Афферентный синтез

Стадия афферентного синтеза состоит из нескольких компонентов:

Доминирующая мотивация. Ведущим компонентом стадии афферентного синтеза является доминирующая биологическая мотивация, которая строится на основе нервно-гуморальной сигнализации различными метаболическими потребностями.

Биологические мотивации могут самостоятельно сформировать поведенческий акт. При этом внешние факторы играют роль ключевых, раскрывающих в определенных условиях генетические механизмы поведенческих актов.

Биологические мотивации на основе восходящих активирующих влияний мотивационных центров гипоталамуса в построении поведенческих актов постоянно апеллируют к механизмам генетической памяти. По мере индивидуального развития, обучения значение внешних факторов в организации поведения становится ведущим.

Обстановочная афферентация. Влияния внешней среды составляют второй компонент афферентного синтеза - обстановочную афферентацию, которая непрерывно поступает в центральную нервную систему при действии разнообразных факгоров внешней среды на многочисленные экстерорецепторы живых организмов.

Соотношение доминирующих биологических мотиваций и обстановочной афферентации всегда динамично и строится по принципу доминанты. В построении поведенческих актов у животных и, особенно, у человека влияние внешних факторов всегда является определяющим.

В определенных условиях, когда голод приобретает значительную силу, значение обстановочных раздражителей отступает на второй план, и животные действуют во имя удовлетворения внутренних метаболических потребностей.

Доминирование биологических потребностей может наблюдаться у отдельных, как правило, малокультурных, людей, когда при наличии сильных метаболических потребностей они попирают нормы морали и общественного поведения. Культурный человек, как правило, действует в соответствии с нормами и правилами воспитания и удовлетворяет свои биологические потребности в определенное время и в определенных условиях.

Соотношения доминирующей мотивации и обстановки динамичны, они строятся по принципу доминанты - в первую очередь удовлетворяются биологические или обстановочные воздействия - наиболее значимые для выживания или социальной адаптации.

Третьим компонентом афферентного синтеза является память. Прежде всего, это генетическая память, к которой в построении поведения постоянно адресуются врожденные биологические мотивации. Не менее значима и индивидуально приобретенная память. Механизмы памяти могут самостоятельно формировать поведенческий акт или существенно повлиять на его организацию.

Соотношение доминирующей мотивации, обстановочной афферентации и памяти в поведенческих актах всегда строится по принципу доминирования. Каждый из этих компонентов афферентного синтеза в определенных условиях способен сформировать целенаправленный поведенческий акт. Взаимодействие мотивации, обстановочной афферентации и памяти постоянно создает так называемую предпусковую интеграцию.

Разрешающим компонентом стадии афферентного синтеза является пусковой (условный) раздражитель. Его значение состоит в том, что он вскрывает сложившуюся в центральной нервной системе до его воздействия предпусковую интеграцию и определяет доминирование в каждом конкретном случае мотивацион-ного или обстановочного воздействия, а также механизмов памяти.

В качестве пусковых стимулов выступают разнообразные условные раздражители и фактор времени.
 
Нейрофизиологическую основу афферентного синтеза составляют следующие механизмы.

  1. Восходящие активирующие влияния подкорковых образований на кору большого мозга.
  2. Нисходящие влияния коры на подкорковые образования.
  3. Реверберация возбуждений между корой и подкорковыми образованиями.
  4. Механизмы конвергенции возбуждений различного сенсорного и биологического качества на нейронах коры большого мозга.
  5. Механизмы центрального торможения.

Роль различных отделов головного мозга. Процессы афферентного синтеза происходят в различных отделах центральной нервной системы. Однако ведущая роль в механизмах афферентного синтеза принадлежит коре большого мозга, в частности ее лобным долям. Удаление лобных отделов коры головного мозга приводит у животных к нарушению синтеза обстановочных и пусковых раздражений. Больные после лобэктомии часто не могут правильно сформулировать цель поведения и, даже будучи мотивированными специальными задачами, отвлекаются от их выполнения различными внешними факторами. При этом нарушается связь между обстановочными влияниями и действием пусковых стимулов.

Значение стадии афферентного синтеза. Стадия афферентного синтеза - это стадия динамического перебора информации, своего рода «стадия сомнений». На стадии афферентного действия поведение может быть определено либо во имя удовлетворения доминирующей внутренней потребности, либо действием внешних, в том числе пусковых факторов, или механизмами памяти.

Стадия афферентного синтеза завершается императивной стадией принятия решения.

Принятие решения. На этой стадии поведенческого акта вырабатывается доминирующая линия поведения. При этом организм освобождается от возможных степеней свободы и направляет свою деятельность на удовлетворение ведущей потребности, обусловленной влияниями либо внутренней, либо внешней, а у человека - социальной среды.

Основным механизмом принятия решения является латеральное торможение, позволяющее из множества синаптических организаций на отдельных нейронах мозга выбирать для деятельности ограниченное их число.

Стадия принятия решения завершается следующей стадией системной архитектоники поведенческого акта, организующей самоповедение, - стадией эфферентного синтеза. Однако ей предшествует организация наиболее ответственной стадии целенаправленного поведенческого акта — стадии предвидения потребного результата - акцептора результата действия.

Ключевые слова: Мотивация
Материалы по теме
Значение и роль мотивации
Кравченко А. И., Общая психология : учебное пособие. - Москва : Проспект. 2011.-432с.
Мотивации и эмоции
...
Проблемы мотивации
Общая психология: учебник / Л А. Вайнштейн, В А. Поликарпов, И.А. Фурманов. — Минск: Соврем...
Теории мотивации
Карпов А.В., Общая психология
Мотивация
Столяренко Л.Д., Психология и педагогика для технических вузов
Мотивация к профессиональной деятельности
Федосеев В.Н., Управление персоналом организации
Влияние мотивации на успешность учебной деятельности
Реан А. А., Психология личности. — СПб.: Питер, 2013. — 288 с.: ил. — (Серия «Мастера...
Мотивация труда: мотивы и стимулы
Кошелев А.Н. — «Управление персоналом. Шпаргалка»
Оставить комментарий