Свободное формирование уровня цены не означает, что государство не принимает участие в управлении этим процессом. Во многих государствах создана правовая основа регулирования цен в виде законов, указов, постановлений, налажена систематическая, общедоступная публикация статистической информации о ценах, их уровне и динамике. Эти данные используются при регулировании уровня доходов и их индексации. Важными элементами системы регулирования экспорта и импорта в большинстве стран являются лицензирование, квотирование и контроль за ценами. Ни одна развитая страна не обходится без государственного регулирования цен на сельскохозяйственную продукцию и основные продукты питания. Правительственное регулирование цен осуществляется в виде поддержки фермерских цен на таком уровне, который должен обеспечить прибыль в сельском хозяйстве. В большей мере подвергаются государственному регулированию цены на топливно-энергетические ресурсы, тарифы на услуги связи, коммунально-бытовые, общественного транспорта. Государственные меры по регулированию цен осуществляются главным образом путем косвенного воздействия на процесс их формирования и реализуются экономическими методами через налоговую, кредитную, таможенную, дотационную политику, при которой не нарушается целостность рыночного механизма, сохраняется экономическая обоснованность цен и их взаимосвязь с ценами мирового рынка.
В РБ в соответствии с Законом «О ценообразовании» от 10.05.1999 г. № 255-3 разграничены полномочия между центральными и местными исполнительными и распорядительными органами в вопросах регулирования цен. К мерам государственного регулирования по ценообразованию в настоящее время относятся: порядок ценообразования, контроль за уровнем цен предприятий-монополистов, ограничение уровня цен на отдельные товары и материально-сырьевые ресурсы, лицензирование и квотирование экспорта и импорта.
Исходя из мер государственного регулирования в республике существует три вида цен: свободные, регулируемые, фиксированные (предельные отпускные цены).
Согласно Положению о порядке формирования и применения цен и тарифов от 22.04.1999 г. № 43 в зависимости от сферы обслуживания различают свободные отпускные, свободные оптовые и свободные розничные цены.
Свободные отпускные цены на продукцию производственно-технического назначения и товары народного потребления устанавливаются и применяются при расчетах предприятий-изготовителей со всеми покупателями — другими предприятиями, колхозами, совхозами, строительными организациями, оптовыми и торговыми базами и магазинами, кроме населения.
Свободные отпускные цены предприятий-изготовителей формируются на основе себестоимости производства продукции и ее реализации в соответствии с «Основными положениями по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг)», утвержденными Минэкономики, Минфином и Минстатом, Минтрудом 30.01.98 г., последующими дополнениями и изменениями к ним, налогов и уровня прибыли, согласованных с покупателями в зависимости от качества продукции, спроса на нее и конъюнктуры рынка.
Поскольку уровень себестоимости и налоги, составляющие часть цены, регламентируются технологией производства и законодательными актами, под «свободной» отпускной ценой понимается та, в которую прибыль включается «свободно», как разница между ценой продажи изделия и затратами. Цена продажи изделия устанавливается изготовителем в зависимости от спроса на него, качества и наличия конкурентов. В результате взаимодействия этих факторов устанавливается свободная рыночная цена. Она фиксируется в точке, в которой пересекаются численные значения указанных факторов. Эта точка называется точкой равновесия, при котором уровень цены устраивает и продавца, и покупателя.
Свободные оптовые цены формируются на основе отпускной цены предприятия-изготовителя и свободно устанавливаемой оптовой надбавки оптовых организаций.
Свободные розничные цены на продукцию и товары, произведенные внутри республики и завезенные из-за ее пределов, устанавливаются розничным продавцом исходя из отпускной цены изготовителя или организации, осуществляющей ввоз товара в республику, оптовой и торговой надбавки.
Если торговая организация приобрела товар непосредственно на предприятии, цена на него включает отпускную цену предприятия и торговую надбавку, а если на оптовой базе, то свободная розничная цена состоит из отпускной цены предприятия, свободной оптовой и свободной торговой надбавок.
Уровень надбавок устанавливается оптовыми и торговыми организациями самостоятельно исходя из спроса на продукцию и фактических издержек обращения этих организаций. Однако во исполнение Указа Президента Республики Беларусь от 30.08.1999 г. № 285 облисполкомам разрешается регулировать уровень надбавок на ряд социально значимых товаров и услуг.
Регулируемые цены — это цены на продукцию, по которым государством определяются предельный уровень прибыли, предельные цены; предельные надбавки.
Предельный уровень прибыли устанавливается на продукцию предприятий-монополистов, если отсутствует конкурент и ограничена партия выпуска. При увеличении объема выпуска продукции (серийности) и появлении конкурента продукция исключается из разряда монопольной.
Предельный уровень рентабельности, включаемой в цену на продукцию предприятий-монополистов, составляет от 10 до 30%. Если фактический уровень рентабельности превышает предельное значение, сумма фактической прибыли, превысившая нормативную величину, перечисляется предприятием в бюджет.
Предельный уровень цен (декларируемые цены) на продукцию утверждается Департаментом цен по представленным предприятием материалам затрат на производство и реализацию продукции и предельного уровня рентабельности. Департамент цен выдает предприятию декларацию об уровне цены на изделие. Уровень цен на продукцию, по которой имеется декларация, не должен согласовываться с торгующими организациями. Если фактический уровень рентабельности по декларируемой продукции выше предельного уровня, то сумма прибыли, превышающая нормативный уровень, не перечисляется в бюджет. Предприятия, которые выпускают продукцию, подлежащую по перечню декларированию, и предприятия-монополисты могут согласовывать с покупателем в зависимости от спроса более низкий уровень цен.
К регулируемым относятся цены на продукцию, по которой устанавливается предельный уровень оптовых и торговых надбавок.
Фиксированные (предельные отпускные) цены — это твердые цены на определенный перечень продукции, размер которых устанавливается государством. Ни предприятия, ни торговля не вправе изменять их. Расходы на производство и реализацию населению этой продукции, превышающие уровень цены, должны возмещаться предприятию из средств бюджета. В настоящее время фиксированные цены установлены на хлеб, молоко и другие продукты. Предприятия-изготовители, реализуя свою продукцию другим предприятиям, организациям, оптовым и торговым базам, фиксируют отпускные цены в протоколе согласования, розничные цены — в реестре. Форма протокола согласования, реестра предусмотрена Положением о порядке формирования цен и тарифов от 22.04.1999 г. № 43. Цены на декларируемую продукцию указываются декларантом. В этих условиях покупатель имеет возможность по названным документам выяснить объективность установленного уровня цены.
При совершении сделок, особенно на международном рынке, применяются различные цены:
- базисная цена — цена, зафиксированная в протоколе согласования или договоре;
- биржевая цена — цена на товары, реализуемые через биржу с учетом биржевой котировки.
- договорная цена — цена, установленная по договоренности между продавцом и потребителем продукции;
- контрактная цена — цена, применяемая при поставках продукции из-за рубежа или за рубеж, в валюте;
- твердая цена — согласовывается при заключении контракта и не подлежит пересмотру в ходе его выполнения;
- справочная цена — распространенный вид мировых цен на сырьевые товары, который формируется под влиянием спроса и предложения;
- демпинг — продажа товара за границей по цене более низкой, чем на отечественном рынке;
- ценовая дискриминация — практика продажи одного и того же товара конкурирующим покупателям по разной цене.