Субъекты естественных монополий: особенности правового статуса

Статус естественных монополий регулируется Законом о монополиях. В силу ст. 3 этого Закона естественная монополия - это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами этой монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров. Иначе говоря, монополии называются естественными в силу независящих от воли и сознания людей специфических свойств, присущих этим товарам, работам и услугам. В свою очередь, субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

На первый взгляд легальное определение понятий "естественная монополия" и "субъект естественной монополии" не вызывает каких-либо критических замечаний. Однако при их внимательном прочтении можно обнаружить некоторые пробелы и неточности в изложении нормативного материала. Во-первых, естественная монополия характеризуется как состояние товарного рынка. Здесь на первый план выдвигается экономическая природа монополии, что является закономерным. Но вряд ли можно признать удачным использование словосочетания "состояние товарного рынка". Резонно возникает два вопроса: что есть состояние товарного рынка и какими признаками оно характеризуется?

Определение товарного рынка сформулировано в ст. 4 Антимонопольного закона.

Товарный рынок - сфера обращения товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров на территории Российской Федерации или ее части, определяемой исходя из экономической возможности покупателя приобрести товар на данной территории и отсутствия этой возможности за ее пределами.

Исходя из нормативного определения понятия "естественная монополия", надо указать на следующие ее признаки: 

  • удовлетворение спроса на товарном рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства;
  • товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами;
  • спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Эти признаки - предмет специального исследования экономической науки. Тем не менее они (признаки) носят условный (оценочный) характер, а их применение на практике не всегда позволяет очертить контуры естественных монополий. Поэтому существует проблема разграничения монополий на естественные, легальные и искусственные.

Во-вторых, формулировка Закона о монополиях "субъекты естественных монополий" некорректна. Дословно это выглядит следующим образом: субъекты состояния товарного рынка.

Естественная монополия действует в условиях, когда создание конкурентной среды на товарном рынке (в том числе путем ввоза продукции на данный рынок) независимо от уровня спроса невозможно или экономически неэффективно при существующем уровне научно-технического прогресса. Следовательно, если данный уровень существенно изменится, монополия может утратить свой статус естественной.

Глубокое по содержанию исследование правового регулирования естественных монополий проведено О.А. Григорьевой. В частности, естественная монополия справедливо рассматривается как экономико-правовое явление. Оно (явление) экономическое по содержанию, но правовое по форме. С этой позиции названным автором предложено собственное определение естественной монополии:

"Естественная монополия находит свое правовое выражение в качестве признанного государством специального права на осуществление деятельности определенного вида в пределах одного товарного рынка, обусловленного эффектом масштаба при производстве товара, который является незаменяемым и спрос на который не зависит от изменения цены на него".

Таким образом, правовой режим естественной монополии является исключительным, а его установление представляет собой разновидность государственного регулирования экономики. Исключительность режима выражается, с одной стороны, в предоставлении хозяйствующему субъекту права на осуществление деятельности единолично в пределах товарного рынка, с другой - в обоснованном ограничении действия свободы экономической деятельности с целью реализации и защиты публичных интересов путем государственного регулирования естественных монополий.

Итак, субъекты естественных монополий есть хозяйствующие субъекты, выступающие в качестве носителя специального права. В литературе верно отмечается, что существует несогласованность норм Закона о монополиях и специальных законов в части хозяйствующих субъектов.

Закон о монополиях ограничивает субъектный состав указанием на юридические лица. Что касается других федеральных законов, то они содержат указания на возможность осуществлять естественно-монополистическую деятельность и индивидуальными предпринимателями. Так, в силу ст. 2 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" (в ред. ФЗ от 23 декабря 2003 г. N 186-ФЗ) оператором связи (т.е. субъектом естественной монополии в данной сфере) считается физическое или юридическое лицо, имеющее право на предоставление услуг электрической или почтовой связи. Аналогичное правило содержится в ст. 2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ "О почтовой связи" (в ред. ФЗ от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ), на основании которой операторами почтовой связи признаются организации почтовой связи и индивидуальные предприниматели, обладающие правом на оказание услуг почтовой связи. Таким образом, имеет место несогласование норм Закона о монополиях и специальных законов по вопросам, связанным с организационно-правовой формой хозяйствующих субъектов.

Поэтому мы согласны с мнением о том, что субъектами естественных монополий могут быть и юридические лица, и индивидуальные предприниматели. Кроме того, считаем также возможными ситуации, когда в качестве субъектов естественных монополий вправе выступать некоммерческие организации либо так называемые неправосубъектные образования, такие, как финансово-промышленные группы и холдинги.

Особенности статуса естественных монополий проявляются в различных аспектах: от стадии создания до банкротства (несостоятельности). Например, для признания за лицом правового статуса естественного монополиста необходимо выполнение следующих требований:

  • существование объективной экономической ситуации, при которой определенный вид деятельности характеризуется как естественно-монопольный;
  • фактическое осуществление лицом такого вида деятельности;
  • легальность (правомочность) осуществления деятельности.

Законность может подтверждаться учредительными документами организации, наличием необходимых лицензий, сертификатов и т.п..

Иначе говоря, для приобретения хозяйствующим субъектом правоспособности естественного монополиста необходим сложный юридический состав, включающий все перечисленные элементы. На завершающей стадии формирования субъекта естественной монополии происходит его регистрация специальным уполномоченным органом посредством включения организации (субъекта) в соответствующий Реестр субъектов естественных монополий определенных видов деятельности. Только после такой регистрации в отношении данного субъекта будет осуществляться государственное регулирование и контроль.

