Арабская средневековая философия

Большой вклад в развитие философии внесли философы арабского Востока. Арабский (мусульманский) мир был известен также и своими большими достижениями в области естествознания (алгебра, астрономия, медицина). Что же касается философии, то в своем развитии она соприкасалась как с греческой, так и с западноевропейской философскими традициями. Арабы сумели распространить свое влияние на ряд европейских стран. Для арабской философии авторитетами были прежде всего Платон и Аристотель, а свою основную задачу она видела в защите важнейшей ценности исламской религии – учения Корана о Боге-Аллахе.

Крупнейшим мыслителем арабского Востока был Ибн-Сина (Авиценна) (ок. 980—1037 гг). Ибн Сина – необычайно разносторонний мыслитель, философ и политик, астроном и алхимик, врач, поэт и музыкант. Им написано более 100 книг. Особой славой пользовался «Медицинский канон», остававшийся в течение веков одной из руководящих книг по теории и практике врачевания. Основным его философским трудом была энциклопедическая «Книга исцеления», разделявшаяся на логику, физику, математику и метафизику. Авиценну называли «князем философов» и «князем врачей» (его авторству принадлежат «Книга исцеления», «Книга спасения»). Авиценна – это религиозный мыслитель XI в., продолжатель учения Аристотеля и систематизатор естественных наук своего времени («король восточной арабской философии», «князь ученых»).

Классифицируя науки, он разделил их на две группы: теоретические (умозрительные) и практические (прикладные). По мнению Авиценны, «высшей наукой» является теология. Она призвана исследовать то, что находится вне  природы, т. е. Бога. Арабский мыслитель подчеркивал также большую роль астрономии, физики и математики. Логику он называл «наукой-мерилом» и рассматривал ее как введение в философию.

Авиценна не сомневался в познаваемости мира человеком. Однако всякое знание, если оно не взвешено на весах разума, не является достоверным. Бог рассматривался Авиценной не только как создатель мира, но вместе с тем и как мыслящее существо. От него якобы исходит к человеку интеллектуальное просветление и способность к познанию окружающего мира. Венцом развития всех живых существ является разум. Познание есть не что иное, как обнаружение умом органичного единства мира и причинности в нем. Ибн-Сина говорит о двух способах познания. Кроме обычного познания, существует еще особое интуитивное познание, в котором душа может состоять в непосредственном общении с мировым разумом.

Значительное место в творчестве Авиценны заняло учение о человеческой душе. Он выделял в ней две главные силы – умозрительную и практическую, обусловливающие способность к познанию и намеренным действиям. Наиболее развита душа у великих пророков, которые познают мир без учителей, благодаря своей интуиции. Мыслитель считал, что душа бессмертна. В пользу этого он приводил ряд аргументов. Так, при старении тело слабеет, а разум, наоборот, крепнет. Следовательно, разум не зависит от тела, и после смерти душа ведет самостоятельную жизнь.

Интересны социальные взгляды этого мыслителя. Он подчеркивал, что человек отличается от животных тем, что он не может жить особняком, в одиночестве. Жизнеспособность общества поддерживается разделением труда между правителями, стражниками и производителями. Первичное разделение труда было осуществлено Пророком. Согласно исламской традиции Авиценна считал, что в сфере общественной жизни подлежит запрету тунеядство, воровство, ростовщичество, азартные игры, а в частной жизни должно караться прелюбодеяние и распутство. Также согласно исламской традиции он трактует семейные отношения. Главную ответственность за благополучие семейной жизни должен нести хозяин дома – отец и муж. Жену он называет компаньонкой хозяина в имуществе, уполномоченной в его делах денежных. Муж должен позаботиться, чтобы мысли женщины были заняты только домашним хозяйством и детьми.

При воспитании юноши ему нужно дать элементарные знания в основных науках (слишком глубокие познания даже вредны). Нужно воспитать четыре качества: воздержанность, смелость, мудрость и справедливость.

Еще одним известным философом арабского востока был мыслитель аль-Фараби. Абу Наср Мохаммед аль-Фараби (870—950 гг.) родился в городе Фарабе в Мавераннахре (современный южный Казахстан). Тюрк по происхождению, он получил образование на арабском языке в Сирии и стал одним из основоположников арабоязычной философской и политико-правовой мысли, за что получил почетные имена «первого философа арабов» и «Аристотеля Востока».

