Игровые педагогические технологии

Понятие «игровые педагогические технологии» включает в себя достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создается игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависят от понимания педагогом функций и классификации педагогических игр.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

  • обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;
  • познавательные, воспитательные, развивающие;
  • репродуктивные, продуктивные, творческие;
  • коммуникативные, диагностические, психотехнические и др.

Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО.

Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, саморегуляции, самореализации.

Содержание детских игр развивается последовательно: предметная деятельность, отношения между людьми, выполнение правил общественного поведения.

Целью игровых технологий является решение ряда задач:

  • дидактических (расширение кругозора, познавательная деятельность; формирование определенных умений и навыков);
  • развивающих (развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих идей, умений устанавливать закономерности и др.);
  • воспитывающих (воспитание самостоятельности, воли, формирование нравственных, мировоззренческих позиций и др.);
  • социализирующих (адаптация к условиям среды и др.).
Ключевые слова: Игра, Психопедагогика
Источник: Кановская М.Б., Педагогика. Конспект лекций
Материалы по теме
Игра как ведущая деятельность дошкольника
Палагина Н.Н., Психология развития и возрастная психология
Психолого-педагогическая характеристика детей раннего возраста
Стребелева Е.А., Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного...
Педагогическая культура
Григорович Л.А., Педагогика и психология
Личностно-творческий компонент профессионально-педагогической культуры
Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений...
Игровая психотерапия детей
Б. Карвасарский, Психотерапевтическая энциклопедия
Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста
Стребелева Е.А., Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного...
Педагогические технологии
Басова Н.В., Педагогика и практическая психология
Объект, предмет и функции педагогики
Сластенин В.А. — «Педагогика»
Оставить комментарий