педагог · г. Москва
5 лет на сайте, рейтинг: 249

Однажды первоклашкам предложили на уроке чтения нарисовать иллюстрацию к стихотворению Пушкина:
«Бразды пушистые взрывая
Летит кибитка удалая.
Ямщик сидит на облучке
В тулупе теплом, в кушачке».
И вот, что нарисовали детишки.
 



 
Начнем с того, что самыми понятными словами этого четверостишья оказались "тулуп". Кибитка была изображена в виде летательного объекта. Почему? Ну, как же, русским ведь языком сказано - "Летит". Значит летательный аппарат. Причем у некоторых детей аппарат этот имел кубическую форму. Видимо из-за созвучия слов "кибитка" и "куб". И вот летит по небу эдакая ки(у)битка и что делает? Правильно - взрывает. Кого? Конечно же бразды пушистые. Что же такое бразды? Видимо если пушистые, следовательно, звери такие, которых зовут "бразды". Просто они инопланетные. Нечто среднее по внешнему виду между бобрами и дроздами. И вот вполне уже логичная картина получается - летит кубической формы серьезный такой космический летательный аппарат, из которого на бедных пушистых мутантов–браздов, сыплются градом снаряды и бомбы, разнося инопланетную живность в клочья. А рядом, неподалеку от этого безобразия сидит некая загадочная личность и спокойно так за всем этим геноцидом наблюдает. Это ямщик. Причем изображен он, сидя на обруче (облучек - обручок, почти совсем одно и то же), в кожухе и с лопатой в руках. Почему с лопатой? Ну, как же - он же ямщик, чем же еще ему ямы копать. Сидит он на обруче, значит, с лопатой, на краю огромной ямы, которую успел уже благополучно выкопать. Спросите, зачем выкопал? Понятно зачем - браздов хоронить! Логично? Логично!
 
Вот так и многие из взрослых – слышат звон, да не осознают за ним смысла. А все ведь просто, возьмите словарь русского языка и проясните те понятия, которыми вы общаетесь, или которые недавно услышали, но думаете, что их знаете.
 
Для этого существует шаблон прояснения понятий:

  1. Покажи (если есть такая возможность) реальный проясняемый предмет, действие, свойство или нарисуй рисунок ______ (проясняемого слова).
  2.  
  3. Проясни слово (понятие) по словарю во всех дефинициях (если нет возможности показать реально существующий предмет, действие или свойство, называемое проясняемым словом), начиная с подходящего по контексту.
  4. Посмотри в окружающей тебя сейчас обстановке: - что похоже на ______ (проясняемое слово)? - где ______ (проясняемое слово) можно применить в окружающей тебя обстановке? - как или из чего можно сделать ______ (проясняемое слово)?
  5. Что является противоположностью ______ (проясняемое слово)? Составь с ______ (проясняемое слово) и его противоположностью предложения, или покажи на предметах.
  6. Если бы это была __________ (старуха, ребенок, бизнесмен, …), как бы ты ей (ему) объяснил ______ (проясняемое слово)?
  7. Как бы __________ (старуха, ребенок, бизнесмен, …) тебе объяснил(а) ______ (проясняемое слово)?
  8. Какая функция ______ (проясняемое слово)? Найди в окружающей тебя обстановке сходство ______ (проясняемое слово) с чем-либо по его функции.
  9. Дай свое определение ______ (проясняемое слово). Теперь пусть напарник даст определение. Дай по-другому определение ______ (проясняемое слово), не повторяясь с первым своим определением.
  10. Составь предложения раскрыв значение ______ (проясняемое слово).
  11. Используй это слово в бытовой ситуации в общении с кем-нибудь.

 


-----
С уважением,
Балыкин Александр Иванович

Ключевые слова: не указаны
Оставить комментарий