Альберт Эллис

Альберт Эллис (р. в 1913 г.) - cоздатель метода рационально-эмотивной терапии (РЭТ), начинал как ортодоксальный психоаналитик, затем обучался под руководством К. Хорни. В 1950-е гг. А. Эллис сформулировал ряд положений, которые легли в основу нового направления в практической психотерапии. Одним из таких положений является высказывание древнеримского стоика Эпиктета: «Людям мешают не вещи, а то, какими они их видят».

Основной предмет анализа психической деятельности в РЭТ - изучение способов рассуждений и действий. Основываясь на рационалистическом подходе к структуре индивидуального сознания, РЭТ стремится освободить пациента от сложившихся стереотипов и клише, обеспечить более свободный и непредубежденный взгляд на мир.

В концепции Альберта Эллиса человек трактуется как «самооценивающий самоподдерживающий и самоговорящий». Человек рождается с определенным психическим потенциалом, имеющим две стороны: рациональную (отражающую стремление к любви и личностному росту) и иррациональную, деструктивную (включающую разрушительную и самообвинительную тенденции).

Согласно концепции Альберта Эллиса, источник психологических нарушений - система индивидуальных иррациональных представлении о мире, усваиваемая в основном в детстве от значимых взрослых. Невроз в частности, трактуется как «иррациональное мышление и поведение». Сердцевина же эмоциональных нарушений, как правило, самообвинение. Важным понятием в РЭТ является понятие ловушка -все те когнитивные образования, которые создают необоснованную (невротическую) тревогу, раздражительность и т.п.

В рамках данного направления разработаны группы иррациональных суждений:

  1. «Долженствованые». Я должен..., он должен.
  2. «Ужасающие». Будет ужасно, если...
  3. «Надлежит», «Следует»
  4. «Порицающие». Он ужасный человек, и должен быть наказан...
  5. «Обобщения». Она всегда..., все женщины ....
  6. «Ярлыки»

А Эллис предложил поликомпонентную структуру поведенческих актов личности, названную им первыми буквами латинского алфавита (ABCDE-теория). В этой концептуальной схеме А - активирующее событие- В (belief) - мнение о событии; С (consequence) - последствие (эмоциональное или поведенческое) события; D (dispating) - последующая реакция на событие (в результате мыслительной перераоотки); Е (effect) - завершающее ценностное умозаключение (конструктивное или деструктивное).

Анализ поведения пациента или самоанализ осуществляются по схеме "событие - восприятие - реакция - обдумывание - вывод" и обладает весьма высокой продуктивностью и обучающим эффектом. В целом же психологические предпосылки применения РЭТ следующие:

  1. согласие пациента на использование РЭТ;
  2. признание им личной ответственности за разрешение своих проблем;
  3. принятие идеи, что имеется возможность устранения этих проблем;
  4. признание того факта, что эмоциональные проблемы проистекают из иррациональных представлений;
  5. обнаружение (осознание) этих представлений;
  6. признание полезности серьезного обсуждения этих представлений;
  7. согласие бороться со своими алогичными суждениями.

Цели психотерапевтической помощи - помощь в пересмотре системы убеждений, норм и представлений, освобождение от идеи самообвинения.

Позиция психотерапевта или психолога-директивна: он разъясняет, убеждает, он - авторитет, который опровергает ошибочные суждения, указывая на их неточность, произвольность и т.п.

Пациенту отводится роль ученика и его успех трактуется в зависимости от мотивации и идентификации с ролью учащегося. Пациент проходит три уровня инсайта: поверхностный (осознание проблемы), углубленный (распознавание собственных интерпретаций) и глубинный (на уровне мотивации к изменению).

РЭТ характеризуется широким набором психотерапевтических техник, в том числе заимствованных из других направлений и объединенных ярко выраженным прагматизмом:

  • обсуждение и опровержение иррациональных взглядов; -когнитивное домашнее задание (самоанализ по ЛВСОЕ-модели с переструктурированием привычных вербальных реакций и интерпретаций);
  • рационально-эмотивное воображение;
  • ролевая игра.
  • атака на страх (домашнее задание, смысл которого заключается в выполнении действия, обычно вызывающего страх или психологические затруднения у пациента).
Комментарии
Аватар пользователя 132458
132458

Ищу напарника, чтобы поддерживать друг друга в применении методов рационально-эмотивной терапии Эллиса. Пишите на ellis.albert (соб@ка) yandex.ru

Оставить комментарий