Биологические основы личности и религиозность

Теория темперамента принадлежит древнему греческому врачу Гиппократу, использовалась впоследствии Галеном. Выделены четыре основных темперамента: сангвинистический, с характерными чертами бодрости и оптимизма; меланхолический, с тенденцией к печали и депрессии; холерический, с легко вызываемым гневом, и флегматичный, характеризуемый вялостью и апатией.

Д.М. Вульф проанализировал работы многих авторов, посвященных влиянию этих четырех темпераментов на религиозную сферу и обнаружил, что этот вопрос интересовал многих исследователей на протяжении нескольких столетий.

Он обнаружил, что в трактате шестнадцатого века «О четырех комбинациях» мистика Якоба Беме, который сам был довольно кротким и чутким человеком, безжалостно критиковались лица холерического типа как лицемерные, завистливые, гневные, насильственные и репрессивные.

Однако против этого одностороннего портрета, написанного Я. Беме, выступил священник - злейший враг Беме, который был холериком, но одновременно и правоверным христианином, и чьи яростные обвинения в ереси в конечном итоге принудили Я. Беме в страхе за свою жизнь бежать из страны.

В семнадцатом веке Роберт Бертон провел анализ религиозной меланхолии. Он был священником англиканской церкви и выступал против предрассудков «папистов», их идолопоклонства и суеверия, которые, по его мнению, являются продуктом религиозной меланхолии, чрезмерного поста, уединения и медитации. Лучшим средством сохранить здравый ум, по его мнению, является лечение, включающее лекарства, питание, купание, умеренные физические нагрузки, чтение, чистый воздух и поездки за границу. Все это «призвано исправить баланс четырех соков» или темперамент.

С другой стороны, с точки зрения Стивенсона, меланхоличный темперамент более, чем другие три, привносит благородство. По его мнению, им обладали пророки Библии: апостол Павел, крайне аскетический итальянский реформатор Джироламо Савонарола( 1452-1498), английский пуританский проповедник Джон Баньян (1628-1688). Но Стивенсон признается, что меланхолическая чувствительность способствует болезненному восприятию реальности.

Сильные и слабые стороны четырех темпераментов в отношении к религии изучали также Alexander Whyte (1895) и Ole Hallesby (1940). William James (1902) считал меланхолический тип более болезненным, а сангвинистический - более здоровым с точки зрения глубины духовной проницательности.

Христианская традиция, как утверждает George Сое (1900), уже давно стала психологически односторонней. Религиозные христианские гимны меланхоличны, в них мало проявлен сангвинический темперамент, делается акцент на женские чувства. George Сое считает, что христианская церковь приспособилась в первую очередь к женской природе, следовательно, непропорционально большое число женщин участвует в ней. По мнению G. Сое, религия должна быть ориентирована на все способности ума, а не относить качества святости только к лицам сентиментальных темпераментов.

О. Сое провел исследование соотношения религиозных переживаний и особенностей темперамента и предложил следующую таблицу.

Ключевые слова: Религия
Материалы по теме
Религия как социальный институт
Исаев Б.А., Социология. Краткий курс.: ООО «Питер Пресс»; Санкт-Петербург; 2007
Становление и развитие научных взглядов на возникновение религии
История религии. В 2 т. Т. 1 : учебник для бакалавров / под ред. И. Н. Яблокова. — 4-е изд...
Соотношение понятий «религия» и «культура»
Культурология : учебник / Т. Ю. Быстрова [и др.] ; под общ. ред. канд. ист. наук, доц. О. И...
Основные черты иудаизма
...
Основатель иудаизма
...
Понятие о душе в анимизме
...
Религиозные организации и поведение, функции религии
Исаев Б.А., Социология. Краткий курс.: ООО «Питер Пресс»; Санкт-Петербург; 2007
Первобытные верования и культы
История религии. В 2 т. Т. 1 : учебник для бакалавров / под ред. И. Н. Яблокова. — 4-е изд...
Оставить комментарий