Психология активности

Регрессия в творческом процессе
29.05.2020
Регрессия лежит в основе творческого процесса, особенно в сфере художественного творчества. Однако по некоторым своим параметрам участвующая в художественном творчестве регрессия не всегда одна и та же.
Отложенные реакции на стресс и фрустрацию
28.05.2020
Некоторые реакции на физические и психические травмы и стресс являются отсроченными, отложенными: они наступают спустя дни, недели, месяцы, а иногда даже после нескольких лет воздействия фрустраторов.
Стереотипия поведения в фрустрирующих и стрессовых ситуациях
28.05.2020
Поведение человека или животного становится стереотипным, когда появляется тенденция неизменного повторения цепи определенных действий - как внешних, предметных, так и внутренних (например, некоторых суждений).
Агрессивная реакция на фрустрацию
28.05.2020
Исследование фрустрации и защитных механизмов личности было начато Зигмундом Фрейдом и ее дочерью Анной Фрейд. Все последующие европейские и американские исследования носили на себе следы влияния психоанализа.
Прогноз достижений по уровню креативности
15.05.2020
Д. Шэффер (2003) пишет, что выдающиеся люди - это не просто эксперты, но и новаторы. В связи с этим он предполагает, что скорее креативность, а не высокий IQ позволила Моцарту, Эйнштейну или Пиаже добиться таких выдающихся достижений.
Взгляд на генезис способностей и одаренности сторонников личностно-деятельностного подхода
15.05.2020
Сторонники личностно-деятельностного подхода рассматривают способности как результат деятельности человека. Еще в 1941 г. Б. М. Теплов писал, что способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности. У С. Л.
Художественная одаренность: что это такое
15.05.2020
А. Ф. Лазурский (1997) писал, что «психологический тип художника соотносится с типом «бесплодного мечтателя», хотя по сравнению с бесплодными мечтателями низшего психического уровня художники стоят, конечно, много выше» (с. 46).
Музыкальная одаренность: что это такое
15.05.2020
Проблемой музыкальной одаренности занимался Б. М. Теплов (1947, 1961).
Продукты творчества как показатели креативности
15.05.2020
Продукты творчества разнообразны. Это и технические изобретения, и новые стили в искусстве, и новые идеи в науке, и т. д. К.
Роль вдохновения в творчестве
14.05.2020
Творческий подъем, прилив творческих сил называют вдохновением. Это состояние напряжения и подъема духовных сил, творческого волнения человека. Оно характеризуется повышенной общей акктивностью человека, сознанием легкости творчества, переживанием «одержимости», эмоционального подъема.
Виды интуиции
14.05.2020
Существуют разные подходы к выделению видов интуиции. Говорят об интеллектуальной и чувственной интуиции. Интеллектуальная интуиция - это «прямое постижение умом истины, не выведенной из других истин посредством доказательства» (Асмус В. Ф., 1965, с. 6).
Подходы к пониманию креативности
14.05.2020
В самом общем виде креативность понимается как общая способность к творчеству. Креативность (от лат. creatio - созидание) - это способность человека порождать необычные идеи, находить оригинальные решения, отклоняться от традиционных схем мышления. Так, К.
Воодушевление, сомнение и тревога в творческом процессе
14.05.2020
Успешное окончание творческого процесса сопровождается возникновением положительных эмоций: удовлетворением («ага» - переживанием по К. Бюллеру, т. е. приятным чувственным тоном), радостью, восторгом, ликованием. Вспомним, как восторгался созданным произведением А. С. Пушкин: «Ай да Пушкин!
Соотношение интуитивного и аналитического стилей
14.05.2020
Имеются две точки зрения на соотношение интуитивного и аналитического стилей. Одни исследователи считают, что они взаимосвязаны и являются противоположными полюсами единого измерения: если сильно выражен один из них, то другой выражен слабо (Allison et al., 2000).
Дивергентное мышление как креативная способность
14.05.2020
Толчком для выделения этого вида творческих способностей послужил факт отсутствия связи между традиционными тестами интеллекта, выявляющими особенности конвергентного мышления, и успешностью решения проблемных ситуаций, осуществляемого с помощью дивергентного мышления.
Творческий потенциал человека
14.05.2020
Выше уже отмечалось, что к творчеству способны практически все люди. Однако уровень творческих достижений у людей бывает различным. Большинство высоких творческих достижений в той или иной области принадлежит лишь незначительной части людей.
Воображение и творческая деятельность
14.05.2020
Как отмечал С. Л. Рубинштейн, воображение играет существенную роль в каждом творческом процессе, но особенно велико его значение в художественном творчестве. Всякое художественное произведение выражает свое содержание в конкретно-образной форме.
Виды (типы) креативности
14.05.2020
П.
Что такое способности?
14.05.2020
Существуют различные подходы к рассматриваемому понятию - общепсихологический и дифференциально-психологический. При первом подходе способностями признаются любые проявления возможностей человека (исходная посылка: человек способен, может осуществлять какую-либо деятельность).
Возрастные особенности воображения
14.05.2020
Многие зарубежные психологи (В. Штерн, Д. Дьюи, В. Уорд и др.) рассматривали воображение как врожденную способность ребенка, которая проявляется в различных видах деятельности.
Креативность и интеллект
14.05.2020
Существуют как минимум три основных подхода к соотношению творческих способностей и интеллекта.
Что понимают под одаренностью (талантом)?
14.05.2020
В. М. Бехтерев писал, что наряду с воспитанием для всякого творчества необходима та или иная степень одаренности. Термин «одаренность» появился в психологии в начале XX в. благодаря американцу Г. Уипплу, который обозначил им учащихся со сверхнормальными способностями.
Роль эмоций в творчестве
14.05.2020
Л. С. Выготский (1987) считал, что психология творчества опирается прежде всего на исследование эмоций. Эмоция обладает способностью подбирать впечатления или образы, которые созвучны тому настроению, которое владеет нами в данную минуту.
Креативность и генетические задатки
14.05.2020
По мнению ряда ученых, в проявлении креативности, а точнее - дивергентного мышления, являющегося основой креативности, роль генетического фактора в отличие от средо-вого невелика (Р. Николс [R. Nichols, 1978]; Пломин [Plomin, 1990]; Григоренко Е. Л., Кочубей Б. И., 1989). А. В.
Гениальность: что это такое в психологии
14.05.2020
Гениальность рассматривается со времен И. Канта как высшая степень творческой одаренности (таланта). Попытки понять сущность гения предпринимались неоднократно, но до сих пор эта сущность так до конца и не раскрыта. Причина состоит в том, что, как писал Ш.

Страницы