В своем главном политико-правовом произведении «Трактат о взглядах жителей добродетельного города» аль-Фараби вслед за Платоном ставит проблему создания модели «идеального государства». Если гармония государства Платона основана на силе мирового закона, то у аль-Фараби она происходит из договора между людьми.

Аль-Фараби следует догмату равенства всех мусульман перед Аллахом. В отличие от Платона, в его «добродетельном городе» нет разделения граждан на сословия по роду занятий.

Мыслитель разделяет людей в соответствии с их интеллектуальными и моральными качествами:

  • на мудрецов;
  • на «людей религии», к которым он также относит писцов, поэтов и музыкантов;
  • на счетоводов, геометров и врачей;
  • на воинов;
  • на людей, занятых в сфере материального производства, т. е. на земледельцев, скотоводов и торговцев.

«Город» аль-Фараби тождественен «государству», т. е. у него проявляется типичное для восточных цивилизаций отождествление городов и сел, отсутствует городское самоуправление, автономное от государственной власти. «Город» аль-Фараби населяют «подданные», а не «граждане».

«Добродетельным городом» руководит имам, главной добродетелью которого является просвещенность, а главной целью и долгом – забота о его подданных. Главная цель деятельности государя – решение вполне конкретных практических задач: обеспечение безопасности, воспитание и обучение подданных, забота об их материальном благосостоянии и моральном достоинстве.

Имам является единственным правителем, законодателем и судьей в государстве, в котором в принципе невозможно разделение властей. Он должен быть просвещенным правителем, т. е. способным издавать законы на основании рационального постижения окружающего мира и тем самым обеспечивать совершенствование своих подданных. В то же время имам может произвольно менять законы, причем сам он не связан законами в своих действиях, за результаты которых он несет ответственность перед Аллахом, но не перед своими подданными.

Авторитарность власти имама обусловливается Кораном, который требует покорности мусульман Аллаху и его наместникам без логического и юридического определения. Для мусульманина слово Аллаха – это закон, а не предмет логических спекуляций.

В то же время, по мнению аль-Фараби, Аллах творит мир не произвольно, а в соответствии с требованиями строгой причинности. Соответственно, правление имама не может быть произвольной диктатурой. Его просвещенность проявляется в способности постичь волю Аллаха как всеобщий закон мироустройства, передать его подданным и управлять государством в соответствии с ним.

Аль-Фараби различает формы государства не по способу их организации, а по методам осуществления власти, как просвещенные и непросвещенные.

Непросвещенные государства у аль-Фараби отождествляются с недобродетельными, т. к. в них непросвещенный имам определяет цель общественного развития не по объективному «знанию», а по субъективным «мнениям». Последние становятся причиной порочности, т. к. в качестве блага определяют не духовные блага, не следование в своей жизни «пяти столпам ислама», а физическое здоровье, материальные богатства или почести.

Недобродетельным, по мнению аль-Фараби, может быть «безнравственный город», если в нем имам и его подданные имеют знания, но игнорируют их в своем поведении. Другим вариантом является «переменчивый город», в котором имам отказывается от добродетели ради порока.

Также недобродетельным является город, которым имам управляет, следуя своим неразумным «страстям», который ведет завоевательные войны ради материального обогащения.

В целом арабская философия в полной мере отразила общие тенденции развития средневековой философии, также развила традиции античной философии, но смогла и обрести свое лицо.

Ключевые слова: Философия, Средневековье
Источник: Философия для «чайников». Учебник для академического бакалавриата: А. Д. Попова, 2018
Материалы по теме
Особенности и этапы философии Средневековья
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 1: Исторические типы...
Философская мысль эпохи Средневековья и Возрождения
Понуждаев, Э. А. Философия: учебное пособие (курс лекций, проблемно-тематическийкурс,...
Философия Августина Аврелия
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 1: Исторические типы...
Философия Фомы Аквинского
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 1: Исторические типы...
Теоцентризм философии Средневековья. Особенности патристики и схоластики
Философия для «чайников». Учебник для академического бакалавриата: А. Д. Попова, 2018
Великое переселение народов и образование варварских королевств в Европе
История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков...
Философия в период от эпохи Возрождения к эпохе Просвещения
Философия для «чайников». Учебник для академического бакалавриата: А. Д. Попова, 2018
Объемлющее
Карл Ясперс, Введение в философию
Оставить комментарий