Особенности правового статуса субъектов естественных монополий дают о себе знать и в процессе организации деятельности субъектов, и на стадии их несостоятельности (банкротства). Даже формы государственного регулирования и контроля за деятельностью субъектов естественных монополий обладают собственной спецификой.

Рынок несовершенной конкуренции предполагает чистую монополию, монополистическую конкуренцию и олигополию. Коротко остановимся на их характеристике. Чистая (абсолютная) монополия существует, если одна фирма (отрасль) является единственным производителем продукта. К их числу относятся прежде всего естественные монополии (например, акционерные общества "Газпром", "ЕЭС России").

Отметим, что в промышленно развитых странах подобные естественные монополии находятся либо в собственности государства, либо под его строгим контролем. В современной России тотальная приватизация коснулась и естественных монополий. Более того, сейчас не только обсуждается, но уже решен вопрос о дальнейшей реструктуризации предприятий РАО "ЕЭС России". Однако справедливости ради надо обратить внимание на Указ Президента РФ от 28 апреля 1997 г. N 426 "Об основных положениях структурной реформы в сферах естественных монополий". В нем критикуется нынешний статус РАО "ЕЭС России" как холдинговой компании, контролирующей электростанции, межсистемные линии электропередачи, региональные энергоснабжающие компании, и акционерного общества "Центральное диспетчерское управление Единой энергетической системы России", что неизбежно создает внутренние противоречия его интересов при переходе к конкурентным отношениям в электроэнергетике. Конфликт интересов возникает при функционировании оптового рынка, когда РАО "ЕЭС России", имеющее собственные генерирующие мощности, одновременно контролирует оперативно-технологическое управление оптового рынка, процессы отбора состава генерирующих мощностей и распределения нагрузки. Таким образом, идея о реструктуризации РАО "ЕЭС России" не нова и получила нормативно-правовое закрепление.

Другое дело, что при реструктуризации естественных монополий важно не нарушить единство технологической и производственной связи между всеми предприятиями, входящими в состав холдинга.

Названный Указ предусматривает в качестве первоочередных мероприятий продолжение приватизации РАО "ЕЭС России". Понятно, что государство таким способом желает пополнить свой скудный бюджет за счет продажи очередного пакета акций. Вместе с тем возникает вопрос: насколько этот шаг отвечает национальным интересам России?

Как уже отмечалось выше, актуальны вопросы об управлении государственной собственностью и деприватизации приватизированных предприятий. Необходим эффективный механизм такого управления. В частности, нужен закон об управлении федеральной государственной собственностью. Аналогичные законы нужны и на региональном уровне.

Монополистическая конкуренция предполагает наличие относительно большого числа хозяйствующих субъектов, которые производят и реализуют дифференцированную продукцию. Причем дифференциация касается прежде всего неценовых факторов продукта или услуги. Каждый производитель (хозяйствующий субъект) обладает в некоторой степени монопольной властью над своим товаром. В частности, он может повышать или понижать цену на него независимо от конкурентов. Именно данный вид конкуренции преобладает на современных рынках.

И наконец, олигополия означает немногочисленность участников конкуренции. В качестве примера можно привести предприятия нефтегазового комплекса (когда несколько крупных производителей господствуют на рынке). К их числу относятся, например, акционерные общества "Газпром", "Нефтяная компания ЛУКОЙЛ", "Нефтяная компания СИДАНКО", "Нефтяная компания ЮКОС".

Действие Закона о монополиях распространяется на определенные ст. 4 сферы: транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; транспортировка газа по трубопроводам; услуги по передаче электрической и тепловой энергии; железнодорожные перевозки; услуги транспортных терминалов; услуги общедоступной электрической и почтовой связи. Получается, что за пределами указанных сфер пока нет (с точки зрения Закона) естественных монополий.

Сферы естественных монополий подвижны. Они то расширяются, то сужаются, то ликвидируются в зависимости от природных факторов, спроса на товары, конъюнктуры рынка, развития научно-технического прогресса и других причин. Поэтому одна и та же сфера на разных исторических этапах в различных странах может признаваться либо нет естественной монополий. В связи с этим важно, чтобы законодатель своевременно реагировал на произошедшие изменения и корректировал перечень естественно-монопольных видов деятельности.

Более того, нужен реальный механизм изменения сфер естественных монополий в случае наличия объективных предпосылок для этого. Пока что Закон о монополиях такого механизма не предусматривает. На наш взгляд, это можно сделать в виде заключения специализированной комиссии, группы экспертов, аудиторов, либо на основании результатов соответствующего тестирования, либо иным способом.

Ключевые слова: Монополия, Право
Источник: В, С. Белых, Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России
Материалы по теме
Источники административного права: понятие, особенности, виды
Гречина Л. А., Административное право РФ. Курс лекций; учебное пособие. — Москва ; РГ-Пресс...
Предмет и метод предпринимательского права
Ершова И.В - Предпринимательское право.Учебник
Сущность права. Признаки права
Общая теория права и государства, под ред Лазарева, Учебник, 2001 3-е изд
Правовые основы бюджетной системы РФ
Бюджет и бюджетная система. В 2 т. Т. 1 : учебник для бакалавриата и магистратуры / Мст. П....
Право собственности на информационные ресурсы
Ершова И.В - Предпринимательское право.Учебник
Объекты правоотношений
Общая теория права и государства, под ред Лазарева, Учебник, 2001 3-е изд.; Теория...
Поведение фирмы в условиях монополии
Липсиц И.В., Экономика
Право и обычай
Поздняков Э. А. - Философия государства и права - 2016
Оставить комментарий