Авторитетность лидера

Главная характеристика лидера - его авторитетность. Главная характеристика руководителя - снисходительность в отношении подчиненных. Снисходительный руководитель обязательно завоюет авторитет членов подопечной группы.

Лидер обладает эмоциональным ресурсом, который является отражением его авторитетности для большинства членов группы. Руководитель эмоциональным ресурсом не обладает, и ему необходимо время и способности, чтобы завоевать авторитет в группе.

«Авторитетность» является достаточно сильным мотивирующим фактором для членов группы. Настолько сильным, что члены группы часто не отдают себе отчета в тех действиях, которые им навязывает авторитетное лицо. Американский психолог, профессор Йельского университета США Стэнли Милграм на практике исследовал мотивационную силу авторитетности.

В 1963 году Милграм организовал эксперимент с целью определения влияния авторитетности на поведение испытуемых. Чтобы скрыть настоящие цели эксперимента для испытуемых, его назвали «эксперимент по тренировке памяти». Были приглашены студенты, которые поделились на две подгруппы: «учителя» и «учащиеся». «Учитель» предлагал «ученику» слова для запоминания, а при контроле ответа наказывал ученика электрическим током за нерадивость. Условия эксперимента были таковы, что «учитель» не знал об отсутствии электрического тока, а в качестве «ученика» был актер, который искусно корчился в ответ на замыкание электрической сети. Эксперимент проходил в два этапа: без авторитетного человека для «учителя», а также в его присутствии. Было обнаружено, что в присутствии авторитетного человека, как правило самого профессора С. Милграма, жестокость «учителя» увеличивалась до 450 вольт! Именно до этой цифры доходила стрелка прибора, показывающего напряжение электрической сети. Авторитетный человек, находящийся рядом с «учителем», иногда словами (а часто присутствием) заставлял усиливать наказание. Организаторы эксперимента были удивлены, что из 40 исполнителей роли «учитель» никто не отказался от своей роли и от возможности наказаний, продиктованных этой ролью.

Эксперимент по мотивационной силе авторитетности интересен также тем, что накануне профессор С. Милграм опросил студентов-психологов, а также опытных психиатров с целью прогнозировать оценки эксперимента. Первые указали, что до 300 вольт доведут напряжение тока 1-2 процента испытуемых; вторые (психиатры) предположили, что повысить напряжение электрического тока до планки в 300 вольт способен только 1 (один) человек из тысячи! (Милграм, 2000)

Исследователи попытались объяснить результаты эксперимента психологическими качествами испытуемых, например их агрессивностью или склонностью к садизму. Также изучался фактор «незнания “учителями” плохого физического здоровья “учеников”». Дальнейшие эксперименты подтвердили, что испытуемые были нормальны и имели достаточно устойчивую психику.

Эксперимент показал, что авторитетные люди могут оказывать очень сильное мотивирующее влияние на большую часть практически любой группы вне зависимости от сферы ее деятельности, половой и возрастной характеристик.

Причины следования испытуемых за авторитетом многие находят в их детстве. Известно, что повиновение старшим считается в детстве правильным, а неповиновение - неправильным. В детстве принято подчиняться старшим, родителям, а также сильному. Тенденция подчиняться исходит также из желания ребенка иметь защиту в лице старшего и, соответственно, авторитетного человека. Психологический механизм подчинения работает следующим образом: «Если я подчинюсь, то меня защитят», а также: «Поведение под принуждением является вынужденным и исходит не от меня, а от старшего человека», «За последствия моих действий отвечает тот, кто приказывает».

Также замечено, что нормы уступчивого поведения в ситуации авторитета диктуются социальной необходимостью. Так, например, важно следование приказам в армии и в полиции. Не лишней будет исполнительная дисциплина на производстве, а также в учебной деятельности студентов и учащихся.

Следует отметить, что слепое подчинение авторитету имеет больше негативных сторон, чем положительных. Уступчивый человек используется авторитетным лидером при наказании неугодных, при их психологической травле, а также при решении некоторых вопросов в угоду эгоистическим целям лидера (см. на эту тему информацию в теме «Моббинг и буллинг»).

Ключевые слова: Лидерство
Источник: Пырьев, Е. А., Психология малых групп : учебное пособие / Е. А. Пырьев. - Москва; Берлин : Директ-Медиа, 2019.
Материалы по теме
Общие представления о лидерстве
Евтихов О.В., Развитие лидерского потенциала руководителя
Руководитель и лидер
Веснин В. Р. Менеджмент: учеб. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект,...
Три теории лидерства
Обозов Н.Н., Возрастная психология
Типы политических лидеров
Политология в вопросах и ответах: учебное пособие / А. А. Горелов. — М.: Эксмо, 2009. — 256...
Специфика организационного лидерства
Евтихов О.В., Развитие лидерского потенциала руководителя
Концепции лидерства
Веснин В. Р. Менеджмент: учеб. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект,...
Классические теории лидерства
Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. В двух томах. Том 2
Лидерство в системе власти
Исаев Б.А. - Политология в схемах и комментариях (Учебное пособие) - 2009
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий